Это зависимость между рыночной ценой блага и его количеством, которое потребители готовы приобрести на данном рынке в течение определенного периода времени (неделя, месяц).
Разновидности спроса:
• индивидуальный (со стороны отдельного покупателя на определенный товар для каждой цены товара, на данном рынке и в данный момент рыночный или отраслевой (суммарный спрос со стороны всех покупателей на определенный товар для каждой цены товара, на данном рынке и в данный момент времени), именно он изучается в курсе микроэкономики,
• совокупный, агрегированный (суммарный спрос экономических агентов на все конечные товары и услуги, предлагаемые на различных товарных времени),
• рынках страны в течение определенного периода времени).
Величина рыночного спроса
- это количество товаров (на конк-ретном рынке), которое хотят и могут приобрести покупатели при всех возможных ценах на него за определенный период времени.
Общая функция спроса:
Qd = f (P, Ps, Pc, I, N, T, W…),
Где Qd – величина спроса на товар,
Р – цена покупаемого товара,
Рs - цена товаров-субститутов,
Pc – цена товаров - комплементов,
I – доход потребителя,
N – количество покупателей,
T - налоги,
W – потребительские ожидания.
Прямаяфункцияспроса
Qd = f (P)
Qd = a – bP,
где а– величина спроса при нулевой цене,
b– показатель угла наклона функции спроса,
а и b > 0.
Законспрса:
При прочих равных условиях, чем
Ниже цена на товар, тем выше
величина спроса на него, и наоборот.
Действие закона спроса вызывают:
• эффект дохода;
• эффект замещения;
• эффект убывающей предельной полезности
Кривая спроса
Изменение цены → величину спроса (Qd)
Изменение цены товара, как правило, ведет к изменению величины спроса на него. На графике это отражается в «скольжении» по кривой спроса:
1) сверху - вниз, Р↓ →Qd↑
2) снизу - вверх, Р↑ →Qd↓
Изменение цены → величину спроса (Qd)
Товары исключения из закона спроса
Для них характерен один из эффектов:
• эффект (парадокс) Гиффена;
• эффект сноба;
• эффект Веблена
неценовые факторы изменения спроса
доходы населения;
количество и структура покупателей;
потребительские ожидания относительно цен и доходов;
вкусы, потребительские предпочтения;
цены на другие товары, прежде всего, субституты и комплементы;
структура товарного предложения;
доля в доходах населения натуральных поступлений.
Изменение неценовых факторов → изменение спроса
Сущность предложения
Предложение - результат производства;отражает желание производителя (продавца) представлять товар на рынке для реализации.
Как категория рынка, предложение - это зависимость между рыночной ценой блага и его количеством, которое производители готовы поставить на данный рынок в определенный период времени (при прочих равных условиях).
Разновидности предложения: индивидуальное рыночное совокупное
Величина рыночного предложения Qs
- это количество конкретного товара, которое производители поставляют на рынок при всех возможных ценах на него в определенный период времени.
Общая функция предложения:
Qs = f (P, P res., K, N,T, S, W.....),
где Qs – величина предложения товара, Р– цена предлагаемого товара, Pres. - цена ресурсов, К – капитал, N– коли-чество производителей данного товара, Т– налоги, S - государственные дотации, W - ожидания производителей в отношении рыночной конъюнктуры.
функция предложения: Qs = f (P)
Qs = с + d P
где с – величина предложения при нулевой цене,
d– показатель угла наклона функции предложения.
Закон предложения
Данный закон выражает устойчивую закономерность, существующую между ценой и величиной предложения:
при прочих равных условиях, чем выше цена, тем больше количество предлагаемого товара, и наоборот.
Криваяпредложения
Изменение цены товара → изменению величины предложения
На графике это отражается в «скольжении» по кривой предложения:
1) сверху - вниз, Р↓ → Qs ↓
2) снизу - вверх, Р↑ → Qs ↑.
неценовые факторы
предложения:
1) цены на ресурсы, которые использует производитель;
2) технология производства;
3) налоги и дотации;
4) количество продавцов на рынке;
5) цены на другие товары, производством которых может заняться продавец;
6) ожидание изменения цен;
7) природные и социальные катаклизмы;
Сдвиги кривой
предложения:
Под влиянием изменения неценовых факторов кривая предложения перемещается:
• вправо (предложение возрастает),
• влево (предложение уменьшается).
Рыночное равновесие
– это такое состояние рынка, когда совпадают интересы продавцов и покупателей по цене товара и объему его продаж.
Оно характеризуется двумя параметрами - равновесной ценой Ре,
- равновесным количеством товара Qе
Модель рыночного равновесия