Государственное бюджетное образовательное учреждение




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Алтайский государственный медицинский университет

Министерство здравоохранения России

 

ПСИХИАТРИЯ,

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Учебно-методические рекомендации для студентов педиатрического факультета

 

 

 

Барнаул – 2016


УДК 617.93

ББК 56.14

П 32

 

 

Печатается по решению Центрального

координационно-методического Совета Алтайского

государственного медицинского университета

 

 

Кафедра психиатрии, медицинской психологии и наркологии с курсом ФПК и ППС

 

Составители: И.И. Шереметьева, Л.В. Лещенко, А.Е. Строганов, Ю.О. Карачева, С.Ю. Стреминский

 

Рецензент:

 

Учебно-методические рекомендации подготовлены в соответствии с программой по психиатрии и медицинской психологии для студентов педиатрического факультета. Они предназначены для самостоятельной работы студентов в освоении психиатрии и медицинской психологии на этапе додипломной подготовки специалиста.

Учебно-методические рекомендации могут быть полезными при подготовке специалиста на постдипломном этапе – при обучении интернов, клинических ординаторов, курсантов циклов специализации и усовершенствования врачей.

 

Психиатрия, медицинская психология: Учебно-методические рекомендации / И.И. Шереметьева, Л.В. Лещенко, А.Е. Строганов, Ю.О. Карачева, С.Ю. Стреминский Барнаул: Издательство АГМУ, 2016. – 100 с.

 

 

ж

Ó Алтайский государственный медицинский университет, 2016

Ó Коллектив авторов, 2016


Содержание

 

Литература

Введение

Часть I. Психиатрия в схемах и таблицах

Часть II. Обследование и курация психически больных

Часть III.. Общая психопатология, частная психиатрия и медицинская психология

Часть IV Вопросы тестового контроля

 


Литература

 

Основная

Н.Н. Иванец, Ю.Г. Тюльпин, М.А. Кинкулькина Психиатрия и медицинская психология. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2014.

Л.М, Барденштейн, Б.Н, Пивня, В.А, Молодецких Избранные лекции: Учебное пособие. – М.:/ИНФРА-М, 2014.

Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология. – М.: Медпресс-информ, 2003.

 

Дополнительная

Жмуров В.А. Психопатология. – М.: Медицинская книга, 2008.

Пивень Б.Н., Шереметьева И.И. Смешанные формы психических заболеваний. – Новосибирск: Наука, 2003.

Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия. – М.: Медпресс-информ, 2006.

 

 


Введение

 

В подготовке специалистов важную роль играет самостоятельная работа обучающихся. Настоящие методические материалы составлены для того, чтобы способствовать проведению этой работы при изучении психиатрии и наркологии. Их использование может помогать обучающимся оптимизировать учебный процесс и систематизировать знания, получаемые из учебных руководств, при прослушивании лекций и обсуждении тем практических занятий.

Материалы включают шесть взаимосвязанных частей.

В части I «Психиатрия в схемах и таблицах» дается своеобразный остов базовых знаний и основных положений в области психиатрии и наркологии, которые в соответствии с программой обучения должны освоить студенты.

Часть II «Обследование и курация психически больных» помогает студентам освоить методологию и методы исследования психически больных, а также содержит подробные указания по написанию академической истории болезни больных, курируемых студентами во время учебного цикла. История болезни является отчетом о полученных студентами теоретических знаниях и практических навыках. Собеседование по ее содержанию и оформлению – обязательная часть экзамена по предмету «Психиатрия и наркология».

Часть III «Общая психопатология, частная психиатрия и медицинская психология» нацеливает студентов на самостоятельное изучение материалов, предусмотренных программой по психиатрии и медицинской психологии, входящих в план практических занятий. В этой части дается тематика практических занятий, обозначается их цель, приводится перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на занятиях, дается перечень контрольных вопросов, ответы на которые могут помогать оценивать качество знаний, приобретаемых студентами.

Часть IV «Вопросы тестового контроля» примерные вопросы тестового контроля. В процессе учебных циклов их набор может меняться.

 

 

Часть I

Психиатрия в схемах и таблицах

 

Организация психиатрической помощи в РФ

1. Лечебно-профилактические учреждения (психиатрические больницы, психоневрологические диспансеры, наркологические диспансеры, кабинеты).

Учреждения социального обеспечения (специальные дома инвалидов, МСЭК (медико-социально-экспертные комиссии)).

