Принято промежуточное решение по демонтажу двигателей. После этого из баков откачают 16 тонн топлива, пишет «Звезда». Затем будут отсоединены крылья и разобран пассажирский салон. Остов аэробуса приподнимут с помощью надувных понтонов, погрузят на автотрейлер и доставят в ЛИИ имени М. Громова для более тщательного изучения и осмотра.
"Скорее всего, с самолета будет демонтировано все оборудование, летать он уже не будет", — отметил собеседник ТАСС.
Между тем в СМИ появилась информация, что в стоящем посреди кукурузного поля под охраной силовиков лайнере орудуют мародеры. Якобы неизвестные уже вынесли из салона спасательные жилеты и сумки с аварийно-спасательным оборудованием.
В ГУ МВД РФ по Московской области и Московском межрегиональном СУТ опровергли данную информацию.
"На месте происшествия круглосуточно работает следственно-оперативная группа, в том числе и в салоне воздушного судна. Проникновение посторонних лиц на территорию оцепления, организованного сотрудниками МУ МВД России «Раменское», исключено. Сотрудниками полиции также обеспечивается сохранность конструкции воздушного судна и его элементов. С момента происшествия фактов нахождения посторонних лиц на месте происшествия не зафиксировано", — сообщили «Уралинформбюро» в пресс-службе Московского межрегионального СУТ.
15 августа пилоты А321 «Уральских авиалиний», вылетевшего из Жуковского в Симферополь, совершил практически невозможное. Дамир Юсупов и Георгий Мурзин посадили машину с отключившимися после попадания в них чаек двигателями «на брюхо» так, что никто из 226 пассажиров и семи членов экипажа даже не получил тяжелых травм. Обоим летчикам присвоены звания Героев России, кабинный экипаж награжден орденами Мужества. Об этом сообщает Рамблер.
В Подмосковье началась подготовка к эвакуации самолета Airbus A321 "Уральских авиалиний", который совершил аварийную посадку в кукурузном поле.
Следственный комитет практически завершил работу на месте. Следователями выдано разрешение на демонтаж пассажирских кресел и остальных составляющих салона, пишет ТАСС. Также специалистам предстоит отстыковать крылья и снять двигатели.
После этого самолет погрузят на платформу и доставят на территорию ЛИИ имени Громова, на площадях которого находится аэропорт Жуковский, сообщает "Уралинформбюро".
На месте работают сотрудники компании Airbus и специалисты французского Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации.
Событие, которое обсуждают все эти дни и будут обсуждать еще долго. 233 человека могут считать вторым днем рождения четверг, 15 августа, а вторым местом рождения — кукурузное поле в нескольких километрах к юго-востоку от столичного аэропорта «Жуковский».
Там и сейчас находится самолет «Уральских авиалиний», после такой посадки, о которой и не думал никто, поднимаясь на борт рано утром, чтобы отправиться в Симферополь.
Привычный запрос на запуск двигателей и руление к полосе, разбег — и столкновение с птицами. Экипаж сделал все, как учили. Все спасены. Указом Владимира Путина пилотам — звезды Героев России, бортпроводникам — ордена Мужества.
"Настроение огонь, все хорошо, времени только нету, ничего не успеваю, сегодня еще воды горячей нет", — говорит Дмитрий Ивлицкий.
Вернулись на землю, а здесь все по-прежнему: родители, жены, дети. Размеренный ритм жизни нарушают нескончаемые звонки и сообщения — телефон садится по три раза в день.
«Даже хозяин кукурузного поля написал: «Будете у нас, говорит, приезжайте все вам покажем», — отмечает Дмитрий Ивлицкий.
Сотни комментариев под фотографиями бортпроводниц в соцсетях. Они все читают, все слышат. Но отвечают пока только родным.
«Все звонят, телефон разрывается, звонят маме. Мама плачет, радуется, гордится, звонит мне и каждые пять минут это говорит», — рассказывает Надежда Вершинина.
К разговору присоединяется второй пилот — Герой России Георгий Мурзин. Прилетев в Екатеринбург, он, наконец, дошел до врачей.
«Есть перелом грудины и 12-го позвонка — в принципе ходить могу, все хорошо», — говорит Георгий Мурзин.
Форма скрывает ушибы и ссадины всех членов экипажа. Всем объявлен внеплановый отпуск для того, что бы восстановиться, а им летать охота.
«Конечно, охота, конечно, охота», — говорит Георгий Мурзин.
«Конечно, еще планируем вернуться на работу, уже хочется попробовать», — отмечает Дмитрий Гончаренко.
Во главе экипажа, наконец-то с улыбкой, командир — Герой России Дамир Юсупов.
