Феноменология инклюзивного образования




Инклюзивное образование все более активно занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья как в мировом сообществе, так и в России.

Инклюзивное образование как педагогическое явление подразумевает такую организацию образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических и иных особенностей, обучаются вместе со здоровыми сверстниками. При этом значимым условием становится учет особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и предоставление специфи­чес­кой педагогической поддержки. Анализируя инклюзивное образование как социальный феномен, многие ученые говорят о необходимости формирования в обществе особой культуры отношений к инвалидности, к лицам с ОВЗ, создания условий для социализации и максимально возможной самореализации таких людей.

Но реализация содержания и условий оказания специальной поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет собой сложную проблему.

Осуществление инклюзивного образования зависит от созданного кадрового потенциала, имеющейся материально-технической базы, сформированного общественного мнения, культуры и толерантного отношения всех участников образовательного процесса к особым детям.

В России ратифицированы международные акты, гарантирующие инвалидам и лицам с ОВЗ равные возможности в получении образования.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы предполагает создание современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с проблемами в развитии. В России и мире оформилась тенденция активного включения людей с особыми потребностями в общественную жизнь. С учетом социального заказа, обращенного к высшему педагогическому образованию, выраженного в виде требований к подготовке педагогов, способных самостоятельно ориентироваться в современном образовательном пространстве, становится понятен интерес к интегральным характеристикам педагога, включая его профессиональную готовность (ФГОС дошкольного образования (2013 г.), проект «Концепции поддержки развития педагогического образования» (2013 г.), «Профессиональный стандарт педагога» (2013 г.), «Программа модернизации педагогического образования» (2014–2017 гг.), «Дорожная карта реализации концепции поддержки развития педагогического образования» (2014–2015 гг.)). В этом ракурсе особое значение приобретает проблема формирования профессиональной готовности будущих педагогов к осуществлению инклюзивного образования.


Чтобы успешно справляться со своими обязанностями, должна быть сформирована ГОТОВНОСТЬ.

Это сложное синтетическое образование, состоящее из комплекса разнообразных, связанных между собой компонентов

Посмотри на схему готовности:

 

Ценностно-мотивационный Когнитивный
личностная ценность образовательной деятельности в инклюзивном образовании Общие теоретические и прикладные знания в сфере инклюзивного образования
Операциональный Аффективный
паттерны копинг-поведения, реализуемые в условиях инклюзивного образования чувства, эмоции, переживания, обусловленные осуществлением инклюзивного образования

 

Чтобы проверить, насколько сформированы эти компоненты, можно заполнить несколько опросников.
I. Ценностно-мотивационный компонент готовности

 

Опросник «Инклюзивное образование: личный взгляд»

1. Я …

А) знаю об инклюзивном образовании

Б) не интересуюсь инклюзивным образованием

В) А что это такое инклюзивное образование?

Г) свой вариант

2. Я считаю, что инклюзивное образование реально обеспечивает равный доступ к образовательным услугам лицам с ОВЗ

А) да

Б) нет

В) свой вариант

3. Я считаю, что инклюзивное образование реально обеспечивает равный доступ к информации лицам с ОВЗ

А) да

Б) нет

В) свой вариант

4. Я считаю, что инклюзивное образование реально обеспечивает более широкий круг общения лицам с ОВЗ

А) да

Б) нет

В) свой вариант

5. Я считаю, что инклюзивное образование реально обеспечивает равный доступ к образовательным услугам лицам с ОВЗ

А) да

Б) нет

В) свой вариант

6. Я считаю, что инклюзивное образование:

А) хорошее решение, принесет пользу

Б) это административное решение, которое не «приживется»

В) свой вариант

7. Я считаю, что инклюзивное образование

А) подходит только лицам с ОВЗ всех категорий

Б) подходит только лицам с ОВЗ отдельных категорий

В) свой вариант

8. Я считаю, что инклюзивное образование имеет преимущества перед специальным образованием

А) да

Б) нет

В) свой вариант

9. Я считаю, что сильной стороной инклюзивного образования является:

10. Я считаю, что слабой стороной инклюзивного образования является:

11. Я считаю, что проблемой реализации инклюзивного образования в России является:

12. Я бы хотела учиться в инклюзивном образовательном учреждении

А) да

Б) нет

В) свой вариант

12. Я бы хотела, чтобы мой ребенок учился в инклюзивном образовательном учреждении

А) да

Б) нет

В) свой вариант

13. Я работаю

А) педагогом в общеобразовательном учреждении

Б) педагогом в специальном образовательном учреждении

В) педагогом в инклюзивном образовательном учреждении

Г) свой вариант

14. Мой педагогический стаж

А) от 0 до 10 лет

Б) от 11 до 20 лет

В) от 21 до 30 лет

Г) более 30 лет

 

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

 

 


Мини-лекция 2
Особенности педагогической деятельности
в условиях инклюзивного образования

Для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями необходимы специалисты, получившие специальное дефектологическое образование, фундаментальную теоретическую и практическую подготовку.

Н.Н. Малофеев выделяет приоритетные направления подготовки дефектологов: 1) подготовка педагогов-дефектологов, способных грамотно и комплексно построить работу с любым ребенком; 2) подготовка специальных психологов как участников процесса сопровождения; 3) подготовка педагогов массовых общеобразовательных учреждений; 4) подготовка педагогов, имеющих представления об особенностях организации и содержания работы с семьей «проблемного» ребенка, умеющих включить родителей в процесс его сопровождения.

Однако в процессе осуществленияинклюзивного образования возникает ряд объективных и субъективных трудностей, препятствующих его нормативному исполнению (О.А.Денисова, Л.М. Кобрина, О. Л. Леханова, В.Н. Поникарова и др.).

Объективными трудностями мы считаем: слабую информированность педагогов и родителей (или лиц, их заменяющих) о специфике инклюзивного образования детей с ОВЗ, слабое правовое обеспечение системы инклюзивного образования, отсутствие прочных связей родителей детей с ОВЗ (или лиц, их заменяющих) с образовательными учреждениями, нерешенность проблем перехода к инклюзивному обучению детей с ОВЗ.

В процессе работы с детьми с ОВЗ педагоги испытывают существенные физические, психические и психологические перегрузки, что ведет к проявлениям эмоционального напряжения и перенапряжения – к формированию синдрома эмоционального выгорания, профессионального выгорания и профессиональной деформации (В.Д. Брагина, В.Н. Поникарова, Н.Ф. Алиева, И.О. Елькин, Л.В. Чернышева, И.И. Юдин, Т.Н. Юдина и др.).

Субъективными трудностями для педагогов являются работа с родителями детей с ОВЗ и нормальных сверстников, которые обучаются в одном образовательном коллективе; методика проведения коррекционных занятий и коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Существенные трудности также вызывает проблема принятия педагогами (особенно не имеющими дефектологического образования) детей с ОВЗ, понимания их особенностей и имеющихся возможностей, а также неумение (и/или нежелание) предупреждать указанные сложности.

Таким образом, это указывает на трудности выполнения всех основных видов профессиональной деятельности педагога инклюзивного образования: аналитико-диагностической, коррекционной и профилактической.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: