Отдел кадров выполняет свои функции в тесном контакте со всеми стр
уктурными подразделениями по вопросам расстановки кадров, оформления кадровой документации, применения к работникам мер поощрения и взыскания, проведения аттестаций, оформления отпусков, соблюдения трудовой дисциплины.
Для выполнения функций и реализации прав отдел кадров взаимодействует с подразделениями организации по следующей схеме:
Наименование подразделения | Документы и информация | |
Получает | Предоставляет (направляет) | |
Все структурные подразделения | Заявки на рабочих и служащих | Решения о поощрении работников |
Представления на поощрения | Выписки из приказов (копии приказов) по личному составу (по запросам руководителей подразделений) | |
Характеристики на работников | Утвержденный график отпусков | |
Материалы для привлечения работников к дисциплинарной и материальной ответственности | Копии приказов о поощрении работников, о наложении дисциплинарных взысканий | |
Объяснительные записки от нарушителей трудовой и производственной дисциплины | Предписания об устранении нарушений трудового законодательства | |
Проекты графиков отпусков по подразделениям | Решения аттестационной комиссии | |
Материалы на командируемых | Копии приказов о командировании | |
Бухгалтерия | Справки о заработной плате для оформления пенсий | Сведения о приеме, перемещении и увольнении работников |
Материалы для выдачи справок работникам о работе в организации, занимаемой должности и размере заработной платы | Проекты приказов о приеме, увольнении и перемещении материально ответственных лиц | |
Сведения о материально ответственных лицах | Проекты договоров о материальной ответственности | |
Штатное расписание | Табели учета рабочего времени | |
Схемы должностных окладов, доплат, надбавок к заработной плате | График отпусков | |
Нормативы по труду | Листки временной нетрудоспособности к оплате | |
Положение о персонале | Справки об изменении фамилии работника | |
Положение о материальном и моральном поощрении работников | Приказы о командировании, иные документы для выплаты командировочных | |
Положение о дисциплинарной ответственности | Исполнительные листы из судов для удержания из заработной платы работников | |
Положения о структурных подразделениях организации | Сведения о приеме, перемещении и увольнении работников | |
Расчеты фондов заработной платы и численности персонала | Сведения о списочной численности работников | |
Расчеты потребности в рабочих и служащих | Справки о текучести кадров | |
Отчеты, ведомости о состоянии трудовой дисциплины | ||
Юридический отдел | Сведения об изменениях трудового законодательства, законодательства о социальном обеспечении | Проекты трудовых договоров с руководящими работниками организации |
Нормативные правовые акты по труду | Заявки на поиск необходимых нормативных правовых актов разъяснения действующего законодательства | |
Разъяснения действующего трудового законодательства и порядка его применения | Приказы для визирования |
Статистика по персоналу
Персонал - это личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев. Основными характеристиками персонала организации являются: численность и структура.
Численность персонала организации зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных (или иных) и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации. Эти факторы определяют ее нормативную (плановую) величину. Более объективно персонал характеризуется списочной (фактической) численностью, т.е. числом сотрудников, которые официально работают в организации на данный момент.В табл. 1 предоставлена численность персонала организации за 2005-2009 гг.
Таблица 1 - Численность персонала предприятия общественного питания Столовой №1 МУП «Глобус» г. Зеленогорска
Подразделение | |||||
Итого: |
Согласно выше приведенной таблице численность персонала постоянно увеличивается. Это увеличение связано с расширением производства, самого помещения, а также с появлением новых должностей.
На предприятии внедрена линия японской кухни, которая предусматривает введение дополнительной бригады поваров, занимающейся производством блюд японской кухни. Кроме того, увеличение площади зала и числа посадочных мест повлекло необходимость и в расширении штата обслуживающего персонала.
Анализ состава и структуры персонала предприятия общественного питания Столовой №1 МУП «Глобус» г. Зеленогорска приведен в табл. 2.
Структура управления - совокупность и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц или звеньев, выполняющих определенные функции. Во главе коллектива находится администрация - группа должностных лиц во главе с директором, представляющая собой часть трудового коллектива. Она осуществляет руководство деятельностью коллектива в соответствии со своими правами и обязанностями. К ним относятся:
. Директор несет ответственность за организацию и результаты всей торгово-производственной деятельности, контролирует выполнение плана показателей коммерческо-хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Он отвечает за культуру обслуживания посетителей, качество выпускаемой продукции, состояние учета и контроля, сохранность материальных ценностей, соблюдение трудового законодательства. Директор ресторана персонально решает вопросы подбора и расстановки кадров.
