№№ тем | Наименование разделов и тем | Всего часов | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | Форма текущего контроля успеваемости | |
Модуль 1. Общие положения о праве социального обеспечения и социальном правоотношении | - | тестирование «с обоснованием | |||||
1. | Право социального обеспечения как наука и учебная дисциплина | - | - | теоретический опрос контрольная работа | |||
2. | Правоотношения в сфере социального обеспечения | - | коллоквиум (мозговой штурм); тестирование «с обоснованием» | ||||
Модуль 2. Трудовой (страховой) стаж | - | Решение практико – ориентированных задач | |||||
3. | Общая характеристика страхового и трудового стажа работы | - | проверка решения учебных задач | ||||
Модуль 3. Формы денежного и натурального обеспечения | Тестирование «с обоснованием» | ||||||
4. | Пенсионное обеспечение как основной вид социального обеспечения | - | тестирование, проверка решения учебных задач | ||||
5. | Пособия и компенсационные выплаты | - | «тестирование с обоснованием» | ||||
6. | Социальное обслуживание | - | - | теоретический опрос, проверка решения учебных задач, тестирование | |||
7. | Обязательное пенсионное страхование | - | - | решение практико -ориентированных задач | |||
8. | Государственные пособия как составная часть системы социального обеспечения нетрудоспособных граждан | - | - | проверка решения учебных задач | |||
9. | Компенсационные выплаты и иные виды социального обеспечения | - | - | теоретический опрос, проверка решения учебных задач | |||
Модуль 4. Международно – правовое регулирование социального обеспечения | - | Контрольная работа | |||||
Международно – правовое регулирование социального обеспечения | - | Контрольная работа | |||||
Экзамен | |||||||
Итого: | |||||||
5.2. Содержаниедисциплины
Теоретическая часть
Модуль 1. Общие положения о праве социального обеспечения и социальном правоотношении Тема 1.Право социального обеспечения как отрасль права 1. Понятие социального обеспечения; 2. Виды социального обеспечения; 3. Предмет права социального обеспечения; 4. Метод права социального обеспечения; 5. Принципы права социального обеспечения; 6. Система права социального обеспечения как отрасли права; 7. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | Перечень знаний, умений и навыков, приобретённых после освоения темы: Знать: - определение понятий права социального обеспечения, как правовой отрасли и учебной дисциплины; - виды социального обеспечения; - принципы права социального обеспечения. Уметь: - отграничивать право социального обеспечения от смежных отраслей права; - работать с источниками. Владеть: - юридической терминологией по теме; - навыками анализа источников. |
Тема 2.Источники и субъекты права социального обеспечения 1. Нормы международных договоров как источники права социального обеспечения; 2. Федеральные законодательные акты; 3. Локальные акты, их значение на современном этапе; 4. Понятие, правовой статус и виды субъектов права социального обеспечения; 5. Государство в сфере права социального обеспечения; 6. Граждане как субъекты права социального обеспечения. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | Перечень знаний, умений и навыков, приобретённых после освоения темы: Знать: - определение норм права социального обеспечения; - виды источников права социального обеспечения; - правовой статус участников права социального обеспечения. Уметь: - производить классификацию участников права социального обеспечения; - работать с источниками. Владеть: - юридической терминологией по теме; - навыками анализа источников. |
Модуль 2. Трудовой (страховой) стаж Тема 3.Трудовой стаж 1. Понятие трудового стажа и его классификация; 2.Общий трудовой стаж: понятие и юридическое значение; 3.Специальный трудовой стаж, необходимый для получения пенсии по старости на льготных основаниях; 4.Специальный трудовой стаж, необходимый для получения пенсии за выслугу лет; 5.Непрерывный трудовой стаж и его юридическое значение; 6.Исчисление трудового стажа. Доказательства трудового стажа. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | Перечень знаний, умений и навыков, приобретённых после освоения темы: Знать: - определение понятия трудового стажа; - виды трудового стажа по законодательству Российской Федерации; - значение трудового стажа, как самостоятельного института российского законодательства. Уметь: - производить исчисление трудового стажа; - работать с источниками. Владеть: - юридической терминологией по теме; - навыками анализа источников. |
Модуль 3. Формы денежного и натурального обеспечения Тема 4.Пенсионное обеспечение как основной вид социального обеспечения 1. Понятие пенсии в праве социального обеспечения; 2. Трудовые пенсии и их виды; 3. Социальные пенсии. Круг лиц, обеспечиваемых трудовыми и социальными пенсиями; 4. Общие условия назначения трудовой пенсии: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; 5. Условия назначения социальной пенсии; 6. Определение размеров трудовых и социальных пенсий. Надбавки к пенсиям. Порядок назначения и выплаты пенсий; 7. Перерасчеты назначенных пенсий. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | Перечень знаний, умений и навыков, приобретённых после освоения темы: Знать: - определение пенсии в праве социального обеспечения; - виды пенсий по законодательству Российской Федерации; - значение трудового стажа, как самостоятельного института российского законодательства. Уметь: - производить исчисление трудовой пенсии; - работать с источниками. Владеть: - юридической терминологией по теме; - навыками анализа источников. |
