Тема 1. Наука в современном обществе.
Наука как результат развития способности человека к познанию окружающего мира. Наука, обыденный опыт и здравый смысл. Основные функции науки. Наука, философия, религия. Наука и искусство. Дисциплинарно организованная наука. Наука как профессиональная деятельность.
Тема 2. Значение науки и научных исследований
Наука и общество. Общая тенденция развития современного материального и духовного производства. Определения понятий: «факт», «наука», «научный метод», «исследование», «научное исследование», «научная работа». Многозначность понятия «исследование». Основные характеристики исследования. Ограниченность возможностей науки. Применение научного метода в исследовании. Главная цель научного исследования.
Тема 3. История развития науки.
Преднаука. Античная наука. Наука эпохи Средневековья. Наука нового времени. Классическая наука. Неклассическая наука. Постнеклассическая наука. Понятие научной революции.
Тема 4. Типы и уровни научных исследований
Процесс научного исследования. Новое научное знание как важнейший характерный признак исследования. Предпосылки, средства, продукты и цель научного исследования. Основные типы научных исследований: фундаментальные, прикладные, разработки. Уровни научных исследований: мировоззренческий, функционально-прикладной, эмпирический.
Тема 5. Эмпирический уровень научного исследования.
Средства и методы наблюдения в современной науке. Эксперимент, его историческая эволюция, и условия проведения в различных науках. Проблема объективности, воспроизводимости и точности эмпирического знания. Взаимосвязь эмпирического и теоретического знания.
Тема 6. Теоретический уровень научного исследования.
Абстрактные идеализированные объекты (конструкты) и их роль в науке. Детерминизм и вероятность в теоретическом знании. Феноменологические и динамические теории. Дедуктивные, математизированные и формализированные теории, специфика деятельности по их построению и развитию. Проблема эквивалентности теоретического описания совокупности эмпирических данных.
Тема 7. Виды и формы учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов вуза.
Выбор темы научного исследования студентом, определение его цели и задач. Объект и предмет исследования. Факторы, определяющие выбор темы.
Информационное обеспечение научной работы студента.
Интернет как источник научной информации. Библиотечные каталоги, их виды. Электронный каталог и электронная библиотека.
Методы обработки и хранения информации. Традиционные и современные носители информации. Виды научно-исследовательских студенческих работ.
Магистерская диссертация. Основные требования, предъявляемые к магистерской диссертации.
Реферат как научное произведение, его назначение и структура.
Научный доклад, его назначение и структура. Тезисы доклада.
Научная статья, ее структура и содержание. Теоретические и эмпирические статьи.
Методические рекомендации по разработке рефератов, докладов и статей.
Этика научно-исследовательской работы студента.
Примерный перечень вопросов для контрольных работ:
1. Общая методология научного творчества. Понятие проблемы в науке.
2. Особенности научного познания.
3. Метод научного познания. Его составляющие.
4. Требования, предъявляемые к текстам научного стиля.
5. Композиция научного произведения. Своеобразие сюжета научного текста.
6. Многообразие жанров научного стиля. Особенности научной аннотации.
7. Виды рефератов. их композиционное и языковое оформление.
8. Конспект. Принципы конспектирования устного и письменного текста.
9. Виды научных тезисов. Особенности тезисов‚ предназначенных для публикации.
10. Принципы рецензирования научного текста.
11. Отзыв и его назначение.
12. Статья как жанр научной прозы. Роль элементов метатекста в статье.
13. Композиция диссертационной магистерской работы. Обязательные и факультативные части работы. Критерии оценки данной работы.
14. Магистерская диссертация. Требования, предъявляемые к введению.
15. Заключение диссертационной работы. Оформление титульного листа и приложений.
Темы эссе и контрольных работ
Примерный перечень вопросов зачёту:
1. Общая методология научного творчества. Понятие проблемы в науке.
2. Особенности научного познания.
3. Метод научного познания. Его составляющие.
4. Требования, предъявляемые к текстам научного стиля.
5. Композиция научного произведения. Своеобразие сюжета научного текста.
6. Многообразие жанров научного стиля. Особенности научной аннотации.
7. Виды рефератов. их композиционное и языковое оформление.
8. Конспект. Принципы конспектирования устного и письменного текста.
9. Виды научных тезисов. Особенности тезисов‚ предназначенных для публикации.
10. Принципы рецензирования научного текста.
11. Статья как жанр научной прозы. Роль элементов метатекста в статье.