. Заведующий производством отвечает за работу производственных цехов. Он изучает спрос потребителей; обеспечивает рациональное использование сырья и организовывает кулинарную обработку сырья в соответствии с правилами технологии приготовления блюд высокого качества; обеспечивает соблюдение на производстве правил санитарии и гигиены, охраны труда и техники безопасности; своевременно предоставляет отчеты в бухгалтерию об использовании товарно-материальных ценностей.
. Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета, хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственностью предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.
. Шеф-повар организует и контролирует работу производства. Основными направлениями его деятельности являются: формирование меню; планирование и отбор необходимого сырья и материалов; контроль качества приготовления и подачи блюд; контроль хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; проведение тренингов с персоналом производства и зала; внедрение изменений в работу производства. Контролирует работу поваров.
. Технолог контролирует технологию приготовления блюд, используемые сырье и полуфабрикаты, а также занимается составлением технико-технологических карт для каждого блюда.
. Специалисты по ремонту оборудования обеспечивают производство необходимой техникой, контролирует надежность всех технических устройств на предприятии, а также принимает меры по устранению каких-либо неисправностей.
. Отдел снабжения обеспечивает производство и бар необходимой продукцией, сырьем и полуфабрикатами.
. Основной задачей менеджера зала является работа с гостями и персоналом, встреча и приветствие гостей, контроль подготовки зала к обслуживанию и обеспечение высокого уровня продаж.
. Повара занимаются изготовлением блюд в соответствии с правилами технологии приготовления блюд высокого качества, с соблюдением на производстве правил санитарии и гигиены, охраны труда и техники безопасности.
. Основной задачей официанта является приветствие и обслуживание гостей, приём заказов, оформление и предъявление им счетов. Обслуживание банкетов, юбилеев, свадеб, дегустаций блюд, также обслуживание на выезде. Оказание гостям помощи в выборе блюд и напитков и подача их на столы. Обеспечение высокого уровня продаж и качества обслуживания, максимально полное удовлетворение запросов гостей. Расчёт с посетителями согласно счёту.
. Основной задачей бармена является приветствие и обслуживание на высоком уровне гостей спиртными и прочими напитками, сигарами. Приготовление и подача смешанных напитков, расчёт с гостем. Обеспечение высокого уровня продаж и качества обслуживания, оживление обстановки в баре. Ведение учёта и отчётности в баре.
Права и обязанности работников определены специальными инструкциями и правилами внутреннего распорядка.
Таблица 2 - Анализ состава и структуры персонала предприятия общественного питания Столовой №1 МУП «Глобус» г. Зеленогорска
Категории работников | Темп роста% | ||
численность, чел. | численность, чел. | ||
АУП, всего, в том числе: | 105,26 | ||
Директор | 100,00 | ||
Главный бухгалтер | 100,00 | ||
Бухгалтера | 133,33 | ||
Администраторы | 100,00 | ||
Менеджеры зала | 100,00 | ||
Специалисты отдела снабжения | 100,00 | ||
Технолог | 100,00 | ||
Зав.призводством | 100,00 | ||
ТОП, всего | 152,50 | ||
Бармены | 200,00 | ||
Официанты | 142,86 | ||
Продавцы | 200,00 | ||
Буфетчики | 100,00 | ||
Повара | 125,00 | ||
Кухонные работники | 250,00 | ||
Кондитеры | 150,00 | ||
Водители-экспедиторы | 100,00 | ||
Уборщицы | 100,00 | ||
Кладовщики | 100,00 | ||
Специалисты по ремонту оборудования | 200,00 | ||
Прачки | 200,00 | ||
Гардеробщики | 200,00 | ||
Прочие | 200,00 | ||
Всего работников | 137,29 |
На основании приведенных расчетов, представленных в таблице 2, следует сделать вывод о том, что всего работников в отчетном году работало на предприятии 81 человек, что больше прошлого года на 37,29%.
Анализ движения персонала представлены в табл. 3.