«Сегодня удалось отдохнуть, поспать. Сегодня рано утром проснулись с женой в спокойной обстановке, поговорили, проанализировали. Нового ничего не открыл для мира, но для себя я понял, что самое главное, что есть, это что людям надо обращаться к Всевышнему. И самое главное, второе, что у нас есть — наша семья, наши близкие, самое родное, что у нас есть», — говорит Дамир Юсупов.
Рядом с командиром жена Наталья, с которой он воспитывает сына и дочь, и которой он привез из Москвы кукурузный початок с того самого поля.
«Испекла торт его любимый и написала там пастой шоколадной: «Со вторым днем рождения» и дату: 15 августа 2019 года», — рассказывает Наталья Юсупова.
Еще два сына Дамира Юсупова от первого брака живут в Сызрани.
«Я изначально знал, что если такая подобная ситуация будет, то он обязательно найдет выход и вырулит. Такое случилось, и он не подвел», — говорит Ильяс Юсупов, сын Дамира Юсупова.
Там же — простые и скромные старший брат и отец Героя России.
«С детства он был очень усидчивый, целеустремленный, и всегда добивался поставленной цели», — рассказывает Олег Юсупов, брат Дамира Юсупова.
«Ну, такой же, как все мальчишки: и дрались, и всякое бывало. Учился он хорошо, потом пошел по моим стопам», — рассказывает отец Дамира Юсупова Касима Юсупова.
Папе командира, который и сам командир-вертолетчик, интервью даются в сто раз сложнее, чем экстренная посадка. И это тот случай, когда сын весь в отца.
«Я планировал набрать высоту, на ней задержаться, обработать отказ, принять решение правильно, рассчитать все, но как оказалось потом, времени было вообще мало», — рассказывает Дамир Юсупов.
В своем первом интервью 15 августа Дамир Юсупов тщательно подбирал слова, чтобы описать 90 секунд полета. Теперь о них известно гораздо больше из расшифровки переговоров экипажа с диспетчером. В 6 часов 12 минут и 28 секунд А321 «Уральских авиалиний» стоит в начале взлетно-посадочной полосы.
Пилот: «СЖР 178. К взлету готов».
Диспетчер: «ВПП 12. Взлет разрешаю, отдельные перелеты птиц».
Пилот: «СЖР 178: ВПП 12, взлетаю».
Замечены отдельные птицы, но не стаи, да и еще непонятно, в какой части аэродрома. И потому командир решает вылетать. Следующий сеанс связи через минуту. В эфире сигнал — пан-пан — что означает авария, но пока еще не катастрофа.
Пилот: «СЖР, ПАН ПАН, ПАН ПАН, ПАН ПАН, СЖР».
Диспетчер: «СЖР 178».
Пилот: «ПАН ПАН, ПАН ПАН, ПАН ПАН, СЖР 178. Oтказ одного двигателя».
Диспетчер: «СЖР 178, ваше решение».
Пилот: «Разрешите обратным разворотом. Высота».
Диспетчер: «Разрешил обратным заход».
Пилот: «Обратным заход разрешили, СЖР 178».
К тому моменту самолет уже столкнулся со стаей чаек — сразу же после взлета. Это даже удалось снять одному из пассажиров. Первый двигатель мгновенно вышел из строя.
«Мы взлетали с Жуковского, примерно секунд через пять после взлета самолет начало очень жестко трясти, прямо очень сильно», — рассказывает пассажир рейса.
«Начали набирать высоту, и ребенок в иллюминатор увидел, что из турбины выходит огонь, он говорит: «Мам, это нормально?» Я посмотрела, и в этот момент начались хлопки, похожие на микровзрывы, было так вот: бум и огонь», — вспоминает женщина.
Кто-то заснял, как искрит второй двигатель. Он тоже сломан, и тяги уже не хватает не то что на возвращение — на продолжение полета в любом направлении, кроме как по прямой, пока самолет не столкнется с землей. Это значит: впереди так называемая посадка перед собой. И какая же удача, что перед собой командир в тот момент увидел кукурузное поле.
Очень плотно высаженная кукуруза в человеческий рост. Здесь ее, конечно, убрали для удобства работы следователей, у фюзеляжа хорошо видно: смятая многотонной машиной, она смягчила удар о землю.
Однако те же мягкий грунт и заросли кукурузы могли бы угробить Аэробус и 233 человека, если бы командир садился не на брюхо, а с выпущенными шасси, как это рекомендует компания-производитель самолетов. Сперва борт зарылся бы в землю, а после развалился на части.
