РЕЛИГИИ МИРА: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Гуманитарный спецкурс
Проф. Девятова Светлана Владимировна
В курсе дается целостное представление о религии как об одном из важнейших феноменов культуры; о возникновении, эволюции, основных функциях религии в разные периоды истории человечества и на современном этапе, о развитии и особенностях мировых и ряда национальных религий.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
Наименование дисциплины (модуля):
Религии мира: философский анализ
Уровень высшего образования:
Бакалавриат
Направленность (профиль) ОПОП:
дисциплина относится к базовой части программы
Форма обучения:
очная
1. Дисциплина относится к базовой части ОПОП ВО.
2. Входные требования для освоения дисциплины (модуля): учащиеся должны владеть знаниями по истории, сущности и основным направлениям религии.
3. Результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с требуемыми компетенциями выпускников.
Компетенции выпускников, частично формируемые при реализации дисциплины (модуля):
ОК-1. Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.
ОК-3. Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОК 6. Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, профессиональные и культурные различия.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Знать:
1. основные условия возникновения религии;
2. основные этапы развития религии;
3. закономерности эволюции религии;
4. причины распространения религии;
5. сущность и специфику религиозных верований;
6. основные категории и концепции философии религии;
7. характер и системы духовных ценностей разных народов и исторических эпох;
8. многообразие и многомерность религии;
9. роль религии в развитии культуры;
10. значение религии в общественном развитии.
Уметь:
1. анализировать историю и современное состояние религии;
2. использовать положения и категории религии;
3. применять основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
4. объяснять связь религии, философии и культуры на различных этапах их развития;
5. применять представления об отношении философии с языком, наукой, религией, мифологией, искусством, обыденном сознанием;
6. анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.
Владеть:
1. навыками аналитического и синтетического подходов;
2. навыками анализа современных проблем философии религии;
3. соответствующим понятийным аппаратом;
4. методологией научных исследований в профессиональной области;
5. умением аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
6. культурой мышления;
7. навыками ведения дискуссии.
4. Формат обучения: лекции проводятся с использованием меловой доски.
5. Объем дисциплины (модуля) составляет 1 з.е., в том числе 36 академических часов, отведенных на контактную работу обучающихся с преподавателем, 0 академических часов на самостоятельную работу обучающихся.
6. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и виды учебных занятий.
Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля), Форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) | Всего (часы) | В том числе | |||
Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем) Виды контактной работы, часы | Самостоятельная работа обучающегося, часы (виды самостоятельной работы – эссе, реферат, контрольная работа и пр. – указываются при необходимости) | ||||
Занятия лекционного типа* | Занятия семинарского типа* | Всего | |||
1. Происхождение религии. Сущность понятия «Религия». Гносеологические, социальные и психологические корни религии. Первобытные формы религии. | |||||
2. Возникновение и сущность индуизма. Многообразие индуизма. Священные тексты и главные боги индуизма. Основы вероучения и мировоззрения индуизма. | |||||
3. История возникновения и сущность буддизма. Сущность и специфика буддизма. Учение о четырех благородных истинах. Восьмеричный благородный путь. Учение о нирване. Космогония буддизма. Основные направления буддизма. | |||||
4. Религии Китая: даосизм, конфуцианство, буддизм. Исторические и социокультурные предпосылки возникновения даосизма. Этические и социальные ориентиры даосов. Учение Конфуция о благородном муже. Культ предков. Принцип «исправления имен». Основные направления конфуцианства. История возникновения и сущность чань – буддизма. | |||||
5. Религии Японии. Синтоизм – национальная религия Японии. Особенности дзэн – буддизма. | |||||
6. Иудаизм. История становления, сущность и специфика иудаизма. Священные тексты иудаизма. Социокультурный контекст развития иудаизма. Иудаизм и политика. | |||||
7. Возникновение христианства. Центры зарождения христианства. Источники христианского вероучения. Гонения на христиан. Значение первого Никейского собора. | |||||
8. Развитие христианства. Становление христианской догматики и культа. Патристика. Схоластика. Особенности средневековой культуры. Раскол христианской церкви. Крестовые походы. | |||||
9. Текущий контроль успеваемости: коллоквиум | |||||
10. Возникновение и сущность протестантизма. Предтечи реформации. Основные установки и направления протестантизма. Влияние протестантизма на развитие западной культуры. Контрреформация | |||||
11. Становление и развитие православия в России. Крещение Руси. Борьба с язычеством. Провозглашение автокефалии русской православной церкви. Учреждение патриаршества. Реформы патриарха Никона. Церковь и государство. Политика и деятельность русской православной церкви в ХХ – XXI вв. | |||||
12. Развитие христианства в XIX-XXI вв. Первый Ватиканский собор. Социальная доктрина католицизма. Образование Ватикана – теократического государства. Католицизм и политика. Второй Ватиканский собор – его решения и значение. Концепция экуменизма. Проблема секуляризации. Возникновение новых течений в протестантской теологии. Христианство и наука. | |||||
13. История и сущность ислама. Основные факторы распространения ислама. Священные тексты ислама. Пять столпов ислама. Шариат – мусульманский закон. Основные направления в исламе. Социокультурное значение ислама. Мусульманское Возрождение. | |||||
14. Современные нетрадиционные религии и культы. Проблема духовного кризиса современного общества. Общая характеристика возникновения и сути современных нетрадиционных религий. | |||||
Промежуточная аттестация: зачет | |||||
Итого |
7. Фонд оценочных средств (ФОС) для оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю)
7.1. Типовые контрольные задания или иные материалы для проведения текущего контроля успеваемости.