2. Учреждения министерства просвещения (специальные школы, школы-интернаты, санатории и санатороно-лесные школы, специальные детские сады).

3. Учреждения Министерства юстиции (спецбольницы).

 

Показания к госпитализации

1. Наличие психического расстройства и решение врача при согласии больного либо постановление суда о проведении обследования и лечения в стационарных условиях.

2. Проведение психиатрической (судебной, трудовой, военной) экспертизы.

3. По показаниям к недобровольной госпитализации.

 

Показания к недобровольной госпитализации

Если психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

1. Опасность для себя и для окружающих (психомоторное возбуждение при склонности к агрессивным и аутоагрессивным действиям, систематизированные бредовые синдромы, если они определяют общественно опасное поведение больного.

2. Беспомощность, т. е. неспособность удовлетворять свои основные жизненные потребности.

3. Существенный вред здоровью больного вследствие ухудшения психического состояния, если он будет оставлен без психиатрической помощи.

 


 

Детальное изложение см. в разделах «Обследование и курация психически больных» и «Особенности проведения клинической беседы» настоящих методических рекомендаций.









Часть II

Обследование и курация

Психически больных

 

Современная психиатрия самым тесным образом связана практически со всеми медицинскими специальностями. В то же время психиатрия, как и любая другая клиническая дисциплина, имеет свойственный только ей объект изучения – психические нарушения человека. Их выявление и оценка осуществляются специальными методами, получившими в психиатрии название основных или клинических. К ним относятся беседа с больным, наблюдение за его поведением и сбор объективных сведений. Комплексное применение названных методов, естественно, при условии корректного анализа полученной с их помощью информации, позволяет составить реальную картину психического заболевания.

Психические расстройства во многих случаях являются прямым следствием поражения различных органов и систем, а также возникают как патологический тип психического реагирования на физическое неблагополучие. Кроме того, у больных с собственно психическими заболеваниями могут развиваться разнообразные формы соматической патологии. Поэтому для распознавания природы психических расстройств, дифференциальной диагностики, назначения обоснованного терапевтического вмешательства при исследовании больных с признаками нарушения психической деятельности широко применяются дополнительные методы: изучение соматического и неврологического статуса, глазного дна, электроэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, рентгенография черепа, анализы биологических сред и жидкостей. К дополнительным методам относится широко вошедшее в повседневную психиатрическую практику патопсихологическое (экспериментально-психологическое) исследование, результаты которого имеют большое значение в понимании характера и особенностей психопатологических проявлений.

Исследование психически больных и для опытного врача нередко сопряжено с серьезными трудностями, что обусловлено своеобразием психической патологии. Тем более понятны затруднения в обследовании и курации этой категории пациентов студентами, только приступающими к изучению психиатрии, и начинающими психиатрами.

Для облегчения выработки и закрепления у обучающихся умения самостоятельной работы по обследованию и ведению больных с психической патологией и предназначена настоящая часть методических рекомендаций.

В этой части в последовательной форме излагаются методы исследования психически больных, особенности их применения и интерпретации полученных с их помощью данных.

Большое внимание уделено написанию академической истории болезни. Ее оформление по рекомендуемой схеме является отчетом обучающегося о приобретенных умениях работы с больным, а изложение содержания по обследованию, диагностике и лечению больного – показателем развития его клинического мышления.

 

Беседа

 

Беседа является одним из основных методов исследования, применяющихся в психиатрии.

В первую очередь отметим, что сведения, полученные от больного, в психиатрии принято называть субъективными, т. к. они нередко не соответствуют реальному положению вещей. Это объясняется искажением оценок происходящего как с самим больным, так и с окружающим его миром в результате разнообразных психических расстройств (бредовых идей, галлюцинаций, интеллектуальных нарушений и т. д.). Причем в некоторых случаях больной может быть очень убедителен в своем рассказе, а приводимые им факты близки к возможным ситуациям и обстоятельствам. Поэтому для получения достоверной информации данные, сообщенные больным, часто приходится проверять и дополнять сведениями, собранными от лиц, хорошо знающих больного. Эти сведения принято называть объективными. Кроме того, истинность фактов, излагаемых больным, подтверждается или, напротив, опровергается объективными законами и явлениями. Например, если больной утверждает, что он болен неизлечимым заболеванием (раком), при этом предъявляет разнообразные и трудно дифференцируемые жалобы, не доверяет многочисленным обследованиям различных специалистов, дающих отрицательные в плане данного заболевания заключения, то подобные его умозаключения будут расценены как не соответствующие действительности и квалифицированы как бредовые.

