Предмет учебной дисциплины – «педиатрия».
Педиатрия – это наука о ребенке, изучающая анатомо-физиологические особенности у детей в различные возрастные периоды, вопросы вскармливания и формирования детского организма с периода рождения до полового созревания.
2. Цели освоения дисциплины:
- научить студентов лечебного факультета работать со здоровым и больным ребенком, его родителями и соблюдать деонтологические нормы и принципы;
- научить студентов лечебного факультета получать объективные данные при физикальном обследовании ребенка, интерпретировать полученные факты с учетом анатомо-физиологических особенностей и возрастных норм;
- научить студентов лечебного факультета диагностировать наиболее часто встречающиеся заболевания раннего и старшего детского возраста, а также состояния, угрожающие жизни ребенка;
- научить студентов лечебного факультета составлять план лечения и профилактики, а также прогнозировать наиболее частые заболевания детского возраста и неотложные состояния у детей;
- научить студентов лечебного факультета выполнять правила ухода и выхаживания новорожденных и недоношенных детей;
- научить студентов лечебного факультета проводить диспансерное наблюдение детей с целью профилактики обострений заболеваний и формирования хронической патологии у взрослых;
- научить студентов лечебного факультета на основе знаний преимущества естественного вскармливания использовать методы стимуляции лактации, давать рекомендации по питанию здоровых детей, особенно первого года жизни.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины - «педиатрия» обучающийся должен:
Знать:
· Закономерности роста и развития ребенка на внутриутробном и внеутробном этапах, периоды детства, их функциональные и морфологические характеристики, возрастные нормы, роль наследственных, а также эндо - и - экзогенных факторов в формировании здоровья или болезни детей, особенности обменных процессов и иммунологической защиты в детском возрасте, основы медико-генетического консультирования, преимущества естественного вскармливания, принципы смешанного вскармливания, особенности питания детей старше года.
· Структуру показателей младенческой смертности и возможности ее снижения: клинические проявления, диагностику, лечение и профилактику основных заболеваний периода новорожденности и раннего возраста, а также острых детских инфекций.
· Особенности течения, диагностики, лечения и профилактики следующих заболеваний в детском возрасте:
- бронхиальная астма, пневмония,
- острая ревматическая лихорадка, хронический идиопатический артрит,
- геморрагические диатезы,
- гломерулонефрит, пиелонефрит,
- гастродуоденит, ЯБ ДПК.
Уметь:
· Собрать и оценить анамнез жизни и заболевания у матери и ребенка
· Оценить генеалогический анамнез, определить наследственную предрасположенность
· Составить карту кормления: 1) здорового доношенного ребенка; 2) недоношенного ребенка; 3) ребенка грудного возраста.
· Назначить рациональное питание ребенку старше года
· Способствовать сохранению естественного вскармливания
Владеть:
· - методикой физикального обследования здорового и больного ребенка
· - методикой оценки физического и психомоторного развития детей
· - навыками ухода за новорожденным
4. Место дисциплины:
Ведущими вопросами педиатрии являются заболевания в различные возрастные периоды детства.
Основной целью курса педиатрии является: научить студентов лечебного факультета осуществлять контроль за гармоничным развитием ребенка, а также диагностировать, лечить и предупреждать наиболее часто встречающиеся заболевания детского возраста.
5. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Количество часов (кредитов) по специальностям | ||
Всего часов (кредитов) | Лечебное дело (очная форма) | ||
Номера семестров изучения дисциплины (модуля) | 8-9 | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 321 (8.92) | (4,22) | 168 (4,7) |
Аудиторные занятия: | 214 (5,9) | (2,8) | 112 (3,1) |
Лекции | 74 (2,05) | (1) | 38 (1,05) |
Практические (клинические) занятия | 140 (3,9) | 66 (1,8) | 74 (2,1) |
семинарские занятия | - | ||
лабораторные работы | - | ||
Самостоятельная работа | 107 (2.97) | 51 (1,4) | 56 (1,57) |
в том числе: | |||
Курсовая работа | |||
Виды промежуточного и (или) итогового контроля (зачет, экзамен) | Экзамен 45(1,25) |
Раздел 2. Структура и содержание дисциплины
Дидактические единицы ГОС ВПО по дисциплине
«Педиатрия» – 321 часов
лечебное дело, дневное отделение - 060101
Основные разделы дисциплины «Педиатрии» (согласно ГОС)
2.1 Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем дисциплины | Количество часов | Форма текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||||
Лечебное дело (очная форма) | |||||||||
Всего | Аудиторные занятия | Сам-ная работа | Всего | Аудиторные занятия | Сам-ная работа | ||||
Л | ПЗ | Л | ПЗ | ||||||
Раздел I. Пропедевтика детских болезней | 56,0 | 26,22 | 20,0 | Тестовый контроль темы занятий | |||||
Раздел II. Неонатология | 21,0 | 8,75 | 6,7 | Тестовый контроль темы занятий | |||||
Раздел III. Патология детей раннего возраста | 73,0 | 30,6 | 23,4 | Тестовый контроль темы занятий | |||||
Раздел IV. Патология детей старшего возраста. | 95,0 | 43,7 | 33,4 | Тестовый контроль темы занятий | |||||
Раздел V.Детские инфекции | 76,0 | 30,6 | 23,4 | Тестовый контроль темы занятий | |||||
ИТОГО | Итоговый компьютерный тест. контроль, практические навыки, история болезни, теоретическое собеседование |
Л – лекции
ПЗ – практические занятия (в том числе: семинары, лабораторные занятия, клинические занятия)
Содержание теоретических разделов дисциплины «ПЕДИАТРИЯ»
(лекции)