Вопросы к коллоквиуму
- Основные причины и условия возникновения религии.
- Формы первобытных религиозных верований
- Особенности мифологического языка и мышления
- Типология религий
- Религиозность населения современного мира
- История возникновения индуизма
- «Веды» и их значение
- Что такое «санскрит»?
- Главные боги индуизма
- Основные направления индуизма
- Возникновение и сущность буддизма
- Учение о четырех благородных истинах
- Основные направления буддизма
- Конфуций и конфуцианство
- Сущность даосизма
- Чань – буддизм
- Дзэн- буддизм
- Синтоизм – национальная религия Японии
- История возникновения и сущность иудаизма
- Источники вероучения иудаизма
- 10 заповедей
- Возникновение христианства
- Гонения на христиан
- Библия – Священное Писание христиан
- Первый Никейский собор
- Христианский символ веры.
- Развитие христианской догматики в первом тысячелетии
- Доникейская и классическая патристика
- Учение Блаженного Августина
- Особенности средневековой культуры
- Зарождение и развитие схоластики
- Доктрина Фомы Аквинского
- Концепция двойственной истины
- Борьба светских и церковных властей
- Раскол христианства на католицизм и православие
- Крестовые походы
- Усиление роли церкви в начале второго тысячелетия
- Индульгенции и их обоснование
- Инквизиция
- Флорентийский собор
7.2. Типовые контрольные задания или иные материалы для проведения промежуточной аттестации.
Вопросы к зачету
1. Основные причины и условия возникновения религии.
2. Формы первобытных религиозных верований
- Особенности мифологического языка и мышления
- Типология религий
- Религиозность населения современного мира
- История возникновения индуизма
- «Веды» и их значение
- Что такое «санскрит»?
- Главные боги индуизма
- Основные направления индуизма
- Возникновение и сущность буддизма
- Учение о четырех благородных истинах
- Основные направления буддизма
- Конфуций и конфуцианство
- Сущность даосизма
- Чань – буддизм
- Дзэн- буддизм
- Синтоизм – национальная религия Японии
- История возникновения и сущность иудаизма
- Источники вероучения иудаизма
- 10 заповедей
- Возникновение христианства
- Гонения на христиан
- Библия – Священное Писание христиан
- Первый Никейский собор
- Христианский символ веры.
- Развитие христианской догматики в первом тысячелетии
- Доникейская и классическая патристика
- Учение Блаженного Августина
- Особенности средневековой культуры
- Зарождение и развитие схоластики
- Доктрина Фомы Аквинского
- Концепция двойственной истины
- Борьба светских и церковных властей
- Раскол христианства на католицизм и православие
- Крестовые походы
- Усиление роли церкви в начале второго тысячелетия
- Индульгенции и их обоснование
- Инквизиция
- Флорентийский собор
- Возникновение протестантизма
- Основные положения протестантского вероучения
- Основные направления протестантизма
- Современные течения в протестантизме
- Контрреформация
- Тридентский собор
- Индекс запрещенных книг
- Католицизм в XIX веке
- Второй Ватиканский собор
- Становление православия в России
- Реформы патриарха Никона и раскол Русской православной церкви
- Старообрядчество
- Политика русского государства в отношении церкви в XVIII-XIX вв
- Деятельность русской православной церкви в 1900-1920-е гг
- Русская православная церковь в ХХ в.