Большое значение в оценке сведений, получаемых от больного, имеет и их сопоставление с данными, установленными методом наблюдения за его поведением. Так, если при расспросе больной отрицает наличие у него галлюцинаций, а между тем периодически к чему-то прислушивается, то на диагностическое заключение должно повлиять, прежде всего, не то, о чем он говорит, а то, как он себя ведет. Или жалобы больного на сниженное настроение убедительно подтверждаются его согбенной позой, замедленными движениями.

При ряде психопатологических состояний (нарушения сознания, кататонические синдромы, глубокая депрессия, бредовые синдромы и т. д.) контакт с больным бывает значительно затруднен и даже невозможен. Однако есть специальные приемы, которые в части случаев могут его облегчить.

Один из них сводится к перемене места и условий беседы. Например, больной, отказывающийся от ответов на вопросы в палате, будучи приглашен в кабинет, начинает охотно давать о себе сведения, а затем доверительно сообщает врачу, что люди в палате вовсе не больные, а переодетые преследователи. Или больной с разорванностью мышления, из-за чего недоступен контакту в отделении, во время клинического разбора в присутствии большого количества врачей довольно логично и последовательно рассказывает об обстоятельствах своей жизни.

При мутизмекататонического происхождения контакта с больным можно достигнуть за счет письменной речи. Больному дается лист бумаги и карандаш и адресуется просьба отвечать на вопросы. В аналогичных случаях иногда помогает переход на шепотную речь.

При оглушении, напротив, вопросы нужно задавать громким голосом, повторять их. При этом требуется терпение и выдержка, т. к. ответы больного следуют со значительным латентным периодом. Точно так же отвечает и больной с глубокой депрессией.

При расспросе больного не следует прибегать к медицинским, а в частности психиатрическим, терминам, потому что большинство пациентов вообще не знают их значения. Если же они и осведомлены в этой области, то во многих случаях из-за отсутствия критического отношения к имеющимся переживаниям могут все равно дать неверный ответ. По этой причине, выявляя галлюцинации, бредовые идеи, психосенсорные расстройства и т. д., вопросы нужно формулировать в описательном утвердительно-нейтральном виде: «Не бывает ли так, что вы слышите что-то необычное, то, чего не должно быть в это время?», «Не случается ли так, что вы испытываете на себе какие-то воздействия?».

При распознавании некоторых расстройств (бредовые, навязчивые и сверхценные идеи, галлюцинации) требуется выяснение отношения больного к своим переживаниям — его убежденность в истинности происходящего, возможность изменить точку зрения, вероятность коррекции. Все это вызывает необходимость попытки разубедить больного, поставить под сомнение его суждения. Но делать этого в прямой форме не рекомендуется, т. к. пациент может неверно истолковать подобные действия, а в результате обидеться из-за недоверия к нему, замкнуться в своих переживаниях, включить беседующего в круг бредовых построений. Поэтому здесь более уместен нейтрально-предположительный тон задаваемых вопросов и рассуждений опрашивающего: «Может быть вам показалось все это?», «То, о чем вы рассказываете, как-то не совсем согласуется с известными фактами и событиями», «Может быть вы неверно поняли слова и поступки окружающих?».

В части случаев при недостаточной контактности больного беседа с ним предваряется сбором объективных сведений, что дает возможность последующего целенаправленного расспроса.

 

Детальное изложение см. в разделе «Особенности проведения клинической беседы».

 

 

Наблюдение

 

Наблюдение является одним из основных методов, применяемых в психиатрии, посредством которого можно получить объективные сведения о больном. Наблюдение начинается еще до сбора анамнеза, продолжается во время расспроса и не прекращается после установления диагноза.

При кажущейся простоте этого метода, ему нужно целенаправленно учиться. Необходимы навыки и опыт, чтобы метод наблюдения «заработал» и приносил врачу необходимую информацию. Причем важно не просто смотреть на больного, но наблюдать и выявлять определенные признаки, свидетельствующие о болезненном состоянии, а потому, приступая к обследованию, врач должен знать, что он хочет выявить, уточнить или проверить.

Следует обращать внимание на внешний вид больного: как он одет, соответствует ли стиль одежды возрасту, полу, сезону, следит ли за своей внешностью, прической. Если это женщина – использует ли косметику, бижутерию и как использует – чрезмерно или в меру, неброско или крикливо, вычурно. О многом может рассказать выражение лица – скорбное, гневливое, восторженное, настороженное и т. д. и выражение глаз – тусклые, матовые, «светящиеся», радостные, «искрящиеся» и т. д. Каждая эмоция, каждое душевное состояние имеет свое внешнее выражение с многочисленными оттенками и переходами, надо только уметь их разглядеть. Нужно обращать внимание на осанку и походку больного, манеру поведения, позу, в которой он стоит, сидит и лежит.

Следует обращать внимание и на то, как реагирует больной на контакт с врачом: доброжелательно, угодливо, пренебрежительно, высокомерно, агрессивно, негативно. Врывается в комнату, без приглашения усаживается на стул, развалившись, забросив нога на ногу, ставит врачу условия, на которых он согласен лечиться, или, войдя в кабинет, скромно переминается с ноги на ногу. Завидев врача, вскакивает с постели и бежит по коридору, чтобы поздороваться с ним, или отворачивается к стене во время обхода. Отвечает на вопросы врача подробно, стараясь не упустить мельчайшей детали, или отвечает односложно, неохотно.

Можно выделить несколько приемов наблюдения. Наблюдение в процессе беседы с больным. Оно позволяет отметить особенности реагирования больного на вопросы врача, его реакцию на болезнь, на факт госпитализации и т. д. Наблюдение в искусственно созданной ситуации, например, в ситуации «свободного выбора действий», когда врач, сидя перед больным, ни о чем его не спрашивает, предоставляя больному возможность самому задавать вопросы, предъявлять жалобы, излагать свои мысли, свободно перемещаться по кабинету. Наблюдение в естественной ситуации, когда больной не знает, что за ним ведется наблюдение. Данный вид наблюдения используется в психиатрическом стационаре, причем не только врач, но и медсестры, санитары должны владеть им. Приемлем он при посещении больного на дому, в цехе лечебно-трудовых мастерских.

Посредством наблюдения за состоянием больного и проявлениями его болезни можно, например, отличить эпилептический припадок от истерического, патологическое опьянение от простого. Следует отметить, что в детской психиатрии наблюдение является подчас единственным методом выявления психической патологии, поскольку у ребенка в силу рудиментарности психических расстройств, недостаточной их осозноваемости и вербализации расспрос не всегда приводит к получению необходимой информации.

Наблюдая больного в течение определенного времени, обращая внимание, скажем, на выраженность кататонических симптомов, признаки бреда, маску депрессии, врач может предположить характер динамики болезненного состояния и оценить эффективность проводимой терапии.

Если больной с тяжелым хроническим заболеванием, прежде неопрятный, приходит на прием в чистой и аккуратной одежде, то можно думать, что процесс социальной адаптации в данном случае идет успешно.

Подчеркивая важность метода наблюдения для диагностики психического состояния, в качестве примеров приведем особенности поведения больных при некоторых психопатологических состояниях.

Галлюцинации. Поведение больного при галлюцинациях зависит от характера галлюцинаторных переживаний: зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых, тактильных, истинных, ложных, а также от остроты их проявления. При зрительных галлюцинациях создается впечатление, что больной всматривается во что-то. Он может показывать на место расположения галлюцинаторных образов, обсуждать с присутствующими детали зрительных обманов, комментировать их. О наличии зрительных галлюцинаций может свидетельствовать внимательный, пристальный взгляд больного в определенном направлении, где нет реальных объектов, а также его живая мимика, пронизанная удивлением, любопытством. Если галлюцинации приятны больному, на его лице видна мимика удовольствия, если носят устрашающий характер – мимика ужаса, страха.

Если у больного слуховые галлюцинации, то он прислушивается, прикладывает руку к уху, чтобы лучше услышать, просит окружающих разговаривать тише или, напротив, затыкает уши, укрывается с головой одеялом. Он может что-то бормотать, вне связи с ситуацией произносить фразы, имеющие характер вопросов, ответов. Он может, «услышав» звонок, идти открывать дверь или снимать телефонную трубку.

При обонятельных галлюцинациях больной ощущает несуществующие запахи, затыкает нос или принюхивается, устраивает скандал соседям, считая, что они напускают в его комнату газы, или, чтобы избавиться от запахов, производит обмен квартиры.

