Вопросы систематизировала:
Борщ Елена Александровна,
учитель географии
МОУ СОШ № 73 г. Ульяновска
Разноуровневые вопросы
8класс
«Моря, омывающие территорию России.
Часовые пояса.»
1вариант
1уровень:
Охарактеризуйте географическое положение России в пределах материка Евразия.
2уровень:
Почему порт Мурманск, находясь севернее Владивостока не замерзает?
3уровень:
Часовые пояса. Может ли время двух населенных пунктов, расположенных в России, отличаться на 10 часов. Ответ поясните.
2 вариант
1 уровень:
Каким образом географическое положение и размеры России повлияли на её природу, население и хозяйство?
2уровень:
Границами часовых поясов являются меридианы, однако на суше эти границы не всегда совпадают с направлением меридиана. Чем это объясняется?
3 уровень:
Разница в долготе между двумя населенными пунктами 20' Могут ли они находиться в одном часовом поясе, на сколько различается их местное время?
Разноуровневые вопросы
8 класс
«Рельеф, геологическое строение, минеральные ресурсы»
1вариант
1уровень:
В какой части России наиболее активно проявляется деятельность внутренних сил, преобразующих рельеф? Свой ответ поясните.
2уровень:
Какие силы - внутренние или внешние можно считать ведущими в формирование рельефа? Обоснуйте свою точку зрения?
3уровень:
Почему Восточно-Европейская равнина и Среднесибирское плоскогорье имеют разную высоту, несмотря на одинаковое время образования?
2 вариант
1уровень:
Какая существует связь между рельефом, строением земной коры и полезными ископаемыми? (2вида)
2уровень:
Какие внешние процессы формируют рельеф? Какие формы рельефа с ними связаны?
3уровень:
Почему Урал и Тянь-Шань имеют разную высоту, несмотря на то, что складки обеих горных систем сформировались во время герцинского горообразования?
Разноуровневые вопросы
8 класс
«Климат»
1вариант
1уровень:
Нарисуйте схему "Климатообразующие факторы".
2уровень:
Почему порт Владивосток, лежащий южнее Мурманска, зимой замерзает, а Мурманск не замерзает?
3уровень:
На севере и юге З.Сибирской равнины выпадает примерно одинаковое кол-во осадков(около 300мм). Однако на севере территория переувлажнена (тундра, болота), а на юге ощущается недостаток влаги(сухие степи). С чем это связано?
2вариант
1уровень:
Дайте понятие циклону и антициклону. Где на территории России (по временам года) господствуют циклоны и антициклоны?
2уровень:
Почему изотермы января в Европейской части Росси идут по долготе, а изотермы июля по широте? От чего зависит распределение тепла по земной поверхности?
3уровень:
В конце марта и сентября угол падения солнечных лучей примерно одинаков, а значит, величины солнечной радиации, получаемые территорией, сходны. Однако в сентябре значительно теплее, чем в сентябре. С чем это связано?
Разноуровневые вопросы
8 класс
«Внутренние воды и водные ресурсы»
1вариант
1уроевень:
Приведите примеры зависимости рек от климата и рельефа?
2уровень:
Как различаются верховые, и низинные болота по источникам питания, характеру растительности, использованию торфа?
3уровень:
Почему у реки Амур нет весеннего половодья?
2вариант
1уровень:
Приведите примеры озер России, имеющих разное происхождение озерных котловин? (не менее 4 видов)
2уровень:
Что называется падением и уклоном реки. Решите задачу: высота реки - 250м, высота устья - 150м
Какой уклон будет иметь река при длине 350 метров? Горная она или равнинная?
3уровень:
Почему Европейская часть России, несмотря на большое количество осадков, беднее внутренними водами по сравнению с Азиатской?
Разноуровневые вопросы
8 класс
«Почвы»
1вариант
1уровень:
Напишите, что вы знаете о законе широтной зональности и перечислите основные типы почв на территории России.
2уровень:
Назовите два фактора, которые препятствуют образованию чернозёмов на юге Восточной Сибири и Дальнего Востока. Свой ответ поясните (раскройте)
3уровень:
Почему почвы тундр, не смотря на большее количество растительных остатков, содержат так же мало гумуса, как и почвы пустынь?
2вариант
1уровень:
Напишите, известные вам, условия почвообразования
2уровень:
Приведите примеры, доказывающие, что свойство почв зависит от соотношения тепла, влаги, растительности, почвообразующей породы, рельефа?
3уровень:
В лесной зоне значительно больший опад листьев, чем в степях. Однако почвы степей(черноземы) значительно плодороднее лесных(дерново-подзолистых) почв. Какими причинами это объясняется?
Разноуровневые вопросы
8 класс
«Почвенно-растительный покров,
животный мир»
1вариант
1уровень:
Что называется почвенным профилем? Из каких горизонтов он состоит?
2уровень:
Какие виды мелиорации вы знаете? Почему при хорошей обеспеченности земельными ресурсами возникает необходимость мелиорации земель?
3уровень:
В лесной зоне значительно больший опад, чем в степях. Однако почвы степей(черноземы) значительно плодороднее лесных(дерново-подзолистых) почв. Какими причинами это объясняется?
2вариант
1уровень:
Что называется почвой? Приведите примеры, доказывающие, что свойство почв зависит от соотношения тепла, влаги, растительности, почвообразующей породы, рельефа?
2уровень:
Обоснуйте тезис: "Почва-зеркало ландшафта"
3уровень:
Почему почвы тундр, не смотря на большее количество растительных остатков, содержат так же мало гумуса, как и почвы пустынь?
Разноуровневые вопросы
8 класс
«Природные зоны»
1вариант
1уровень:
Какими природными ресурсами располагает зона тундр? Каким образом они используются в хозяйственной деятельности человека?
Природные ресурсы хозяйственная деятельность человека
2уровень:
Каким образом повлияли особенности климата степей на особенности растительного покрова зоны? Почему степи безлесны?
Климат растительность степей
3уровень:
Закон широтной зональности говорит о том, что природные зоны на равнине располагаются по широте.
Какие из П.З. не образуют сплошных полос, объясните почему?
2вариант
1уровень:
Какими признаками характеризуется климат степей? С чем это связано?
2уровень:
Почему в тундре не растут деревья? Назовите не менее 3 причин, объясните их действие?
Причина действие
3уровень:
Какие негативные изменения наступают в ПК после уничтожения лесов, какое значение имеет лесная растительность?
Уничтожили лес негативные изменения
Разноуровневые вопросы
8 класс
«Крупные природные районы.
Восточно-Европейская равнина»
1вариант
1уровень:
Какие основные факторы формируют климат Восточно-Европейской равнины?
2уровень:
Докажите, что современный рельеф Восточно-Европейской равнины - результат сложного взаимодействия внутренних и внешних процессов.
3уровень:
Зная особенности природы Восточно-Европейской равнины, сделайте вывод об особенностях хозяйственной деятельности и жизни человека в данных условиях.
2вариант
1 уровень:
Перечислите климатообразующие факторы Восточно-Европейской равнины?
2уровень:
Какая из равнин - Восточно-Европейская или Западно-Сибирская - имеет большее разнообразие полезных ископаемых? С чем это связано?
3уровень:
Объясните сходства и различия северных и южных рек Русской равнины по особенностям питания и режима, по строению речных долин?
Разноуровневые вопросы
8 класс
«Урал»
1вариант
1уровень:
Каковы особенности рельефа Уральских гор и чем они объясняются?
2уровень:
Какие экологические проблемы свойственны Уралу?
Предложите пути решения этих проблем.
Экологические проблемы | Пути решения проблемы |
3уровень:
На Урале много рек, но остро стоит проблема нехватки воды. Почему?
2вариант
1уровень:
Установите связь рельефа, со строением земной коры и полезными ископаемыми Урала
2уровень:
На каком склоне Урала (западном или восточном) выпадает больше осадков?
Почему? Ответ поясните.
3уровень:
Почему процесс омолаживания рельефа Урала идет медленнее, чем Алтая и Саян?
Разноуровневые вопросы
8 класс
«Северный Кавказ»
1вариант
1уровень:
На примере С Кавказа покажите влияние географического положения те6рритории на особенности её природы
2уровень:
Дайте характеристику климата Большого Кавказа.
Объясните, чем отличается климат предгорий от высокогорных областей?
3уровень:
Поспорили как-то раз Русская равнина и С.Кавказ, кто из них старше. Кавказ говорит: «Ты вся в зелени, значит ты моложе, а мои вершины покрыты сединой снега, я старше.» Кто из них прав?
2вариант
1уровень:
Как формировался современный рельеф Большого Кавказа?
2уровень:
В чём причина различия ПТК в пределах С.Кавказа?
3уровень:
Почему территория С.Кавказа недостаточно обеспечена водными ресурсами?
Разноуровневые вопросы
8 класс
«Западная Сибирь»
1вариант
1уровень:
Перечислите природные ресурсы Западной Сибири.
2уровень:
Сравните Русскую равнину и Западно-Сибирскую низменность по рельефу и тектонике. Объясните сходство и различие?
3уровень:
Обь - многоводная река, почему на ней, в отличии от Волги и Енисея, не построены крупные ГЭС?
2уровень:
1уровень:
Укажите особенности географического положения Западной Сибири.
2уровень:
В чем проявляется и чем объясняется большая континентальность климата Западной Сибири по сравнению с Русской равниной?
3уровень:
Какие сложности в освоении природных богатств Западной Сибири имеются и как они преодолеваются?
Разноуровневые вопросы
8 класс
«Восточная Сибирь»
1вариант
1уровень:
В чем состоит уникальность озера Байкал?
2уровень:
Почему хребет Черского выше Урала и ниже Кавказа?
3уровень:
Чем объясняется и чем выражается резкая континентальность климата Восточной Сибири? Почему полюс холода сформировался именно здесь?
2вариант
1уровень:
Дайте характеристику географического положения Восточной Сибири?
2уровень:
Почему Верхоянский хребет выше Урала и ниже Кавказа?
3уровнь:
Почему большую часть Восточной Сибири занимает тайга? Какая в тайге основная деревообразующая природа?
Разноуровневые вопросы
8 класс
«Дальний Восток»
1вариант
1уровень:
Какие природными ресурсами богат Дальний Восток?
2уровень:
Какие явления говорят о незавершенности горообразовательного процесса на Д.Востоке, с чем они связаны?
3уровень:
Почему у р.Амур нет весеннего половодья?
2вариант
1уровень:
Каким образом решаются проблемы охраны и преобразования природы на Д.Востоке?
2уровень:
С какими причинами связана уникальность растительного и животного мира Д.Востока?
3уровень:
Объясните главные особенности климата Д.Востока. Почему на полуострове Камчатка выпадает много снега?
Разноуровневые вопросы
8 класс
«Горы Юга Сибири»
1вариант
1уровень:
Объясните особенности климата Минусинской котловины
2уровень:
Укажите особенности рекреации гор Ю.Сибири
(курорты, дома отдыха, санатории, заповедники)
3уровень:
Почему при различном времени образования горы Юга Сибири имеют сходный рельеф?
2вариант
1уровень:
Перечислите природные богатства (ресурсы) гор Юга Сибири?
2уровень:
От каких климатообразующих факторов зависит образование "Сибирской Италии" в горах Юга Сибири?
3уровень:
В чем выражается "омоложенность" рельефа гор Южной Сибири. Почему процесс омолаживания протекает здесь интенсивнее, чем на Урале?
При подготовке вопросов использовалось
методическое пособие
«Контрольные и проверочные вопросы
по географии»
(6-10 классы).
Автор Пятунин В.Б.