- Специфика христианских конфессии – католицизма, протестантизма и православия
- История взаимоотношений христианства и науки
- Отношение современного христианства к науке
- Христианство, наука и глобальные проблемы современности
- Возникновение ислама
- Коран и Сунна
- Основные направления ислама
- Мусульманское Возрождение
- Современные нетрадиционные религии
Билет к зачету состоит из трех вопросов, например:
1. Формы первобытных религиозных верований
2. Возникновение протестантизма
3. Реформы патриарха Никона и раскол в русской православной церкви
ШКАЛА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ результатов обучения (РО) по дисциплине (модулю) | ||||
Оценка РО и соответствующие виды оценочных средств | ||||
Знания Коллоквиум, Экзамен (и/или тесты, и т.п.) | Отсутствие знаний | Фрагментарные знания | Общие, но не структурированные знания | Сформированные систематические знания |
Умения Контрольная работа, зачет (и/или написание и защита рефератов на заданную тему и т.п.) | Отсутствие умений | В целом успешное, но не систематическое умение | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение (допускает неточности непринципиального характера) | Успешное и систематическое умение |
Навыки (владения, опыт деятельности) Экзамен (и/или и т.п.) | Отсутствие навыков (владений, опыта) | Наличие отдельных навыков (наличие фрагментарного опыта) | В целом, сформированные навыки (владения), но используемые не в активной форме | Сформированные навыки (владения), применяемые при решении задач |
Соответствие результатов обучения и компетенций, в развитии которых участвует дисциплина (модуль) | |
Результаты обучения | Компетенция, с частичным формированием которой связано достижение результата обучения |
Знать: 1. основные условия возникновения религии; 2. причины распространения религии; 3. сущность и специфику религиозных верований; 4. основные категории и концепции философии религии Уметь: 1. использовать положения и категории религии. 2. применять основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции. Владеть: 1. навыками анализа современных проблем философии религии. 2. Соответствующим понятийным и категориальным аппаратом | ОК-1 |
Знать: 1. основные этапы развития религии; 2. закономерности эволюции религии; 3. характер и системы духовных ценностей различных регионов и исторических эпох. Уметь: 1. применять представления об отношении философии с языком, наукой, религией, мифологией, искусством, обыденном сознанием; 2. анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы. Владеть: 1. навыками аналитического и синтетического подходов; 2. методологией научных исследований в профессиональной области | ОК-3 |
Знать: 1. многообразие и многомерность религии; 2. роль религии в развитии культуры; 3. значение религии в общественном развитии. Уметь: 1. объяснять связь религии, философии и культуры на различных этапах их развития; 2. анализировать историю и современное состояние религии Владеть: 1. умением аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; 2. культурой мышления; 3. навыками ведения дискуссии. | ОК-6 |
8. Ресурсное обеспечение:
Основная литература:
1. Алфеев И., Васечков В., Корытко О. История религий. М.: Познание 2018. – 774 с.
2. Ацамба Ф. М., Апполонов А. В., Бектимирова Н. Н. и др. Религиоведение. 2-е изд. М.: Юрайт. 2016. – 5о2 с.
3. Дербенев А. С., Родригес-Фернандес А. М. История восточных религий. М.: МПГУ. 2018.
4. История религии. В 2 т. Под ред. И. Н. Яблокова. М.: Юрайт. 2016
5. Мелиоранский Б. М. История и вероучение христианской церкви. М.: ФИВ. 2016. – 512 с.
6. Общая история церкви. В 2-х т. М.: Наука. 2017
Дополнительная литература:
1. Антонов К. М., Болдарева В. Н., Вевюрко И. С. Психология религии в России 19-начала 21 века. М.: ПСТГУ. 2019. – 536 с.
2. Большаков О. Г. Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв) М.: Русский Фонд Содействия образованию и науке. 2016. – 672 с.
3. Вандеркам Д. Введение в ранний буддизм. М., ББИ. 2016. – 278 с.
4. Деревенский Б. Г. Тайны евангельской истории. СПб. Алетейя. 2018. – 434 с.
5. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. М.: Дело. 2018. – 708 с.
6. Ерина Е. Б. История религий. М.: РИОР. 2018. – 176 с..
7. Ислам: Pro et contra. Антология. СПб.: РХГА. 2017. – 1133 с.
8. Островская Е. А. Социология религии. СПб.: Петербургское Востоковедение. 2019. – 320 с.
9. Руднев Н., Андерсон В. Секты и ереси на Руси. М.: Крафт+. 2019. – 368 с.
10. Христианство: Pro et contra. СПб.: РХГА. 2017. – 1032 с.
11. Шапошникова Л. Е. Основные течения в русской православной мысли XIX-XXI веков. СПб.: РХГА. 2016. – 441 с.
12. Шифман И. Ш. Мир Ветхого Завета. М.: Ломоносовъ. 2018. – 240 с.
13. Эйгус Дж.Б. Эволюция еврейской религиозно-философской мысли: от библейских времен до середины ХХ века. М.: Знание. 2019. – 708 с.
14. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Магомета до Реформации. М.: Академический проект. 2018. -349 с.
Информационные справочные системы:
1. Сайт философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова https://old.philos.msu.ru
2. Сайт Института философии РАН – www.philosophy.ru
Материально-техническкое обеспечение:
Аудитория с партами и меловой доской
9. Язык преподавания - русский.
10. Преподаватель: Профессор философского факультета МГУ, д. ф. н. Девятова С. В.
11. Автор программы: д.ф.н., проф. Девятова С.В.
.