Больной с вкусовыми галлюцинациями, ощущая у себя во рту стойкий, неприятный привкус, часто сплевывает, прополаскивает рот водой, интерпретируя их как проявления заболевания желудочно-кишечного тракта, часто обращается за помощью к терапевту. При обонятельных и вкусовых галлюцинациях характерен отказ от еды.

О тактильных галлюцинациях могут свидетельствовать расчесы кожи.

При истинных галлюцинациях больной эмоционален, его поведение в значительной степени определяется галлюцинаторными переживаниями, их содержание он нередко обсуждает с окружающими. При псевдогаллюцинациях поведение больного больше однообразно, монотонно, выражение лица гипомимично, отрешено, задумчиво, больной как бы погружается в себя, в свои мысли, о своих переживаниях говорит неохотно.

При остром галлюцинозе больной некритичен к галлюцинаторным переживаниям и, не задумываясь, выполняет приказы «голосов». При хроническом галлюцинозе может появляться критическое отношение и вместе с ним возможность управлять своими поступками. Например, больной, почувствовав ухудшение своего состояния, сам приходит на прием к психиатру.

Бред. Внешний вид и поведение больного с бредовыми переживаниями определяется фабулой бреда. Больной с бредом ревности ведет себя подозрительно по отношению к предмету ревности, следит за ним, хронометрирует время ухода и прихода его из дома, устраивает проверки, допросы.

Больной с бредом изобретательства старается внедрить свои изобретения, пишет письма в различные инстанции, от которых зависит признание его идей, забрасывает свою основную работу, не допускает мысли, что изобретения его абсурдны или являются плагиатом.

Бред преследования делает больного настороженным, подозрительным. Больной скрывается от своих «преследователей», прячется, иногда, защищаясь, нападает.

Больные с ипохондрическим бредом нередко встречаются в практике врачей-интернистов. Они настойчиво добиваются медикаментозного и хирургического вмешательств в связи с существующим, по их мнению, неизлечимым заболеванием. Больные с синдромом дисморфомании встречаются в практике врачей-стоматологов и косметологов, требуя исправить тот или иной мнимый дефект в области лица или устранить то заболевание, которое является якобы причиной дурного запаха изо рта.

Маниакальное состояние. Маниакальное возбуждение характеризуется стремлением к деятельности. Больной постоянно чем-то занят. Он принимает участие в уборке помещения, декламирует стихи, поет песни, организует «художественную самодеятельность», помогает санитарам кормить ослабленного больного. Его энергия неистощима, настроение приподнято, радостно. Он вмешивается во все дела, берется за любую работу, но не доводит ее до конца, переключаясь на новые виды деятельности.

Депрессия. При депрессии лицо и глаза приобретают характерное выражение печали, скорби. Лоб прорезает глубокая складка (Дельта меланхолика), углы рта опущены, зрачки расширены. Голова опущена. Больной обычно сидит на краешке стула или кровати в согбенной позе.

Кататоническое возбуждение. Кататоническое возбуждение может иметь характер растерян- но-патетического возбуждения с вычурностью, манерностью, негативизмом (бессмысленным противодействием: дают есть – он отворачивается; при попытке унести пищу – жадно ее хватает). Движения больного не составляют законченного осмысленного действия, а приобретают характер двигательных автоматизмов, стереотипий, становятся импульсивными, непонятными для окружающих. Нередко отмечается немотивированный смех, эхолалии, эхопраксии, яктации, бесцельный бег по кругу (манежный бег), однообразные прыжки и т. д.

Гебефреническое возбуждение. Гебефреническое возбуждение проявляется выраженным двигательным беспокойством с элементами эйфории и дурашливости, грубого клоунизма. Больные принимают необычные позы, бессмысленно кривляются, гримасничают, передразнивают других, кувыркаются, обнажаются, иногда их движения напоминают движения животных. На высоте импульсивного возбуждения могут проявлять бессмысленную ярость: разбрасывают пищу, разрушают все, что попадается под руку, с одинаковой стремительностью и силой нападают и на людей, и на вещи, яростно и бессмысленно сопротивляются каждой попытке их удержать, накормить, дать лекарство.

Кататонический ступор. Больной становится молчаливым (мутизм), обездвиженным. У него повышается мышечный тонус. Можно обнаружить такие проявления кататонического ступора, как симптомы зубчатого колеса, хоботка, восковой гибкости, эмбриона, воздушной подушки. Кожные покровы становятся сальными.

