ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ
КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Морской факультет
Кафедра «Судовождение»
НАВИГАЦИЯ И ЛОЦИЯ
Часть I
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Судовождение»
по направлению 6.070104 «Морской и речной транспорт»
Образовательно-квалификационный уровень - бакалавр
Керчь, 2010 г.
Методические указания для проведения лабораторных работ по Навигации и Лоции охватывают материалы предмета, читаемые на третьем курсе студентам кафедры «Судовождение».
Автор: Захаров И.Ф. инженер, КДП, старший преподаватель кафедры «Судовождение» КГМТУ
Рецензент: Пазынич Г.И. К.Т.Н., доцент
Зав. Кафедры «Судовождение» КГМТУ
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании
кафедры «Судовождение» КГМТУ
Протокол № 2 от 14 октября 2010 года
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании учебно-методическом совете МФ КГМТУ
Протокол № 3 от 16.02.2011 года
©Керченский государственный морской технологический университет
Содержание | Стр. |
Введение……………………………………………………………………………. | |
ЛР №1 Графическая прокладка без учета дрейфа и течения на карте 3104Е… | |
ЛР № 1 Графическая прокладка без учета дрейфа и течения на карте 3104 W.. | |
ЛР № 1 Графическая прокладка без учета дрейфа и течения на карте 41131…. | |
ЛР № 2 Графическая прокладка с учетом дрейфа на карте 3104 Е…………….. | |
ЛР № 2 Графическая прокладка с учетом дрейфа на кfрте 3104 W…………… | |
ЛР № 2 Графическая прокладка с учетом дрейфа на карте 41131…………….. | |
ЛР № 3 Графическая прокладка с учетом дрейфа и течения на карте 3104 Е… | |
ЛР № 3 Графическая прокладка с учетом дрейфа и течения на карте 3104 W... | |
ЛР № 3 Графическая прокладка с учетом дрейфа и течения на карте 41131….. | |
Указание по выполнению графической работы с учетом течения…………….. | |
ЛР № 4 Прокладка с учетом циркуляции и общего сноса на карте 43035…….. | |
ЛР № 4 Прокладка с учетом циркуляции и общего сноса на карте 45220…….. | |
Приложение. Формулы для расчетов…………………………………………….. | |
Выбор задания на лабораторную работу……………………………………….. | |
Таблица девиации магнитного компаса………………………………………….. | |
Рекомендуемая литература……………………………………………………….. |
Введение
Навигация, основанная на математической базе, является точной наукой. Практическая обстановка, в которой находится судно, не всегда дает возможность применить точные методы обсерваций. Это связано с тем, что судно плавает в двух средах – воздушной и водной. Их воздействие вносит существенные поправки в судовождение. Навигация основана на двух началах: теоретические положения, обеспечивающие точность контроля места судна и окружающая обстановка на море, требующая от судоводителя большого опыта в учете обстоятельств плавания. По мере развития средств судовождения изменяются и совершенствуются методы обеспечения безопасности мореплавания.
При выполнении лабораторных работ, которые выполняются графически на навигационных морских картах, используется прокладочный инструмент: параллельная линейка, транспортир, циркуль-измеритель и калькулятор. Исполняя задание, в зависимости от внешних условий плавания, нужно рассчитать курс судна и проложить его на карте. Такая операция выполняется при каждом изменение курса судна. В точках начала и конца плавания и при всех точках поворота делается надпись времени и отсчета лага.
На проложенных линиях пути делается надпись об их направлении в показаниях курсоуказателя. Как выполнять графически учет течения в прямой и обратной задаче, дано в указаниях для выполнения прокладки № 3. Формулы для расчетов курсов и пройденного расстояния приведены в Приложении.
Итогом лабораторной работы является графическая прокладка курсов на навигационной карте (чертеж), сопровождаемая необходимыми расчетами, а также ответы на поставленные вопросы, касающиеся содержания лабораторной работы.
ЛАБОРАТОРНАЯРАБОТА № 1
Тема: Графическая прокладка без учета дрейфа и течения (Таблицы 1.1; 1.2; 1.3.)
Пособия и инструмент
Навигационные карты
Конспект лекций, Навигация [3] стр. 205-208
Калькулятор, Прокладочный инструмент
А. Задание на лабораторную работу на карте
№ 3104Е Таблица 1.1
N варианта | Значение параметров в приведенном задании | Параметр прокладки изменить на нижеследующий: |
ГКК = 188° | ГКК = 186° | |
ГКК = 265° | ГКК = 263° | |
Dл = - 2 % | Dл = + 2% | |
V = 21 узл. | V = 20 узл | |
V = 14 узл. | V = 12 узл. | |
Dл = + 2% | Dл = (-)2% | |
Меридиан 36°00¢N | Параллель 35°57¢N | |
ОЛ = 61,0 ОЛ = 66,6 | ||
Условия задачи без изменения | ||
ОЛ = 61,0 ОЛ = 57,3 |
Карта № 3104E
Плавание в 2005 году. Dгкк = (-)2,0°, V = 21 узлов, Dл = (-)2%.
V= 14 узлов Dл = + 2%.
09.22 ОЛ = 61,0 jс = 45°03,4¢N lс = 36°30,0¢Е Следуем ГКК = 188,0°
Т=? ОЛ =? Прошли траверз южного буя. Легли на ИК = 265,0°. Дали средний ход. Перешли на управление судном по магнитному компасу.
Т =? ОЛ =? На меридиане 36°00¢Е застопорили ход. Легли в дрейф.
Определить:
1.Истинный пеленг на траверзе южного буя.
2.Координаты места судна, когда перешли на управление судном по магнитному компасу.
3. Координаты места остановки судна.
Б. Задание на лабораторную работу на карте
№ 3104W Таблица 1.2
N варианта | Значение параметров в приведенном задании | Параметр прокладки изменить на нижеследующий: |
ГКК = 103° | ГКК = 104° | |
ГКК = 182° | ГКК = 180° | |
Dл = + 5% | Dл = (-) 2% | |
V = 15 узл. | V = 16 узл | |
V = 15 узл. | V = 14 узл. | |
Dл = + 1% | Dл = - 2% | |
Параллель 45°00¢N | Параллель 44°55N¢ | |
ОЛ = 72,0 ОЛ = 79,3 | ||
Условия задачи без изменения | ||
ОЛ = 72,0 ОЛ = 68,6 |
Карта № 3104 W
Плавание в 2005 году. Dгкк = - 2,0° V = 15 узлов Dл = + 5%. V= 8 узлов° Dл = + 1%.
13.19 ОЛ = 72,0 jс = 45°09,5¢ N lc = 32°48,2¢E. Следуем ГКК = 103,0°
Т =? ОЛ =? Траверз маяка Евпаторийский легли на ГКК = 182,0°
Т =? ОЛ =? Прошли параллель 45°00,0¢N. Дали средний ход. Перешли на управление судном по магнитному компасу.
Т =? ОЛ =? Прошли по намеченному пути 12 миль. Застопорили ход. Лели в дрейф.
Определить:
А) Пеленг на траверзе маяка Евпаторийский
Б) Долготу при пересечении параллели 45°00,0¢ N.
В) Координаты места остановки судна.