Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
Программа художественно-эстетической направленности по для детей младшего и среднего дошкольного возраста на 1 год.
Автор:
Бикбаева Эльмира Ханафиевна
Воспитатель
Утверждена решением
педагогического совета
Протокол № 1 от 20.09.2013 г.
Заведующий______________
Генеральчук А.Н.
Оса, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Методическое обеспечение программы
5. Мониторинг программы
6. Список литературы
Пояснительная записка.
Актуальность.
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему своё отношение.
Дети 3-х лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют вычисление на наглядной основе, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простейшую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровне.
Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной, игровой и практической деятельности, в организующих воспитателем познавательных развивающих играх. Поэтому нужно создать условия и обстановку, благоприятную для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки и перегруппировки.
Наблюдая за детьми этого возраста, я стала замечать, что дошкольники всё чаще и чаще стали использовать для игр конструктор «Lego». Он вызывает у них интерес, так как отличается красочностью, яркостью. Для конструктора «Lego» хорошее качество, прочность, безопасность. Широкий выбор кирпичиков и специальных деталей даёт детям возможность создавать самые разнообразные конструкции. Конструктор «Lego» - это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.
Интерес детей к «Lego» и его свойства позволили мне использовать мне данный вид конструктора для развития у детей логического мышления (мыслительные операции: сравнения, классификации, обобщения, моделирования, поиск закономерностей, ориентации в пространстве и др.)
В самостоятельных играх с «Lego» не все дети смогут освоить навыки конструирования и развить логическое мышление. Их конструкции однообразны, просты. При организации целенаправленной работы с детьми по обучению их конструированию из «Lego», у детей развивается логическое мышление, их конструкции становятся разнообразными, дети овладевают навыки моделирования.
Цель программы
Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи детей; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.
Задачи программы и предполагаемый результат
Задачи | Предполагаемый результат |
1. Научить классифицировать элементы «Lego» по цвету, форме, размеру. | Умение классифицировать элементы «Lego» по цвету, форме, размеру. |
2. Познакомить с множествами и принципами симметрии. | Умение соблюдать симметрию в конструировании из «Lego», умение составлять множества из деталей «Lego» по заданным критериям. |
3. Развить пространственное воображение, память, наблюдательность. | Умение выделять и различать пространственные признаки и отношения при работе с «Lego». |
4. Учить находить логические закономерности в играх с «Lego» | Умение решать задачи «Что лишнее?», выстраивать логические цепочки с «Lego». |
5. Развитие навыка конструирования | Сформированные навыки конструктивной деятельности |
6. Развивать способность наглядного моделирования | Умение создавать из «Lego» модели реального мира: игрушки, животные, люди, предметы и т.д. |
7. Развить творчество | Умение создавать конструкции из «Lego», отличающиеся самостоятельностью замысла, оригинальностью. |
Учебный план
Первый год обучения (возраст 3-4 года)
Разделы | Часы | Месяцы | ||||||||
IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | ||
Диагностика | ||||||||||
Цвета и формы деталей «Lego» | ||||||||||
Анализ логических закономерностей и умение делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа | ||||||||||
Внимание, память | ||||||||||
Работа по схемам | ||||||||||
Развитие комбинированных способностей | ||||||||||
Ориентировка в пространстве | ||||||||||
Планирование создания собственной модели | ||||||||||
Наглядное моделирование | ||||||||||
Пространственное воображение: анализ и моделирование сложных фигур | ||||||||||
Фантазия и воображение | ||||||||||
Итоговое занятие | ||||||||||
Всего: |
Содержание программы
№ | Тема | Кол-во часов | Задачи |
Знакомство с деталями конструктора | 1. Знакомство с конструктором Lego. 2. Знакомство со способами крепления. | ||
Постройка заборов и ворот | 1. Учить составлять простейшую конструкцию – ворота. 2. Ознакомление со способами соединения деталей. | ||
Постройка печки | 1. Познакомить с русской печкой. 2. Развивать воображение. 3. Учить строить печку из конструктора | ||
Конструирование грузовой машины | 1. Анализ построения предметов, выделение основных частей, определение их назначения. 2. Закреплять умения строить по образцу. | ||
Мебель для комнаты | 1. Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. 2. Учить анализировать образец. | ||
Мебель для кухни | 1. Закреплять умение строить мебель. 2. Запоминать названия предметов мебели. | ||
Сооружение одноэтажного дома | 1. Познакомить с основными частями конструкции «Домик» (пол, потолок, стены, крыша, окно, дверь) 2. Закрепить понятия «выше-ниже» | ||
Пирамида | 1. Учить детей располагать детали в порядке убывания величины. 2. Учить детей точно соединять детали в сооружении «квадрат» 3. Развивать воображение и фантазию детей | ||
Елочка пушистая | 1. Закреплять умение строить лесные деревья – елочки. 2. Закреплять названия деталей, из цвет | ||
Собачка в гостях у ребят | 1. Учить строить собачку. 2. Развивать творческое воображение и фантазию, навыки конструирования | ||
Игра в зоопарк. Постройка клеток для животных | 1. Отработка навыков точного соединения кирпичиков друг с другом. 2. Обучение соединения кирпичиков в замкнутое пространство. | ||
Утята в озере | 1. Учить внимательно слушать стихотворение. 2. Строить из конструктора утят. | ||
Волшебные рыбки | 1. Рассказать о рыбках. 2. Учить строить рыб из конструктора | ||
Детская площадка | 1. Показать детскую площадку 2. Построить песочницу, лесенки | ||
Корабли | 1. Дать обобщенное представление о кораблях. 2. Закреплять имеющие навыки конструирования. 3. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету | ||
Моделирование фигуры мальчика и девочки | 1. Учить анализу образца, выделению основных частей человеческой фигуры. 2. Познакомить с конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры | ||
Постройка домика по замыслу | 1. Развитие конструктивного воображения детей. 2. Ознакомление с основными этапами разработки конструктивного замысла 3. Активизация речи. | ||
Создание моделей «блин» по образцу | 1. Обучение детей построению модели по образцу, собранному педагогом. 2. Ознакомление детей с приемами построения из конструктора модель круглого плоского предмета. | ||
Мостик через речку | 1. Учить строить мостик, точно соединять строительные детали 2. | ||
Светофор | 1. Учить слушать сказку. 2. Рассказать о светофоре. 3. Закреплять навыки конструирования. | ||
Ракета | 1. Рассказать о космосе. 2. Учить строить ракету. | ||
Все работы хороши | 1. Познакомить с разными профессиями (врач, полицейский, дворник, продавец) 2. Учить отличать их по внешнему виду. 3. Воспитывать уважение к труду взрослых. | ||
Строим лес | 1. Закреплять умения строить лесные деревья. 2. Учить отличать деревья друг от друга. 3. Закреплять названия деталей их цвет. | ||
Машина с прицепом | 1. Учить строить машину с прицепом. 2. Развивать навыки по конструированию. | ||
Пожарная машина | 1. Познакомить с профессией пожарного. 2. Учить строить пожарную машину | ||
Конструирование по замыслу | 1. Закреплять полученные навыки. 2. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. 3. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
В содержание программы входят формирование представлений о:
- деталях конструктора и способах их соединения;
- устойчивости модели в зависимости от ее формы и распределения веса;
- зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
- использовании устойчивых построек для поддержки движущихся элементов;
- связях между формой конструкции и ее функциями.
Методы и приемы, используемые для реализации программы:
· наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых)
· словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы¸ минутки размышления, проблемные вопросы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации)
· практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки.)