Главное сегодня – популяризация СП




Социальный бизнес: место встречи изменить нельзя

7 апреля в Чайковском, в филиале Пермского национального исследовательского политехнического университета по адресу: улица Ленина, 73, состоится конференция «Социальное предпринимательство. Марафон социальных предпринимательских инициатив»

 

Павел Агапов

 

Как известно, социальное предпринимательство – это пересечение бизнеса и благотворительности. Но может ли бизнес служить обществу? На первый взгляд, это оксюморон – совмещение несовместимого: основной постулат бизнеса – извлечение прибыли всеми законными способами, и благотворительность тут вовсе неуместна. Но не все так просто.

 

Немного истории

 

Полвека назад в Великобритании зародилось движение, охватившее вскоре практически все развитые страны, а с начала этого века осваивающее и российские просторы. Имя ему – социальное предпринимательство (СП). И оно не остается незамеченным в обществе: в 2006 году один из широко известных современных социальных предпринимателей - Мухаммад Юнус, основатель и менеджер банка Garmeen и связанной с ним группы социальных венчурных предприятий – получил Нобелевскую премию мира. Деятельность Юнуса и его банка - пример важной особенности современного СП: весомый успех часто приносит реализация социальных задач с использованием принципов бизнеса.

А что же наша страна? В России социальное предпринимательство появилось ещё на рубеже XIX-XX веков. Примером его был в Санкт-Петербурге Дом трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадтским. Здесь каждый нуждающийся - от одиноких матерей до бездомных - мог найти себе работу, получить приют и заботу. Идея домов трудолюбия впоследствии получила распространение по всей России.

Жаль, что в советскую эпоху такое благородное дело заглохло. Но с началом нынешнего века СП получает все большую прописку в России, растут его авторитет и сферы приложения.

Бизнес не чужд благотворительности

Что радует особенно? Все больше людей состоятельных помогают этому движению, создают специальные организации, поддерживающие его. Пример этому – Всероссийский фонд «Наше будущее», созданный Вагитом Алекперовым, главой ЛУКОЙЛа.

Что же представляет собой СП на современном этапе? Это - такая предпринимательская деятельность, которая направлена на решение или смягчение актуальных социальных проблем. Да, она находится на пересечении бизнеса и благотворительности, но всё же это именно коммерческая деятельность. Прибыль от нее реинвестируется, а не распределяется между акционерами предприятия.

СП направляется на такие острые вопросы как социальная незащищённость, безработица, защита окружающей среды, права человека. И что особенно важно, это совершенно новый подход к решению подобных задач.

Например, существует целевая аудитория, которая не может решить свои социальные проблемы самостоятельно: это - родители детей-инвалидов, инвалиды, подростки и молодежь, эмигранты, сироты, одинокие пожилые люди, многодетные женщины, жители сельских территорий, бывшие заключенные и т. д. Предприниматель может найти сильную сторону у этой целевой аудитории.

Дать удочку, а не рыбу

В ажная характеристика СП – самоокупаемость: независимость от внешнего финансирования. Вся деятельность СП осуществляется на базе проверенных, реально работающих бизнес-моделей. Поэтому нет никакого повода относиться к СП как к самодеятельности. Более того, этот вид бизнеса применяет новые подходы и способы решения давно существующих и недавно возникших проблем общества.

Социальные предприниматели - будь то организации или частные лица - могут работать в разных сферах, реализуя социальные проекты в рамках своей основной деятельности: здравоохранение, образование, сельское хозяйство, услуги и так далее.

Да, такое общественное явление пока не имеет точной формулировки: оно затрагивает массу областей человеческой жизнедеятельности, у него - много граней и направлений. Но наиболее ёмким описанием социального предпринимательства, пожалуй, будет такое обозначение: «Зарабатывать, помогая другим!».