Истерическое состояние. Наблюдается выраженная эмоциональная лабильность с бурным проявлением чувств, быстрой сменой симпатии и антипатии к окружающим. Мимика, жесты больных – все поведение их искусственно, театрально, чаще жеманно. Обнаруживаются различные, функциональные по природе, чрезвычайно разнообразные по своим проявлениям расстройства: параличи, парезы, мучительные боли, немота, слепота, глухота и другие. Нередки вспышки бурного возбуждения с криком, слезами, заламыванием рук, разрыванием одежды, обмороки и припадки.

 

Объективные данные

 

В психиатрии к объективным данным относят сведения, полученные со слов лиц, хорошо знающих больного (в некоторых руководствах их называют сведения от информатора). Это родственники, члены семьи, знакомые. Очевидно, что лучше, чем родители больного, никто не расскажет врачу об особенностях протекания пре-, пери- и постнатального периода, не вспомнит родственников, которые, возможно, страдали психическими заболеваниями, не отметит перенесенных больным заболеваний. Из объективных сведений можно составить характеристику личностных и интеллектуальных качеств больного, его отношения к делу, к людям, к себе. Лица, наблюдавшие начало болезни или ее отдельные проявления, могут дать много полезной информации, позволяющей врачу оценить особенности течения болезненного состояния.

Для получения объективных данных врач может с согласия больного пригласить на беседу его родственников, попросить больного предоставить характеристику. Если он проводит судебно-психиатрическую экспертизу – ходатайствовать о доследовании дела, когда в нем не достает необходимых объективных сведений.

Вместе с тем данные, полученные от названных лиц, не всегда бывают объективны, т. к. люди при оценке тех или иных обстоятельств нередко делают это с учетом своих знаний и опыта, т. е. вносят элемент субъективизма, кроме того они могут преследовать корыстные цели, а потому эти сведения нуждаются в тщательном сопоставлении и перепроверке.

Объективные сведения могут быть взяты также из медицинской документации (архивные истории болезни, амбулаторные карты), трудовой книжки (частая сменяемость мест работы, профессий, вредный характер производства).

Объективные сведения о психическом состоянии больного можно получить, изучая продукты его творчества: рисунки, записки, письма, заявления и жалобы в различные организации.

Отмечая важность получения объективных сведений, следует подчеркнуть, что их сбор непременно должен иметь корректный, деликатный характер, исключающий всякого рода компрометацию больного.

Дополнительные методы исследования

 

1. Общесоматическому обследованию необходимо уделить особое внимание, поскольку при ряде психических болезней тяжелые физические страдания проявляются стерто. Многие психически больные вследствие помрачения сознания, мутизма, недоступности, бреда, слабоумия не высказывают жалоб, несмотря на тяжесть своего соматического состояния. При наружном осмотре необходимо оценить телосложение, конституциональные особенности (гигантизм, карликовость, евнухоидизм), отметить, имеются ли признаки физического инфантилизма, раннего увядания, выявить телесные повреждения, следы физических травм, ранений, ожогов, суицидальных попыток. Большое значение имеет выявление признаков мужского строения у женщин (маскулинизм, гирсутизм – наличие усов, бороды) или женского строения у мужчин (феминизм). Следует тщательно осмотреть кожные покровы, их окраску, тонус, выраженность подкожножирового слоя, наличие высыпаний на коже, гнойничков, пролежней и т. д. При осмотре ротовой полости важно отметить имеющиеся рубцы слизистых щек и языка.

При оценке соматического состояния больного следует учитывать имеющиеся заключения врачей-интернистов (терапевтов, хирургов, гинекологов, эндокринологов и др.) в медицинской документации. При отсутствии таковых сведений и при подозрении на наличие какой-либо соматической патологии необходимо проконсультировать больного с этими специалистами.

2. Неврологическое обследование. Его необходимость объясняется тем, что ряд психических болезней возникает в результате органического поражения головного мозга.

Исследуется функциональное состояние черепных нервов, сухожильные рефлексы.

При выявлении патологии для уточнения ее характера необходимо проконсультировать больного у невролога.

