Впрочем, рынки подержанных автомобилей существуют, и, соответственно, не следует абсолютизировать полученные выводы, тем более, что возможно без особого труда выделить ряд дополнительных факторов, объясняющих реальное присутствие на рынках товаров различных категорий. О них и пойдет речь.
Вначале обратим внимание на возможное несоответствие оценок, даваемых товарам продавцами и покупателями. Предположим, что продавцы ценят свои машины строго в соответствии с их качественным уровнем, а оценка покупателей превышает оценку продавцов на 20 %, иначе говоря, на рынке представлено значительное количество продавцов, желающих продать машины качества q по цене PS=q, и еще большее количество покупателей, желающих приобрести машины качества q по цене P D= 1,2q. В этом случае кривая спроса идет не под углом 450, а имеет более крутой наклон (т.е. наклон увеличился в сторону 900), в то время как вид кривой предложения остается прежним. Соответственно изменению вида кривой спроса, изменяется и положение равновесной точки, а именно, из положения (2000, 2000) она перемещается в положение (2500,3000).
u(B)= 1.2q - P; u(S)= P -q
Аq = 2000+ [ (P S- 2000)/2 ] =(P S/2) + 1000; P D=1,2 Аq Þ
P = 3000; q = 2500
Действительно, покупатель, способный оценить среднее качество автомобилей, не будет готов заплатить за автомобиль более 1,2(4000)=4800 руб, что приведет к отказу от продажи автомобилей владельцев машин, чье качество превышает 4800 и т.д. Соответственно, среднее качество автомобилей упадет до 3400, снизив уровень цены до 1,2(3400)=4080 руб и т.д. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока на рынке не останутся лишь продавцы, качество автомобилей которых находится в интервале между 2000 и 3000.
Предположение о том, что оценка покупателя превышает оценку продавца, будучи введено в дискретную модель, также может существенно модифицировать ранее полученные выводы, несколько смягчив резкость вывода о неминуемом превращении рынка подержанных автомобилей в рынок лимонов.
Если хорошие автомобили оцениваются покупателями в $ 7000, а продавцами в $ 6000, в то время как плохие- $3000 и $ 2000 соответственно, а покупатели изначально предполагают, что доля плохих автомобилей равна 0.5, то они не будут готовы заплатить за автомобиль неизвестного качества более:
0.5(7000)+0.5(3000)=5000,
что способствует уходу с рынка владельцев хороших автомобилей. Однако повышение уровня Н с 7000 до 9000 поднимет цену покупателя до:
1/2(9000)+1/2(3000)= 6000,
в результате чего на рынке будут одновременно продаваться автомобили обоих типов. Иначе говоря, для этого необходимо выполнение условия:
p НН +p LL ≥ pН.
Разумеется, подобный результат может иметь не только повышение оценок, присваиваемых автомобилям покупателями, но и повышение оценочной доли автомобилей высокого качества (например, до 3/4 при прежних оценках Н и L).
г. Ситуация: Бесконечное количество типов продавцов с неидентичными вкусами.
Рассмотрим продавцов как покупателей, чья оценка купленного ими автомобиля изменилась после покупки
(в данном случае мы полагаем, что речь не идет о разочаровании характеристиками купленной машины, а о результате изменения неких внешних обстоятельств. Например, владелец машины сменил место работы на более близкое к его дому и перестал нуждаться в автомобиле, или продавцом автомобиля является наследник прежнего владельца, стремящийся как можно скорее избавиться от ненужного ему транспортного средства).
Впрочем, такого рода несоответствие оценки владельца машины ее качеству может иметь и противоположную направленность, связанную, например, с тем, что продавец находится под впечатлением от рассказа своего приятеля о том, как удачно ему удалось избавиться от старой машины.
Платежные функции игроков:
u(B) = 1.2q - P; u(S)= P - (1+e)q,
где e может быть величиной как отрицательной, так и положительной.
Предположим, что e = - 0.15; и q =2000, тогда самая низкая цена по которой может быть перепродан автомобиль Р =1700. Среднее качество автомобилей, предлагаемых к продаже по цене Р:
Aq (P)=Е(q | (1+ e)q ≤ Р)
Предположим, что число покупателей превышает число продавцов. В отличие от ранее рассмотренных вариантов рынка "лимонов", если Р ≥ 6000 некоторые владельцы машин откажутся их продавать, если для них
e > 0. Как результат среднее качество машин, представленных на рынке будет ниже 4000 даже при Р=6000. С другой стороны, если Р = 2000 некоторые владельцы машин, имеющие e ≤ 0, все же будут продавать свои автомобили.
Но и в этом случае верен вывод о том, что при асимметрии информации, в частности, в ситуациях, когда покупатель не в состоянии в момент покупки определить качество товара (так называемые experience goods), объем торговли меньше, чем в условиях полноты информации.