ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫПО ФИЛОСОФИИ
1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия.
1. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем
Мировоззрение имеет свою структуру:
1)Мироощющение- восприятие мера на уровне чувств
2)Мировосприятия мира некой системы образов представляет собой мировосприятие в структуре мировоззрения (образ)
3) миропонимание т.е. это интеллектуально познавательная сторона мировоззрения
4)элементом мировоззрения является система ценностных ориентаций человека
В структуре мировоззрения выделяют 2 уровня:
- обыденный уровень
- теоретический уровень, суть которого определяется уровнем философского знания, философского восприятия мира.
В истории человечества выделяются три основные типа мировоззрения:
• мифология;
• религия;
• философия.
1. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
2. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
3. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
2. Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Социальные функции философии.
Специфические черты философии:
* Двойственность (имеет общее с научным знанием: предмет, методы и проч.), но не является научным знанием в чистом виде;
* Является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных знаний;
* Предмет Ф. шире предмета исследования любой отдельной науки, но не поглощает его;
* Имеет сложную структуру (вкл. гносеологию, онтологию и проч.);
* Содержит базовые идеи, лежащие в основе других наук;
* Субъективна;
* Является совокупностью объективного знания и ценностей эпохи, носит её отпечаток;
* Изучает не только предмет познания, но и его механизм;
* Доктрина, но в то же время постоянно развивается;
* Опирается на категории - предельно общие понятия.
Основные Предметы Ф.: то на что направленно изучение философии
- Онтология (учение о бытии);
- Гносеология (учение о познании);
- Человек;
- Общество;
Методы философии - пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование:
* Основные методы:
- Диалектика - вещи, явления рассматриваются более гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей;
- Метафизика - противоположно диалектике, объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины);
- Догматизм - восприятие окр. мира через призму догм;
- Эклектика - произвольное соединение разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но правдоподобные выводы;
- Софистика - выведение из ложных, но правдоподобных посылок новой посылки, логически верной, но ложной по смыслу либо выгодной для принимающего данный метод;
- Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов;
Философия имеет следующие социальные функции:
1. Мировоззренческая (ф. – теоретическая основа мировоззрения, придаёт систематичность и целостность стихийной картине мира)
2. Познавательная (познаёт мир в соотношении с человеком, опираясь на данные частных наук и используя собственные категории)
3. Методологическая (формулирует правила познания для всех частных наук)
4. Социальной и культурной критики (развинчивает старые и формирует новые общественные идеалы)
5. Прогностическая и конструктивная (конструирует возможные миры, создаёт новые возможности мышления, видит новые пути развития)
3. Древнеиндийская философия. Школы, главные представители.
1. в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. — VIIв. н. э. — эпоха сутр.
Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
В эпический перид появляются учения, оппозиционные Ведам:
• буддизм;
• джайнизм;
• чарвана-лакаята.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (IIв. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).
2. Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.
3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии - изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
4. Душа виндийской философии состоит из двух начал:
• атмана;
• манаса.
Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни.
1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда.
2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
• земная жизнь полна страданий;
• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
• от страданий можно избавиться;
• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
4. Древнекитайская философия. Школы, главные представители.
1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VIIв. до н. э. - IIIв. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III— XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (IIIв. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:
• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
• неодаосизм;
• неоконфуцианство.
В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями:
• христианской религии;
• марксизма;
• ведущих европейских философов;
• американской философии прагматизма.
3. Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:
• восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;
• понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;
• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
5. Космоцентризм и поиск субстанции в античной философии.
Это черты первого периода в развитии античной философии – натурфилософского (7-5 вв до н.э.)
Школы:
1 Милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Фалес: Когда-то всё произошло из воды, вода – сущность каждой вещи, всё возвращается в водное состояние,
Анаксимандр: Первоначало – апеирон (беспредельное), из него выделяются противоположности тёплого и холодного, дающие начало всем вещам.