Именно поэтому СП – это решение конкретных, осязаемых социальных проблем, приводящее к устойчивым позитивным изменениям. Причём, это не благотворительность, а помощь по принципу «Дать удочку, а не рыбу».

Главное сегодня – популяризация СП

- Вера Владимировна, - обращаюсь я к директору Некоммерческой организации «Пермский фонд развития предпринимательства» Вере Цыпуштановой, - Выходит, что СП – в промежутке между сферами традиционного предпринимательства и благотворительности?

- Да. От первого оно отличается своими целями – направленностью на разрешение социальных проблем, а от второй – коммерческим характером деятельности: цели достигаются не путем разовых финансовых вливаний, а посредством организации предпринимательской деятельности.

- Однако далеко не все бизнесмены готовы заниматься СП, не так ли?

- Разумеется, как и все новое, оно с трудом пробивает себе дорогу к общественному сознанию. Но уже сегодня такое уникальное явление для нашей страны, как СП, отражает готовность значительной части нашего социума принимать активное участие в решении социальных проблем через создание устойчивых бизнес-моделей, оказывающих долгосрочное влияние на общество. Предпринимателям важно понять уже сейчас: СП – это возможность для их бизнеса повысить свою конкурентоспособность.

Нынешняя Россия - в начале этого долгого и интересного пути. Поэтому принципиально важно сейчас популяризировать понятия и основы СП в самом обществе.

- Но как не сбиться с такого пути, не дать вульгаризировать такое нужно для социума дело?

- Сегодня в нашей стране СП как практика только начинает развиваться, число реально действующих социальных предприятий невелико. Вот почему сейчас так важно в рамках заявленного проекта выделить и сформулировать критерии готовности самих предпринимателей к СП. Тем самым мы задаем направление поиска потенциальных социальных предпринимателей, способных ответить на меры поддержки в этой области и предложить обществу свои проекты.

- Что конкретно делается в Прикамье в таком направлении?

- С 2015 года Пермский фонд развития предпринимательства по заказу Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края реализует проект «Социальное предпринимательство». Этим мы сегодня занимаемся совместно с Пермским отделением Всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

А первым весомым практическим шагом в таком направлением для нас становится создание на базе ПФРП центра инноваций в социальной сфере.

- Каковы же задачи реализуемого вами проекта?

- Среди главных - повышение качества социальных услуг на территории через привлечение социальных предпринимателей к оказанию муниципальных услуг; популяризация СП среди населения; налаживание конструктивного диалога между предпринимательским сообществом и органами власти; привлечение дополнительного финансирования в социальную сферу со стороны среднего и крупного бизнеса.

В современных рыночных условиях бизнес, который решает социальные задачи, повышает свою конкурентоспособность: в равных условиях потребитель осознанно выбирает товары или услуги, которые имеет социальный эффект. Так, покупка пакета, который при утилизации не наносит вред природе; приобретение товаров, сделанных руками инвалидов. Тем самым человек реализует личные социальные инвестиции.

- Можно ли назвать примеры успешного осуществления СП?

- Безусловно. В базе социальных предпринимателей фонда на сегодня – более 150 субъектов. Такие предприниматели есть в городе Чайковском и Чайковском муниципальном районе.

Как пример успешной реализации СП назову контактный мини-зоопарк в Чайковском, который организовала и успешно использует в своей работе с воспитанниками детсадов и учениками школ учитель биологии, индивидуальный предприниматель Наталья Лазарева.

С питомцами своего домашнего зоопарка, где более 80 (!) видов птиц, животных, пресмыкающихся и насекомых, она часто выезжает к ребятишкам (среди которых немало тех, у кого проблемы физического и умственного развития), проводит наглядные уроки: к немалому восторгу как детишек, так и их родителей.

Так же успешно действует и частный пансионат для престарелых в селе Фоки Чайковского района, который создала в 2008-м на базе

четырехквартирного дома семья Карташовых. Здесь сегодня живут 15 человек в возрасте от 44 до 92 лет. Для них созданы хорошие бытовые условия, четырехразовое питание в соответствии с рекомендациями медиков, налажено качественное медицинское обслуживание силами врачей местной поликлиники.