Тема 5.Пособия и компенсационные выплаты. 1. Понятие пособий и их классификация; 2.Круг лиц, имеющих право на получение отдельных видов пособий; 3.Условия назначения отдельных видов пособий; 4.Понятие компенсационных выплат и классификация; 5.Круг лиц, имеющих право на получение компенсационных выплат; 6.Условия назначения компенсационных выплат; 7.Отличие компенсационных выплат от пособий. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | Перечень знаний, умений и навыков, приобретённых после освоения темы: Знать: - определение пособий в праве социального обеспечения; - виды пособий по законодательству Российской Федерации; - значение пособий и компенсационных выплат, как самостоятельных институтов российского законодательства. Уметь: - производить исчисление пособий и компенсаций; - работать с источниками. Владеть: - юридической терминологией по теме; - навыками анализа источников. |
Тема 6.Социальное обслуживание 1. Понятие социального обслуживания и его виды; 2.Принципы социального обслуживания; 3.Субъекты социального обслуживания. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | Перечень знаний, умений и навыков, приобретённых после освоения темы: Знать: - определение социального обслуживания в праве социального обеспечения; - виды социального обслуживания по законодательству Российской Федерации; - значение социального обслуживания, как самостоятельного института российского законодательства. Уметь: - работать с источниками. Владеть: - юридической терминологией по теме; - навыками анализа источников. |
Тема 7.Обязательное пенсионное страхование 1. Понятие и значение пенсионного страхования в праве социального обеспечения; 2. Нормативно – правовое регулирование обязательного пенсионного страхования; 3. Порядок обязательного пенсионного страхования. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | Перечень знаний, умений и навыков, приобретённых после освоения темы: Знать: - определение пенсионного страхования в праве социального обеспечения; - порядок пенсионного страхования по законодательству Российской Федерации; - значение пенсионного страхования, как самостоятельного института российского законодательства. Уметь: - производить расчёт страховых тарифов в рамках пенсионного страхования; - работать с источниками. Владеть: - юридической терминологией по теме; - навыками анализа источников. |
Тема 8. Государственные пособия как составная часть системы социального обеспечения нетрудоспособных граждан 1. Понятие и значение пособий для нетрудоспособных граждан; 2. Нормативно – правовое регулирование и основания предоставления пособий для нетрудоспособных граждан; 3. Порядок назначения и выплаты пособий для нетрудоспособных граждан; 4. Определение размера пособий для нетрудоспособных граждан. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | Перечень знаний, умений и навыков, приобретённых после освоения темы: Знать: - определение пособий в праве социального обеспечения; - виды пособий по законодательству Российской Федерации; - значение пособий, как самостоятельного института российского законодательства. Уметь: - производить исчисление пособий; - работать с источниками. Владеть: - юридической терминологией по теме; - навыками анализа источников. |
Тема 9.Компенсационные выплаты и иные виды социального обеспечения 1. Классификация иных выплат в праве социального обеспечения; 2. Нормативно – правовое регулирование и основания предоставления компенсационных выплат; 3. Порядок начисления компенсационных выплат; 4. Механизм предоставления компенсационных выплат. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | Перечень знаний, умений и навыков, приобретённых после освоения темы: Знать: - определение выплат в праве социального обеспечения; - виды выплат по законодательству Российской Федерации; - значение компенсационных выплат, как самостоятельного института российского законодательства. Уметь: - производить компенсационных выплат; - работать с источниками. Владеть: - юридической терминологией по теме; - навыками анализа источников. |
Модуль 4. Международно – правовое регулирование социального обеспечения Тема 10. Международно – правовое регулирование социального обеспечения 1. Понятие международно – правового регулирования социального обеспечения; 2. Классификация источников международно – правового регулирования права социального обеспечения; 3. Значение международного регулирования права социального обеспечения. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | Перечень знаний, умений и навыков, приобретённых после освоения темы: Знать: - определение понятия международно – правового регулирования в праве социального обеспечения; - виды источников международно – правового регулирования права социального обеспечения; - значение международного регулирования права социального обеспечения. Уметь: - производить классификацию источников права социального обеспечения; - работать с источниками. Владеть: - юридической терминологией по теме; - навыками анализа источников. |