Таблица 3 - Анализ движения персонала предприятия общественного питания Столовой №1 МУП «Глобус» г. Зеленогорска
Показатель | Темп роста, % | ||
Среднесписочная численность | 152,2 | ||
Принято в течение года новых работников | 426,3 | ||
Выбыло работников | |||
- уход на пенсию, на учебу, в армию | - | - | - |
- по собственному желанию | |||
- за нарушение дисциплины | 366,7 | ||
Оборот по приёму, % | 32,2 | 279,5 | |
Оборот по выбытию, % | 55,55 | 326,8 | |
Общий оборот, % | 49,2 | 145,55 | 295,8 |
Текучесть кадров, % | 55,55 | 326,8 | |
Коэффициент постоянства кадров, % | 83,1 | 44,44 | 53,5 |
Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:
Коэффициент оборота по приему (Кпр) = количество принятого на работу персонала / среднесписочная численность персонала * 100%
Кпр.2005 = 19/59*100%=32,2
Кпр.2006 = 81/90*100%=90
Коэффициент оборота по выбытию (Кв) = количество уволенных по всем причинам / среднесписочная численность персонала * 100%
Кв.2005 =10 /59*100=17
Кв.2006 =50 /90*100%=55,55
Коэффициент общего оборота (Коб)= (количество принятого на работу персонала + количество уволенных по всем причинам) / среднесписочная численность персонала * 100%
Коб.2005 = (19 + 10) / 59 *100% = 49,2
Коб.2006 = (81 + 50) / 90 *100% = 145,55
Коэффициент текучести кадров (Кт) = численность уволившихся по собственному желанию и по инициативе администрации за нарушениетрудовой дисциплины / среднесписочная численность персонала * 100%
Кт.2005 = 10 / 59 * 100% = 17
Кт.2006 = 50 / 90 * 100% = 55,55
Коэффициент постоянства кадров (Кпост) = (среднесписочная численность персонала - количество уволенных по всем причинам) / среднесписочная численность персонала * 100%
Кпост.2005 = (59 - 10) / 59 * 100% = 83,1
Кпост.2006 = (90 - 50) / 90 * 100% = 44,44
Расчет показателей, характеризующих движение рабочей силы на предприятии в 2009 г., показывает, чтокоэффициент оборота по приему = 90, коэффициент оборота по выбытию =55,55, коэффициент общего оборота =145,55, коэффициент текучести кадров =55,55, коэффициент постоянства кадров = 44,44.
Высокий показатель коэффициента по приему объясняется тем, что предприятие находится на стадии формирования. Расширение производства и площадей зала также обуславливают увеличение числа персонала, включая и вновь принимаемый на работу.
Коэффициент текучести кадров также довольно высокий (17% в 2008 г. и 55,5% в 2009 г. в основном среди обсуживающего персонала).
Также можно констатировать, что на данном предприятии довольно низкий коэффициент постоянства кадров, что говорит о значительном изменении штата рабочих.
Качественная характеристика персонала по половозрастному составу, по трудовому стажу и уровню образования представлены в табл. 4.
Таблица 4 - Качественные характеристики персонала предприятия общественного питания Столовой №1 МУП «Глобус» г. Зеленогорска
Группа работников | Темп роста, % | ||||
чел. | уд. вес. | чел. | уд. вес. | ||
По возрасту, лет - до 20 - от 20 до 30 - от 30 до 40 - от 40 до 50 - от 50 до 60 - старше 60 | 4 31 10 11 2 1 | 0,07 0,52 0,17 0,19 0,03 0,02 | 12 50 11 13 3 1 | 0,13 0,57 0,12 0,14 0,03 0,01 | 300 161,29 110 118,18 150 100 |
По образованию - высшее - незаконченное высшее - среднее специальное - среднее общее - неполное среднее - начальное | 25 9 16 5 2 2 | 0,43 0,15 0,27 0,09 0,03 0,03 | 39 17 21 7 3 3 | 0,44 0,19 0,23 0,08 0,03 0,03 | 156 188,89 131,25 140 150 150 |
Анализируя данные, приведенные в таблице можно сделать следующие выводы:
Основная часть рабочих предприятия в возрасте от 20 до 30 лет, что говорит о молодом коллективе. Наибольший темп роста персонала наблюдается среди молодежи (до 20 лет) - в 2 раза.