Возможно ли повторить чудесное приземление рейса Ю178 в кукурузном поле? Получить ответ на этот вопрос можно только на практике и, конечно, не на настоящем самолете, а на аваиасимуляторе. Это тренажер аэробуса, семейства А320 и полетим мы на нем вместе с пилотом-инструктором Павлом Ивановым. Вся авиаоника здесь идентична той, что установлена в самолете.
На что сразу обращаешь внимание — в кабине аэробуса нет штурвала — управление самолетом происходит с помощью сайдстиков, а по-простому джойстиков, и получается что командир судна, сидя слева, управляет левой рукой даже в том случае, если он правша.
С того возраста, в котором Дамир Юсупов запечатлен на фото, он пишет правой рукой. Однако стать правшой его заставили в школе. По природе же командир левша, так что левая рука в экстренной ситуации его просто не могла подвести. Но тут одной надежной руки было мало. Пробуем повторить чудо — попытка номер один.
«Мы подходим к скорости принятия решения, принимаем решение на взлет — отказывает первый двигатель, левый, имитируем нестабильную работу двигателя номер два, уменьшаем тягу. Это сигнализация о приближении к земле. Отключаем двигатель. У нас произошло крушение», — комментирует пилот-инструктор Павел Иванов.
Пробуем еще. Снова взлетаем, снова теряем левый двигатель.
«Вот отказал двигатель самолет начинает ощутимо разворачивать в сторону отказавшего двигателя — нас резко повело и трясет. Я думаю, что справляться уже сейчас непросто, гораздо сложнее», — отмечает Павел Иванов.
Однако дальше, после отказа второго двигателя, сколько бы мы не предпринимали попыток, во время экстренной посадки на случайное поле выходит одно и то же. Шанс сесть удачно — один на миллион, а может и больше.
«Мы просто летели к земле, никто не кричал, никакой паники. Это настолько очевидно было, что там не нужны были слова, все просто ждали своей участи», — вспоминает женщина.
Сели так быстро и так удачно, что даже диспетчеры не успели опомниться. Когда командир запрашивал помощь наземных служб, в аэропорту думали, что самолет еще в небе.
Пилот: «Свердловский, просим скорую помощь и службу спасения».
Диспетчер: «Ожидаем. Высота ваша и сколько пассажиров на борту?»
Пилот: «Высота. Мы выполнили, сели за полосой. Пассажиров 226 и семь членов экипажа».
Диспетчер: «Еще раз повторите».
Пилот: «226 и 7 членов экипажа. Не отвлекайте, у нас эвакуация пассажиров».
Очень повезло с экипажем, не всем так везет.
«Действия всего экипажа были очень слаженные, мы меньше минуты после остановки находились в салоне, уже через секунд 30-40 были открыты все люки, уже начали надуваться трапы», — рассказывает пассажир рейса Ю178.
«Стюардессы, эти девочки сняли с себя туфли и босиком бегали по кукурузному полю, спрашивали, кому нужна помощь, абсолютно потрясающая работа персонала», — отмечает еще один пассажир рейса.
«Мы прыгали из самолета, кричали: «Быстрее, быстрее!» А жить-то хочется, жить-то хочется», — вспоминает женщина.
Пассажиры толпились вокруг самолета. А ведь сразу после посадки никто не мог знать, что течи топлива нет, и что борт не вспыхнет. Тогда-то и прозвучали те самые слова старшего борт-проводника: «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы».
«Я видел мемы, уже футболки кто-то делает, вообще молодцы. Надо было запатентовать фразу», — считает Дмитрий Ивлицкий.
Именно в той самой кукурузе у самолета пассажиры отдали должное двум пилотам и пяти бортпроводникам. Потом несколько сотен метров по полю. Уже подоспели скорые. Госпитализация понадобилась только одному человеку.
И вот уже тот самый мальчишка с родителями под Евпаторией.
«Хорошо, вода очень теплая», — говорит мальчик.
Вчерашние пассажиры рейса Ю178 купаются и жуют кукурузу. А командир, и так уже сильно всех удивший, извиняется за то, что сам не смог довезти до Крыма.
«Пассажирам я единственное, что могу сказать: немножко даже виноват, что их не доставил до места назначения (в Симферополь). С некоторыми беседовал, когда обходил самолет. Хочу пожелать всем, кто пострадал, выздоровления, здоровья и не бояться летать», — говорит Дамир Юсупов.
В тот же день, когда станет известно, что президент присвоил звание героя, он еще скажет, что героем себя не считает, как и остальные шесть членов его экипажа. Но вот страна считает иначе. Так что когда все семеро выходят на поле перед игрой «Урала» 22 тысячи болельщиков встают, чтобы им поаплодировать.