Практическая часть
Модуль 1. Общие положения о праве социального обеспечения и социальном правоотношении Тема 1.Право социального обеспечения как отрасль права Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Форма проведения: семинарское занятие, практическая работа Форма контроля: теоретический опрос, проверка выполнения заданий по СРС, проверка решения задач по Практикуму и т.п. Средства обучения: компьютерный класс, СПС «Консультант Плюс» или «Гарант», практикум, карточки индивидуальных заданий. | Практическое занятие Вопросы: 1. Анализ определения права социального обеспечения; 2. Особенности метода социального обеспечения; 3. Характеристика источников нормативно – правового регулирования социального обеспечения; 4. Специфика системы права социального обеспечения. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] |
Тема 2.Источники и субъекты права социального обеспечения Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Форма проведения: семинарское занятие, практическая работа Форма контроля: теоретический опрос, проверка выполнения заданий по СРС, проверка решения задач по Практикуму и т.п. Средства обучения: компьютерный класс, СПС «Консультант Плюс» или «Гарант», практикум, карточки индивидуальных заданий. | Практическое занятие Вопросы: 1. Характеристика норм международных договоров, как источников права социального обеспечения; 2. Анализ федеральных законодательных актов; 3. Определение понятия, правового статуса и классификации субъектов права социального обеспечения; 4. Особенности правового положения государства в сфере права социального обеспечения. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] |
Модуль 2. Трудовой (страховой) стаж Тема 3.Трудовой стаж Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Форма проведения: семинарское занятие, практическая работа Форма контроля: теоретический опрос, проверка выполнения заданий по СРС, проверка решения задач по Практикуму и т.п. Средства обучения: компьютерный класс, СПС «Консультант Плюс» или «Гарант», практикум, карточки индивидуальных заданий. | Практическое занятие Вопросы: 1. Характеристика определения трудового стажа и его классификации; 2. Анализ понятия и значения общего трудового стажа; 3. Определение специального трудового стажа, необходимого для получения пенсии по старости на льготных основаниях; 4. Особенности специального и непрерывного трудового стажа по законодательству Российской Федерации; 5. Правила исчисления и доказательства трудового стажа. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] |
Модуль 3. Формы денежного и натурального обеспечения Тема 4.Пенсионное обеспечение как основной вид социального обеспечения Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Форма проведения: семинарское занятие, практическая работа Форма контроля: теоретический опрос, проверка выполнения заданий по СРС, проверка решения задач по Практикуму и т.п. Средства обучения: компьютерный класс, СПС «Консультант Плюс» или «Гарант», практикум, карточки индивидуальных заданий. | Практическое занятие Вопросы: 1. Характеристика определения пенсий в праве социального обеспечения; 2. Анализ классификации трудовых пенсий; 3. Определение социальных пенсий и круга лиц, имеющих право на их получение; 4. Специфика условий назначения трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; 5. Определение размера трудовой и социальной пенсий; 6. Особенности перерасчёта назначенных пенсий. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] |
Тема 5.Пособия и компенсационные выплаты. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Форма проведения: семинарское занятие, практическая работа Форма контроля: теоретический опрос, проверка выполнения заданий по СРС, проверка решения задач по Практикуму и т.п. Средства обучения: компьютерный класс, СПС «Консультант Плюс» или «Гарант», практикум, карточки индивидуальных заданий. | Практическое занятие Вопросы: 1. Характеристика определения пособий в праве социального обеспечения; 2. Анализ условий назначения отдельных видов пособий; 3. Определение компенсационных выплат и их классификация; 4. Специфика условий назначения компенсационных выплат; 6. Отличие компенсационных выплат от пособий. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] |
Тема 6.Социальное обслуживание Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Форма проведения: семинарское занятие, практическая работа Форма контроля: теоретический опрос, проверка выполнения заданий по СРС, проверка решения задач по Практикуму и т.п. Средства обучения: компьютерный класс, СПС «Консультант Плюс» или «Гарант», практикум, карточки индивидуальных заданий. | Практическое занятие Вопросы: 1. Характеристика понятия социального обслуживания и его классификация; 2. Анализ принципов социального обслуживания; 3. Определение правового статуса субъектов социального обслуживания. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] |
Тема 7.Обязательное пенсионное страхование Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Форма проведения: семинарское занятие, практическая работа Форма контроля: теоретический опрос, проверка выполнения заданий по СРС, проверка решения задач по Практикуму и т.п. Средства обучения: компьютерный класс, СПС «Консультант Плюс» или «Гарант», практикум, карточки индивидуальных заданий. | Практическое занятие Вопросы: 1. Характеристика понятия и значения пенсионного страхования в праве социального обеспечения; 2. Анализ нормативно – правового регулирования обязательного пенсионного страхования; 3. Определение порядка обязательного пенсионного страхования. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] |
Тема 8. Государственные пособия как составная часть системы социального обеспечения нетрудоспособных граждан Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Форма проведения: семинарское занятие, практическая работа Форма контроля: теоретический опрос, проверка выполнения заданий по СРС, проверка решения задач по Практикуму и т.п. Средства обучения: компьютерный класс, СПС «Консультант Плюс» или «Гарант», практикум, карточки индивидуальных заданий. | Практическое занятие Вопросы: 1. Характеристика понятия и значения пособий для нетрудоспособных граждан; 2. Анализ нормативно – правового регулирования оснований и порядка предоставления пособий для нетрудоспособных граждан; 3. Определение механизма назначения и выплаты пособий для нетрудоспособных граждан; 4. Расчёт размера пособий для нетрудоспособных граждан. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] |
Тема 9.Компенсационные выплаты и иные виды социального обеспечения ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Форма проведения: семинарское занятие, практическая работа Форма контроля: теоретический опрос, проверка выполнения заданий по СРС, проверка решения задач по Практикуму и т.п. Средства обучения: компьютерный класс, СПС «Консультант Плюс» или «Гарант», практикум, карточки индивидуальных заданий. | Практическое занятие Вопросы: 1. Характеристика классификации и иных выплат в праве социального обеспечения; 2. Анализ нормативно – правового регулирования компенсационных выплат; 3. Определение порядка начисления компенсационных выплат; 4. Правила предоставления компенсационных выплат. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] |
Модуль 4. Международно – правовое регулирование социального обеспечения Тема 10. Международно – правовое регулирование социального обеспечения Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 Форма проведения: семинарское занятие, практическая работа Форма контроля: теоретический опрос, проверка выполнения заданий по СРС, проверка решения задач по Практикуму и т.п. Средства обучения: компьютерный класс, СПС «Консультант Плюс» или «Гарант», практикум, карточки индивидуальных заданий. | Практическое занятие Вопросы: 1. Характеристика понятия международно – правового регулирования социального обеспечения; 2. Анализ классификации источников международно – правового регулирования права социального обеспечения; 3. Определение значения международного регулирования права социального обеспечения. Литература: [1, 3, 5, 6 – 10, 11, 13, 16, 17, 18] |
Планирование самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Планирование учебной деятельности студентов
Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы студентов в рамках подготовки к семинарским и практическим занятиям с целью формирования компетенций и к оцениванию уровня знаний, умений и компетенций по результатам изучения модулей
№ модуля дисциплины | Виды СРС | Объем, час. | Кол.-во баллов |
- Написание реферата - Решение задач (10 и более) - Подготовка кейсов (1 занятие и более) - Проработка учебников, учебной и обязательной литературы | 10 - 20 часов от 5 часов от 3 часов 5 - 7 часов всего – 28 часов | ||
- Составление обзора судебной практики (10 - 15 страниц) - Решение задач (10 и более) - Подготовка кейсов (1 занятие и более) - Проработка учебников, учебной и обязательной литературы | 20 часов от 5 часов от 3 часов 5 - 7 часов всего – 36 часов | ||
- Решение задач (10 и более) - Подготовка кейсов (1 занятие и более) - Проработка учебников, учебной и обязательной литературы | от 5 часов от 3 часов 5 - 7 часов всего – 8 часов | ||
- Составление обзора судебной практики (10 - 15 страниц) - Решение задач (10 и более) - Подготовка кейсов (1 занятие и более) - Проработка учебников, учебной и обязательной литературы | 20 часов от 5 часов от 3 часов 5 - 7 часов всего – 36 часов | ||
- Решение задач (10 и более) - Подготовка кейсов (1 занятие и более) - Проработка учебников, учебной и обязательной литературы | от 5 часов от 3 часов 5 - 7 часов всего – 8 часов | ||
- Написание реферата - Решение задач (10 и более) - Подготовка кейсов (1 занятие и более) - Проработка учебников, учебной и обязательной литературы | 10 - 20 часов от 5 часов от 3 часов 5 - 7 часов всего – 28 часов |
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4
ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16
Форма контроля: коллоквиум, презентация доклада или реферата на семинарском занятии
Литература: [1 - 25]