За последний год наблюдается увеличение рабочих с высшим (на 56%), средним специальным (на 31,25%), незаконченным высшим (на 88,89%), т.е. увеличивается уровень образования персонала.
Все это объясняется тем, что на такие должности как бармен и официант в основном набираются молодые люди, учащиеся в университете, либо закончившие ВУЗ.
Что касается системы оплаты труда, то на предприятии общественного питания Столовой №1 МУП «Глобус» г. Зеленогорска применяется системы оплаты труда - повременно-премиальная, которая предполагает, что помимо заработка по тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное время, выплачивается премия за выполнение и перевыполнение определенных показателей работы, указанных в положении о премировании. Данная система применяется для оплаты труда барменов и поваров, а также для администрации.
Анализ структуры фонда оплаты труда в разрезе категорий работников в табл. 5.
Таблица 5 - Системы оплаты труда, применяемые на персонала предприятия общественного питания Столовой №1 МУП «Глобус» г. Зеленогорска
Категории персонала | Повременная, тыс. руб. | Сдельная, тыс. руб. | Иная |
АУП | 98,4 | - | - |
Торгово-оперативный персонал | 298,56 | - | - |
Вспомогательный персонал | 81,48 | - | - |
Всего в месяц | 478,44 | - | |
Всего в год | 5741,3 | - |
Итак, фонд оплаты труда в месяц АУП составляет 98,4 тыс. руб., торгово-оперативного персонала 298,56 тыс. руб., вспомогательного персонала 81,48 тыс. руб.
Наибольшую долю в структуре фонда оплаты труда персонала предприятия общественного питания Столовой №1 МУП «Глобус» г. Зеленогорска занимает фонд оплаты труда торгово-оперативного персонала 62%, так как данная группа имеет наибольшую численность работников.
На АУП приходится 21% в структуре фонда оплаты труда. Удельный вес фонда оплаты труда вспомогательного персонала составляет 17%. Соответственно занимаемой должности каждый работник получает определенный оклад.
Дополнительные денежные средства, в виде премий и надбавок, работники получают в размере 20% от своего оклада.
Анализ средней заработной платы персонала предприятия общественного питания Столовой №1 МУП «Глобус» г. Зеленогорска в разрезе отдельных категорий персонала представлен в табл. 6.
Таблица 6 - Анализ средней заработной платы работников предприятия в разрезе отдельных категорий персонала
Категории персонала | Темп изменения, % | ||
АУП, чел. | |||
фонд заработной платы, тыс. руб. | 1132,8 | 1180,8 | 104,2 |
Средняя заработная плата одного работника, тыс. руб. | 11,8 | 12,3 | 104,2 |
ТОП, чел. | 96,8 | ||
фонд заработной платы, тыс. руб. | 3608,4 | 3582,7 | 99,29 |
Средняя заработная плата одного работника, тыс. руб. | 9,7 | 10,0 | 102,60 |
Вспомогательный персонал, чел. | |||
фонд заработной платы, тыс. руб. | 950,4 | 977,8 | 102,9 |
средняя заработная плата одного работника, тыс. руб. | 8,8 | 9,1 | 102,9 |
В соответствии с данными анализа средней заработной платы персонала предприятия общественного питания Столовой №1 МУП «Глобус» г. Зеленогорска за 2008 и 2009 гг., средняя заработная плата изменилась по всем категориям работников в сторону увеличения.
Средняя заработная плата АУП возросла с 11,8 до 12,3 тыс. руб.; работников ТОП с 9,7 до 10,0 тыс. руб.; работников - вспомогательного персонала с 8,8 до 9,1 тыс. руб.
Наибольший темп роста 104,2% отмечается по оплате труда административно-управленческого аппарата. Рост фонда заработной платы данной категории работников обусловлен увеличением окладов руководителей в 2009 году.
По остальным категориям работающих, темп роста составляет 102,9%.
Анализ состава и структуры фонда заработной платы по видам оплаты в табл. 7.
Таблица 7 - Структура и состав фонда заработной платы персонала предприятия общественного питания Столовой №1 МУП «Глобус» г. Зеленогорска
Составляющие документы | Отклонения по | Темп роста, % | |||||
тыс. руб. | уд. вес% | тыс. руб. | уд. вес% | тыс. руб. | уд. вес% | ||
Фонд заработной палаты, всего, в т.ч. | 5691,6 | 5741,3 | 49,7 | 100,9 | |||
выплаты по тарифным ставкам, окладам и сдельным расценкам | 2566,9 | 45,1 | 2589,3 | 45,1 | 22,4 | 100,9 | |
премии и вознаграждения | 569,2 | 579,9 | 10,1 | 10,7 | 0,1 | 101,9 | |
выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам | 1770,1 | 31,1 | 1774,1 | 30,9 | 4,0 | -0,2 | 100,2 |
выплаты за неотработанное время | 785,4 | 13,8 | 798,0 | 13,9 | 12,6 | 0,1 | 101,6 |
прочие выплаты | - |
Из таблицы 7 видно, что заработная плата за выполненную работу и отработанное время занимает наибольший удельный вес в фонде заработной платы. Удельный вес этой категории остался неизменным 45,1%, при том, что абсолютное увеличение составило 22,4 тыс. руб. В 2008 году оплата по тарифным ставкам, должностным окладам составляла 2566,9 тыс. руб., то в 2009 году она повысилась до 2589,3 тыс. руб.
За анализируемый период доля поощрительных выплат увеличилась с 10% до 10,1%, при этом сумма поощрительных выплат увеличилась на 10,7 тыс. руб.
Итак, кадровая политика- это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образомспособствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятияи его работников.
Вопрос о трудовых ресурсах предприятий общественного питания является актуальным, так как труд - неотъемлемая часть производства. При подборе кадров необходимо учитывать стратегию развития предприятия, основной составляющей которой является компетентность работника: образование, опыт, навыки общения и умение работать в коллективе.
Проделанная работа позволяет сделать некоторые выводы. Численность и структура кадров предприятия зависит от вида и объема деятельности фирмы, специализации, количества рабочих мест, режима работы, уровня производительности труда, формы обслуживания потребителей, степени механизации и автоматизации производственно - торговых процессов, степени сложности выполняемых функций и масштаба операций.
В процессе анализа использования трудовых ресурсов изучено движение рабочей силы, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами. С трудовыми ресурсами связана заработная плата, с помощью которой обеспечивается материальная заинтересованность работника в результатах труда.
Заключение
Кадровая политика реализуется через кадровую работу, поэтому выбор кадровой политики связан не только с определением основной цели, но и с выбором средств, методов, приоритетов и т.д.
Практика, проходящая на Столовая №1 МУП «Глобус» г. Зеленогорска подтвердила, чточеловеческий капитал является одним из значимых факторов коммерческого успеха предприятия. В процессе практики, осуществляла функции менеджера отдела продаж, данные функции непосредственно связанны с решением управленческих, организационных, маркетинговых задач.
В современных условиях производства эффективность использования производственных фондов, сырья, улучшение качества и структуры выработанной продукции зависят как от количества работающих, так и от уровня их квалификации. В соответствии с действующим законодательством предприятия сами определяют общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав, утверждают штаты. Неукомплектованность персонала нередко оказывает отрицательное влияние на качество и динамику объема продукции.
Содержание кадровой политики на Столовая №1 МУП «Глобус» г. Зеленогорска не ограничивается наймом на работу, но и касается принципиальных позиций предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации.
Анализ основных направлений кадровой политики Столовой №1 МУП «Глобус» г. Зеленогорска показал, что все основные направления регламентируются разработанными документами управления. Всем сотрудникам компании предоставляется социальный пакет, который в целом соответствует Трудовому законодательству. Процедура найма и отбора персонала полностью разработана и регламентирована.
В период прохождения производственной практики я проделала следующую работу:
изучила структуру управления организацией;
ознакомилась с организационной структурой, задачами и функциями отдела кадров;
ознакомилась с системой профессиональных обязанностей и должностными инструкциями специалистов отдела;
активно участвовала в хозяйственной деятельности предприятия, оказывать помощь специалистам;
изучила технические, социально-экономические условия груда в отделе;
изучила основную документацию, обеспечивающую функционирование отдела.
Результаты выполненной работы отчетом о прохождении практики.
Таким образом, поставленная цель практики достигнута, полученные знания непосредственно использовались в практической деятельности.