Руководитель этого социально-значимого предприятия Ирина Карташова сама, вместе с мамой, мужем и племянницей, содержит и обслуживает пансионат. По признанию самих постояльцев пансионата, они чувствуют себя здесь как дома и всем довольны.

И подобных примеров могу привести немало. Все они свидетельствуют о том, что СП в нашем крае имеет прочную тенденцию к постоянному развитию.

- И это отражается в ваших планах?

- Конечно. В 2016 году мы планируем продолжить работу, направленную на популяризацию темы СП, а также на создание новых проектов в его сфере. А желающих узнать побольше о нашей работе, примериться к своей деятельности в сфере СП я приглашаю на конференцию «Социальное предпринимательство. Марафон социальных предпринимательских инициатив», которая пройдет 7 апреля этого года по адресу в Чайковском: ул. Ленина, 73. Модератором конференции выступит известный российский эксперт и бизнес-тренер Сергей Голубев, генеральный директор ООО «Фонд социальных инвестиций» (Москва). Предприниматели также смогут принять участие в разработке социальных акций для незащищенных слоев населения Чайковского, которые пройдут в мае-июне.

Надеемся, что проведение конференции поможет нам повысить интерес к теме СП и выявит новые направления реализации проектов в его области.

Комментарий

Ольга Трубина, региональный представитель Всероссийского фонда «Наше будущее»: - Коллектив нашего фонда занимается системным развитием и популяризацией социального предпринимательства с 2007 года. Для нас, предприниматель, открывший парикмахерскую эконом-класса, турагентство для людей с ограниченными возможностями, помогающий своим соседям создать пасеку или собственное кролиководческое хозяйство, придумавший, как сделать родной город более зеленым и гостеприимным, как заинтересовать молодежь родного села исконными ремеслами, создавший детский сад для малышей или центр обучения для мам с детьми – это тот человек, кто способствует смягчению или решает сегодняшние проблемы общества.

В существующих экономических реалиях обычному предпринимателю приходится сложно, а социальному - еще сложнее. Поэтому без пристального внимания и поддержки государства и общества этому виду бизнеса будет еще труднее выжить.

Нас обнадеживают и радуют те положительные тенденции по развитию социального предпринимательства в Пермском крае, которые сейчас наметились благодаря инициативе Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края и Пермского фонда развития предпринимательства, будут реализованы в Пермском и Чайковском, Карагайском и других муниципальных районах, благодаря разработанным моделям развития СП.

Мы уверены, что проведение мероприятий в их рамках, стимулирует социальных предпринимателей выходить и заявлять о себе, помогут им объединяться и обмениваться опытом, станут стимулом к появлению новых предприятий СП. А это, в свою очередь, будет способствовать улучшению социально-экономических показателей региона в целом.

С нашей стороны мы стараемся оказывать всестороннюю поддержку всем запланированным мероприятиям и активно делиться с социальными предпринимателями наработанными нами эффективными моделями построения социального бизнеса.

 

Наша справка

Некоммерческая организация «Пермский фонд развития предпринимательства» создан 24 октября 2012 года по заказу Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края. ПФРП реализует проекты, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, поддержку конкурентоспособности малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры предпринимательства, популяризацию идей предпринимательства в обществе.

Основные направления деятельности Фонда:

  • Содействие развитию молодежного предпринимательства в Пермском крае
  • Социальное предпринимательство
  • Развитие предпринимательской грамотности
  • Создание и развитие центров поддержки предпринимательства в крае
  • Популяризация предпринимательской деятельности
  • Франчайзинг
  • Инновационное предпринимательство.

Директор фонда — Цыпуштанова Вера Владимировна.

Https://kontur.ru/ib2016/3706



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: