на период с 01.09. 2021- г. по 31.05.2022 г.
Пояснительная записка к учебному плану 2021- 2022 учебный год
(составлен в соответствии с санитарными правилами 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»)
В соответствии с Федеральным Законом об образовании от 29.12.2012 N2 273-ФЗ, организация образовательного процесса в старшей группе №9 МАДОУ Детский сад № 214 городского округа город Уфа Республики Башкортостан регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком, расписанием организованной образовательной деятельности, режимом дня.
Учебный план разработан в соответствии:
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации «17» октября 2013г. № 1155 Федеральное государственное образовательный стандарт дошкольного образования.
· Законом Российской Федерации от 29.12.2012. №273- ФЗ «Об образовании Российской Федерации»
· Санитарными правилами 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
· Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249.
· Основной образовательной программой дошкольного образования «Вдохновение» /под редакцией В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. - 330 с. - (Серия «Вдохновение»)
Учебный план ориентирован на организацию образовательной деятельности по выбору детей, а также совместной деятельности детей и взрослых в режиме пятидневной рабочей недели, продолжительность учебного года составляет 38 недель: 18 недель в первую половину и 20 недель во вторую половину учебного года. Предусмотренная Программой система педагогической диагностики и документации динамики развития детей основана на методе наблюдения по «Картам развития от З до 7 лет». Наблюдение и документирование производятся регулярно и целенаправленно в течение учебного года. В картах развития определены и структурированы ключевые признаки, отражающие «шаги развития» каждого ребенка, которые в комплексе могут дать простое, достаточно емкое представление о нем в каждом возрастном периоде и о динамике его развития в направлении достижения целевых ориентиров по каждой из областей развития, определенных ФГОС ДО.
Учебный план предусматривает каникулярное время: зимние каникулы, летние каникулы. В зимние каникулы предусмотрены недельные творческие каникулы, во время которых проводятся развлечения, спортивные праздники и досуговые мероприятия. Учебный план составлен для организации проектов, развлекательно-досуговых мероприятий познавательного, оздоровительного и эстетического циклов.
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми. Обязательная часть составляет не более 60% от её общего объема, часть формируемая участниками образовательных отношений не более 40%. Основная образовательная программа реализуется на русском языке государственном языке Российской Федерации.
Обязательная часть предусматривает и обеспечивает развитие детей во всех образовательных областях:
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие в ключает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости;
принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.
Содержание образовательного процесса в группе старшего дошкольного возраста выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «Вдохновение».
Образовательная деятельность проводится по выбору детей или предлагается воспитателем, организуется в центрах активности. Часы, отведённые на образовательную деятельность считать условными. Продолжительность образовательной деятельности зависит от заинтересованности детей и соответствует СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»: для детей от 5 до 6 лет - 25 минут. Перерывы между периодами образовательной деятельности составляют не менее 10 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе – 45 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Задачи обучения решаются не только в образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей.
Задачи образовательных областей интегрированы друг в друга и решаются во всех видах деятельности и в режимных моментах. Для организации совместной образовательной деятельности используются технологии, предусмотренные программой «Вдохновение»: «План - дело - анализ», «Детский совет» (технологии проектной деятельности), «Команда» (технология коллективной деятельности), «Игровой час» (технология организованных занятий).
Организация деятельности по социально-коммуникативному развитию реализуется в повседневной деятельности детей и взрослых, а так же через проекты социальной направленности.
Образовательная деятельность по речевому развитию реализуется в повседневной деятельности детей и взрослых, через использование современных методик: «Детский совет», проектную деятельность, которая предполагает работу в центрах активности, специально организованные занятия, а так же через планирование и проведение развивающих мероприятий: литературной гостиной, театральных постановок, чтение художественной литературы, создание библиотеки группы, сетевое взаимодействие и основана на выборе детей.
Образовательная деятельность по познавательному развитию реализуется в повседневной жизни детей и взрослых через использование проектов познавательной направленности, работу в лабораториях, организацию мини-музеев, сетевое взаимодействие, специально организованные занятия, коллективные виды деятельности, обсуждение на детском совете, работу с семьей и основана на выборе детей.
Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию реализуется в повседневной деятельности детей и взрослых. Реализуется через использование развивающих мероприятий: проектов художественно-эстетической направленности, занятий в малых группах, организацию театральных спектаклей, досугов, праздников, выставок, сетевое взаимодействие. Музыкальные занятия проводятся во всех группах 2 раза в неделю. Вся деятельность основана на выборе детей.
Образовательная деятельность по физическому развитию осуществляется с детьми 3 раза в неделю. Со старшей группы 1 занятие по физической культуре проводится на улице. Предусмотрены следующие дополнительные развивающие мероприятия: проектная деятельность, сетевое взаимодействие, организации самостоятельной двигательной активности.
Для профилактики переутомления предусмотрено равномерное распределение периодов образовательного процесса. Зимние каникулы составляют семь дней без праздничных дней в январе. На период летних каникул проводятся развлечения, досуги, прогулки. В летний период проводятся физкультурные и музыкальные занятия. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.
Есть несколько событий, которые являются опорными точками при стратегическом планировании образовательных действий на весь учебный год. Это праздники: 11.10.2021 г. – День Республики Башкортостан, 04.11.2021 г. – День народного единства, 01.01.2022 г. – 09.01.2022 г. – Новогодние рождественские каникулы, 23.02.2022 г. – День защитника Отечества, 07.03.2022 - 08.03.2022 г. – Международный женский день, 01.05.2022 г. – 03.05.2022 г. – Праздник Весны и труда, 09.05.2022 г. - 10.05.2022 г. – День Победы, 13.06.2022 г. – Курбан-байрам
Учебный план на 2021 — 2022 учебный год
Образовательная область | Виды образовательной деятельности | Старшая группа |
Обязательная часть | ||
Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» под редакцией В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой - М.: Издательство «Национальное образование», 2019. Парциальные программы, формируемые участниками образовательных отношений | ||
Социально-коммуникативное развитие | Задачи образовательной области интегрированы во все взаимодополняющие образовательные области и решаются во всех видах деятельности и в режимных моментах. Образовательная деятельность основана на выборе, самоопределении ребёнка, или предложенным взрослым. | |
Познавательное развитие | Окружающий мир: естествознание, экология и техника | Ежедневно в форме интегрированной деятельности |
В форме организованных занятий | ||
1 раз в неделю | ||
Ознакомление с окружающим: общество, история, культура | Ежедневно в форме интегрированной деятельности | |
ФЭМП | Ежедневно в форме интегрированной деятельности | |
В форме организованных занятий | ||
1 раз в неделю | ||
Родной край | Ежедневно в форме интегрированной деятельности | |
В форме организованных занятий | ||
1,5 раз в неделю (0,5 занятие интегрировано с рисованием) | ||
Речевое развитие | Общее овладение ребенком речью, формирование предпосылок грамотности | В форме ООД (в соответствии с расписанием ООД), ежедневно в форме интегрированной деятельности |
В форме организованных занятий | ||
2 раза в неделю | ||
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительные пластические искусства, конструирование и моделирование | Ежедневно в форме интегрированной деятельности |
В форме организованных занятий | ||
Рисование – 1,5 раза в неделю (0,5 занятия интегрировано с Родным краем) (Аппликация/Лепка/Ручной труд) – 1 раз в неделю | ||
Музыка, музыкальное движение, танец. | Ежедневно в форме интегрированной деятельности | |
В форме организованных занятий | ||
2 раза в неделю | ||
Физическое развитие | «Здоровье, гигиена, безопасность». | Ежедневно в форме интегрированной деятельности |
«Движение и спорт» | Ежедневно в форме интегрированной деятельности | |
В форме организованных занятий | ||
3 раза в неделю | ||
Итого в неделю: | 13 занятий |
Задачи обучения решаются не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Режим дня и расписание ООД соответствуют виду и направлению дошкольного учреждения.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | |
Утренняя гимнастика | ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно |
Гигиенические процедуры | ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно |
Чтение художественной литературы | ежедневно |
Дежурство | ежедневно |
Прогулки | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах развития | ежедневно |