Анаксимен: Первооснова – воздух, ему свойственно сгущение и разряжение, вследствие которых образуются и исчезают вещества.
Главное: первоначало + сущность мира; представление о всеобщем первоначале как о первовеществе.
2) Эфесская (Гераклит)
Мир в непрерывном изменении, всё движется, наиболее подвижен огонь, мир в своей основе остаётся огнём, душа – сухой огонь. Мир – это процесс в котором все вещи/свойства переходят в свою противоположность, это борьба.
- Италийская
3) Элиаты (Ксенофан – осонователь, Парменид)
Ксенофан: Один бог – космос, мир вокруг (пантеизм). Если бог – это всё, что есть в мире, значит он неподвижен.
Парменид: Признание единства и неподвижности бытия. Бытие есть, небытия нет. Небытие – пустота но её нет. Мир – шар, наполненный веществом без пустот, значит он един. Только мышление способно постичь это
4) Атомисты (Левкипп, Демокрит)
В мире есть только атом и пустота. Вещи возникауют и уничтожаются, но атомы вечны, поскольку неделимы. Они движутся в пространстве, их движения не случайны, они подчиняются детерминизму (учение о всеобщей обусловленности явлений, в основе – универсальная взаимосвязь всех явлений)
Всё обусловлено движением атомов.
6. Философский рационализм Сократа.
Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.
Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.
Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.
• любое знание есть добро;
• любое зло, порок совершается от незнания.
Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;
• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;
• открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;
• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;
• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".
7. Философия Платона.
Платон — крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной школы Философии — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Особенности
Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений
Главные положения идеалистического учения Платона
* Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращаются своё существование;
* Окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
* Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
* Чистые идеи истинны, вечны и постоянны;
* Любая существующая вещь является всего лишь отображением первоначальной идеи данной вещи.
* Весь мир является отображением чистых идей.
Основные положения гносеологии Платона
* Поскольку материальный мир является лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего именно «чистые идеи»;
* «Чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания даёт не достоверное знание, а лишь мнение);
* «Чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);
* Высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
8. Философия Аристотеля.
Для Аристотеля этика, в отличие от физики и математики, есть практическая наука, Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье? Счастье для Аристотеля — это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией.
Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Аристотель особенно высоко ценил следующие добродетели: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.
Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реальность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость.
Добродетелям можно и нужно научиться. Они всегда выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ничего слишком...». Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество — середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость — середина между расточительностью и скупостью и т.д.
9. Философия эпохи эллинизма.
Эпоха эллинизма – эпоха внедрения греческой культуры в страны, завоеванные македонцами (период от Великого похода Александра Македонского в 334 году до н.э. и до потери Грецией в 147 году до н.э. независимости).
1)Эпикурейцы (341-270 гг. до н.э.),
Главная идея Эпикура: концепция отклонения атомов. Она утверждала, что случайность в картине мира - такой же объективный фактор, как и необходимость.
В центр своих философских воззрений Эпикур помешает этику. Оформленная в целостную систему, она получила название эпикурейства. Основная проблема человеческой жизни: преодоление страха - смерти, загробных мучений, перед богами. Под счастьем Эпикур понимал удовольствие. Истинное удовольствие - это отсутствие телесного страдания и наказания (агония) и невозмутимость души (атараксия). Эпикур рекомендовал избегать общественной деятельности и заниматься больше частной жизнью. "Проживи незаметно" - вот правило индивидуалистической эпикурейской этики.
2) Стоики (появляются в конце 4 века до н.э., основатель – Зенон)
Для стоиков, как и для эпикурейцев, цель жизни состоит в достижении счастья. Видным представителем римского стоицизма является Сенека.Одна из постоянных тем раздумий Сенеки - тема смерти. Задачу философии он видел в том, чтобы научить человека жить и умереть, дать человеку внутреннюю независимость и душевный покой. Вся жизнь должна быть подготовкой к смерти. "Дурно живет тот, кто не умеет хорошо умереть". Главное для Сенеки это свобода человеческого духа. Он был решительным противником рабства, в первую очередь, не социального, а добровольного, когда люди находятся в полной зависимости от похоти, скупости, страха
3) Неоплатонисты (Создатель – Плотин (204-270 гг.) организовал в Риме школу, которая в отличие от всех предыдущих учила подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету для того, чтобы созерцать божественное и достигать его. Плотин развивает платоновское учение о высшем Благе как принципе бытия. Мир образуется из материи благодаря проникновению в нее света эманации Единого. Отношения Единого и материи опосредуются Умом и Душой, которая, дробясь на множество душ, оказывается деятельной причиной природы. Душа человека находится в связи, как с божественной душой, так и с чувственным миром. Цель земной жизни состоит в том, чтобы отрешиться от чувственного мира, телесности и слиться с Единым. С онтологией Плотина тесно связана его этика. В экстатическом слиянии с Единым состоит высшая добродетель. Лишь совершенство нравственной жизни приводит к экстазу. Для Плотина жизнь - это борьба, а идеальный человек - это постоянный борец за нравственное совершенство. Учение Платона о Благе Плотин дополняет развернутым учением о зле как лишенности добра. Так как материя - последняя ступень деградации Единого, то она обделена Благом и в этом смысле она – зло. то плотиновская этика цель добродетельной жизни видела в очищении и слиянии с Божеством, Единым. Неоплатонизм завершает развитие античной философии.
10. Средневековая европейская философия. Специфика, главные этапы, основные представители.
Средние века – 1000 летний период развития феодального общества. Начало 476 год, конец 14 век.
Специфика обусловлена возникновением и развитием христианства. Главная черта – связь с христианским мировоззрением, философия стала служить богословию. Теоретическое мышление теоцентрично (Бог – абсолютное бытие и абсолютное благо; познание Бога – главная цель и смысл жизни, служение Богу – основа нравственности).
основные положения средневековой философии
*Креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего.*Провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога для осуществления божьего плана спасения человека.*Эсхатология – учение о конечных судьбах человека и мира.*Сотериология – учение о спасении, райском блаженстве, воссоединении с Богом.*Теодицея – оправдание Бога, объяснение существования зла.*Символизм – учение находить скрытое значение каких-либо явлений.*Экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.
Этапы:
1) Апологетика (сер. 2 – начало 4 века)
Защита христианского вероучения в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Центральная проблема – соотношение разума и веры, соотношение язычества и христианства. Представители: Флавий Юстин, Филон Александрийский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан.
2) Патристика (4-8 вв.)Религиозно-философское учение крупнейших богословов периода раннего христианства и, прежде всего, отцов церкви, которые сыграли важную роль в формировании христианской ортодоксальной теологии, заложили основы догматики.
3) Схоластика (9-15 вв.)
Рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии. Представители: Северин Боэций, Гуго Сэн-Викторский, Алкуип, Иоанн Скот Эриугена, Дупе Скот, Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, У. Оккам, Фома Аквинский.
11. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
1) Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Начиная с эпохи Возрождения человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу
Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму, господствовашему в Средние века), где центром всего является Бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос[7]. В эпоху Возрожднения происходит превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности[4].
2) Гуманизм — центральное для эпохи Возрождения культурное явление, в его основе находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).
3) Пантеизм – философское и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое.
Впервые слово «пантеист» было использовано англ. деистом Дж. Толандом в 1705. Довольно сложно свести различные варианты П. в одно общее определение. Основой всех типов П. остается отрицание сущностного различия между Богом и миром, т.е. утверждение их полного единства в бытии, лежащем в основании мирового целого. Это бытие может быть определено как:
Спиноза: вечная и бесконечная субстанция.
Гегель: абсолютная реальность духа.
Шеллинг: чистая, свободная и абсолютная воля.
проявляющийся в природе и истории.
В последующем развитии философии пантеистические тенденции теряют свое значение.