по дисциплине «Управление в социальной сфере»
Тема 1. Управление в социальной сфере как учебная дисциплина
Социальная сфера как объект управления. Различные подходы к определению понятия «социальная сфера». Социальная сфера, как вид деятельности, предметом которой является человек и его потребности. Структура социальной сферы. Подходы к определению структуры социальной сферы. Совокупность потребностей, интересов, ожиданий и стимулов индивидов, обеспечивающих связь личности и общества. Социальные группы, классы и слои общества. Социальные организации и их деятельность в различных отраслях народного хозяйства. Взаимосвязь структурных элементов социальной сферы. Соотношение понятий «социальная сфера», «сфера услуг», «социальная инфраструктура», «социально-культурная сфера».
Соотношение понятий «управление», «социальный менеджмент», «управление в социальной сфере». Социальные проблемы как предмет управления в социальной сфере. Научные основания исследования управленческой деятельности в социальной сфере.
Функции управления в социальной сфере – объяснительная, информационная, прогнозная и инженерная.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Структурные элементы социальной сферы как объекты управления.
2. Инфраструктура социальной сферы.
3. Предметная область менеджмента в социальной сфере.
4. Принципы и методы научного анализа управленческой деятельности в социальной сфере.
Литература:
1. Осадчая, Г. И. Социология социальной сферы: учеб. пособие / Г. И. Осадчая. – М.: Академический проект, 2003.
2. Яковлев, А. М. Социальная структура общества: учебник / А. М. Яковлев. – М.: Экзамен, 2003.
3. Основы социального управления / Под ред. В.Н. Иванова. – М., 2001.
4. Макашева, З. М., Калиникова, И.О. Социальный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
Тема 2. Особенности управления в социальной сфере
Социальное явление, социальный процесс, социальная проблема. Выявление социальных проблем. Объективно-субъективная природа социальных проблем. Концептуализация социальной проблемы. Моделирование социальных проблем в рамках различных научных подходов.
Социальные параметры и социальные последствия управленческого воздействия. Критерии эффективности управленческих решений.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие социальной проблемы. Нормативный и субъективный подходы к идентификации социальных проблем.
2. Основные социальные проблемы современного российского общества.
3. Управленческое воздействие и управленческое решение.
Литература:
1. Виханский, О. С., Наумов А.И. Менджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004.
2. Менеджмент в социальной сфере: Учеб.пособие. СПб.: Изд-во «Нестор», 1998. Ч.2..
3. Макашева, З. М., Калиникова И.О. Социальный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
4. Осадчая, Г. И. Социология социальной сферы: учеб. пособие / Г. И. Осадчая. – М.: Академический проект, 2003.
Тема 3. Субъекты управления в социальной сфере
Особенности функционирования хозяйственного механизма социальной сферы. Три сектора хозяйственного механизма в социальной сфере. Соотношение роли государства и рынка в формировании хозяйственного механизма социальной сферы. Факторы и модели коммерческого и некоммерческого хозяйствования в социальной сфере.
Государственные и муниципальные органы власти как основные субъекты управления в социальной сфере. Структура и функции органов государственного управления в социальной сфере. Роль коммерческих организаций в решении социальных проблем. Предпринимательство в социальной сфере. Проблемы оценки эффективности деятельности коммерческих организаций в социальной сфере.
Негосударственные некоммерческие структуры как субъекты управления в социальной сфере. Гражданские инициативы. Факторы вовлеченности граждан в решение социальных проблем. Формы взаимодействия некоммерческих организаций и органов власти.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1.Структура и функции органов государственного управления в социальной сфере.
2. Формы некоммерческих организаций в социальной сфере.
3. Благотворительная деятельность коммерческих организаций.
4. Особенности государственного и частного предпринимательства в социальной сфере.
5. Тенденции развития хозяйственного механизма социальной сферы.
6. Практика взаимодействия российских некоммерческих организаций и органов власти.
7. Преимущества и слабые стороны коммерческой и некоммерческой моделей хозяйствования в социальной сфере.
Литература:
1. Основы социального управления / Под ред. В.Н. Иванова. – М., 2001
2. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина – М.: «Экономика», 2003.
3. Макашева, З. М., Калиникова, И. О. Социальный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
4. Управление и предпринимательстве в социальной сфере: Учебн.пособие / Под ред. Н.И.Сидорова. – М.: б.и., 2001.
Тема 4. Социальная политика как инструмент развития социальной сферы
Человеческий потенциал общества и социальная политика государства. Интегральная оценка развития человеческого потенциала. Условия реализации и развития человеческого потенциала. Содержание понятия благосостояние населения.
Основы социальной политики. Социальные гарантии. Социальная защита. Социальная политика как основной элемент комплекса общественного регулирования. Механизм социальной политики. Основные направления социальной политики. Функции и методы осуществления социальной политики. Социальное обеспечение. Социальное страхование. Социальная помощь. Социальные услуги. Социальные программы. Способы оценки эффективности реализации социальных программ.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Основные модели социальной политики.
2. Факторы социального порядка: политические, социально-демографические, культурные, экономические.
3. Принципы реализации социальной политики.
4. Роль социальной политики в решении социальных проблем.
Литература:
1. Основы социального управления / Под ред. В.Н. Иванова. – М., 2001
2. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина – М.: «Экономика», 2003.
3. Рак, Н.Г. Менеджмент в социальной сфере. – Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2001.
4. Социальная политика: Толковый словарь / Рос. Акад. Госслужбы при президенте РФ / Под ред. Н.А. Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2002.
Тема 5. Информационное обеспечение системы управления в социальной сфере
Источники информации о социальной сфере. Социальная статистика. Система показателей социальной статистики. Социологические исследования. Роль фундаментальных и прикладных исследований в социальной сфере. Отраслевые и межотраслевые социологические исследования. Социальный мониторинг. Маркетинговые исследования в социальной сфере. Роль маркетинга в формировании рынка. Специфика маркетинга в организациях социальной сферы. Социальный маркетинг.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Задачи и функции системы информационного обеспечения в управлении социальной сферы.
2. Проблемы создания системы информационного обеспечения.
3. Организация системы информационного обеспечения на различных уровнях управления социальной сферой.
Литература:
1. Кузьмин, Б. В. Социальное прогнозирование развития России в XXI в.: Учеб. пособие. М.: Приор, 2002.
2. Добреньков, В. И. Методы социологических исследований: Учебн. – М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Ефимова, М. Р. Общая теория статистики. Учеб. – М.: Инфра–М, 2006
Тема 6. Управление в сфере труда и трудовых отношений
Регулирование трудовых отношений и занятости населения. Переобучение и трудоустройство персонала предприятий. Деятельность государственных и частных служб занятости.
Законодательство и коллективный договор, заключаемый на уровне предприятия, - основные механизмы регулирования трудовых отношений. Характеристика европейских систем коллективно-договорного регулирования. Японская модель регулирования трудовых отношений. Риски эффективности регулирования трудовых отношений и рынка труда при централизации и децентрализации. Мировые тенденции управления в сфере трудовых отношений. Особенности формирования системы социального партнерства в России. Организационное, информационное и методическое обеспечение социального диалога.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Государственное регулирование проблемы занятости населения.
2. Система государственного контроля за соблюдением прав трудящихся, условий и охраны труда.
3. Коллективный договор как инструмент регулирования трудовых отношений.
Литература:
1. Управление и предпринимательство в социальной сфере: Учебн.пособие / Под ред. Н.И.Сидорова. – М.: б.и., 2001.
2. Рак, Н. Г. Менеджмент в социальной сфере. – Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2001.
3. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика. 2004.
4. Боровик, В.О. Занятость населения: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
Тема 7. Управление в сфере здравоохранения
Модели организации здравоохранения. Государственные, региональные, муниципальные органы управления в сфере здравоохранения. Организационно-экономические методы управления в системе здравоохранения и обязательного медицинского страхования. Процессное управление деятельностью организаций. Развитие рыночных механизмов в системе здравоохранения. Создание условий для формирования конкурентной среды в сфере производителей медицинских услуг.
Обязательное и добровольное медицинское страхование. Стандартизация процессов в системе обязательного медицинского страхования. Прогнозирование в управлении долгосрочными финансовыми проектами. Оценка эффективности управления финансовыми ресурсами системы ОМС.
Основные медицинские показатели. Особенности социологического исследования в сфере здравоохранения.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика рынка медицинских услуг и ее влияние на методы управления.
2. Основные направления национального проекта «Здоровье»
3. Основные проблемы функционирования организаций сферы здравоохранения.
Литература:
1. Черносвитов, Е.В. Социальная медицина: Учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2002.
2. Черносвитов, Е.В. Прикладные методы социальной медицины: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002.
3. Решетников, А. В. Процессное управление в социальной сфере. – М.: Медицина. 2001.
Тема 8. Управление в сфере образования
Специфика рынка образовательных услуг. Системы частного и государственного образования. Развитие институтов государственно-общественного управления образовательной системой. Самоуправление в образовательных учреждениях. Взаимосвязь органов управления образованием и профессиональных ассоциаций общественных организаций. Нормативное моделирование и прогнозирование в образовании. Образовательные стандарты. Понятие качества образования. Государственно-общественный контроль качества образовательных услуг. Качество образования в государственных и негосударственных учебных учреждениях. Социальный заказ в образовании. Цели и функции государственной политики в сфере образования. Маркетинг в сфере образования.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Секторы и сегменты рынка образовательных услуг в России и за рубежом..
2. Особенности управления системой образования.
3. Основные проблемы реформирования системы образования.
Литература:
1. Добреньков, В. И. Общество и образование / В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев. – М.: МГУ, 2003.
2. Макашева, З. М., Калиникова И.О. Социальный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Тема 9. Менеджмент социальной работы
Модели управления социальной работой. Нормативно-правовое регулирование социальной работы. Социальная служба. Социальное обслуживание населения. Виды социального обслуживания. Социальные проекты. Социальные программы. Информационные системы и технологии в процессе управления социальной работой. Эффективность социальной работы. Методы оценки эффективности.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Система управления социальной работой: функции, организационные структуры и методы.
2. Охрана семьи, материнства и детства
3. Социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями.
4. Система поддержки лиц и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Литература:
1. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И.Комарова и А.И. Войтенко. – М.: ВЛАДОС, 1999.
2. Рак, Н.Г. Менеджмент в социальной сфере. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2001.
3. Обыденова, А. Ф. Социальное обеспечение материнства и детства в РФ. – М.: Вершина, 2004.
4. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами: Учеб. пособие. – СПб.: Питер. 2004
Тема 10. Менеджмент в сфере туризма, отдыха и развлечений
Рынок туристических услуг: его особенности, тенденции развития и проблемы. Социальный туризм. Правовое регулирование социального туризма. Инфраструктура и индустрия туризма. Туризм и рынок труда и занятости. Особенности маркетинга в сфере туризма. Особенности регулирования сферы отдыха и развлечений. Методы управления в сфере отдыха и развлечений.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристики рынка туристических услуг.
2. Особенности управления в сфере туризма, отдыха и развлечений.
3. Тенденции развития туризма.
Литература:
1. Козырев, В.М. Социальная экономика и туризм. – М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Чудновский, А. Д., Жукова, В. А. Менеджмент туризма. – М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Гуляев, В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Тема 11. Менеджмент в сфере услуг
Сфера услуг: содержание понятия. Особенности и перспективы развития транспортного обслуживания. Современные подходы к управлению транспортными услугами. Управленческие решения при формировании транспортных услуг. Содержание и характер услуг общественного питания. Основные концепции управления в общественном питании.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности менеджмента в сфере услуг.
2. Моделирование ситуаций выбора управленческих решений при формировании транспортных услуг.
3. Особенности управления в системе общественного питания.
Литература:
1. Мотышина, М.С. Менеджмент в сфере услуг: теория и практика. СПб.: СПбГУП, 2006.
2. Основы социального управления / Под ред. В.Н. Иванова. – М., 2001