3. Лабораторные исследования. Лабораторные исследования помогают диагностике заболевания (как соматического, так и психического), обеспечивают контроль над состоянием больных в процессе лечения (особенно важны такие исследования для выявления побочных эффектов и осложнений терапии). Значение обнаруженных изменений в лабораторных тестах определяется лишь при тщательном сопоставлении с соматическими, неврологическими расстройствами и психическим статусом больного.

Должны проводиться исследования крови (общий анализ и биохимические показатели) и мочи. Учитываются анализы, имеющиеся в медицинской документации (например, исследование спиномозговой жидкости).

4. Рентгенография черепа. С помощью рентгенографии черепа можно установить изменения костей, наличие костных и металлических осколков в мозгу, по изменению конфигурации турецкого седла – поражение гипофиза. Рентгенография позволяет определить повышение внутричерепного давления. Об этом свидетельствуют выраженность «пальцевых вдавлений» и расхождение черепных швов, а также разрежение костной ткани задних клиновидных отростков и спинки турецкого седла.

5. Исследование глазного дна поможет диагностировать органические заболевания головного мозга, при этом будет иметь место сужение и извитость артерий сетчатки, расширение вен. При повышении внутричерепного давления на глазном дне отмечаются застойные соски зрительных нервов, стушеванность их границ и т. д.

6. Электроэнцефалография. Исследование электрической активности мозга широко применяется в психиатрии. При патологических процессах в головном мозгу обнаруживается ряд изменений биотоков мозга: появление частого ритма или, напротив, медленных волн – частотой 4-5 в секунду. Последние наблюдаются при отеках мозга, при повышении внутричерепного давления, коме, гипогликемии. Могут возникать также волны высокого вольтажа. Появление их объясняется гиперсинхронией в виде образования неритмичных, беспорядочных отдельных медленных дельта-волн или пароксизмальных ритмичных волн различной длительности и частоты от 3 до 25 и больше в секунду. Изучение электроэнцефалограмм позволяет судить не только об интенсивности, но и о локализации патологического процесса, помогает проводить дифференциальный диагноз.

7. Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга позволяют оценить состояние костей черепа, размеры субарахноидального пространства и желудочков мозга, выявить смещение срединных структур, очаговые и диффузные изменения вещества мозга.

8. Экспериментально-психологическое исследование занимает особое место среди дополнительных методов, т. к. прямо направлено на изучение психической деятельности и личности. Оно дает возможность путем применения специальных эксперимен- тально-психологических методик выявить структуру познавательных и эмоционально-волевых процессов, обнаружить и квалифицировать их нарушения, выявить сохранные стороны, установить индивидуальные характерологические и патохарактерологические особенности личности и тем самым предоставить сведения, необходимые для дифференциальной диагностики, оценки глубины нарушений, их прогноза.

8. 1. Исследование внимания. Последовательное вычитание из 100 по 7 или 200 по 13.

Отыскивание чисел по таблице Шульта. Исследование проводится с помощью специальных таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Обследуемому предлагается отыскивать числа по порядку. В норме на таблицу уходит 35-40 с. При рассеянном внимании или повышенной истощаемости увеличивается количество ошибок и экспозиция при отыскивании букв или чисел в изложенных методиках.

8. 2. Исследование памяти.

Запоминание 10 слов. Методика применяется для исследования способности к непосредственному краткосрочному и долговременному, произвольному и непроизвольному запоминанию. Пациенту зачитывают 10 двусложных слов и предлагают воспроизвести их в любом порядке. Затем процедура повторяется 5 раз. В норме все 10 слов должны быть фиксированы в памяти, а через 1 час должно быть воспроизведено 9-10 слов.

8. 3. Исследование мышления

Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Методика применяется для исследования способности к абстрагированию, уровня обобщений, целенаправленности и критичности мышления. Пациенту предлагают несколько общеупотребляемых пословиц и метафорических выражений и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл. Буквальное понимание пословицы или метафоры свидетельствует о конкретности мышления, низком уровне обобщений. Анализируются точность, лаконичность, целенаправленность ответов. Особенности речевой продукции пациента могут указать на резонерство, обстоятельность, паралогичность мышления.

Ассоциативный эксперимент. Используется для анализа характера ассоциаций пациента и скорости их образования, дает возможность выявить значимые переживания («аффективные комплексы»), изучить некоторые свойства личности испытуемого. Зачитывают заранее подготовленный ряд слов (30-40 существительных) и предлагают отвечать как можно быстрее на каждое из них первым пришедшим в голову словом. Регистрируется время реакции и ответы пациента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: