Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Финансы и кредит
Факультет ФНО Специальность Финансы и кредит
Контрольная работа
по дисциплине «Ценообразование»
Тема Вариант № 10
Студент Колошматина Анна Владимировна
Курс 3 № группы ФС-ФК304
Личное дело № 09ФФД42070
Преподаватель Зенгер Ольга Филипповна, старший преподаватель
Москва – 2012
Тесты:
1. Встречающиеся на рынке продавцы и покупатели:
1) имеют единый интерес
2) не имеют единого интереса
Ответ: 2)
Рынок - это совокупность продавцов ипокупателей, способных заключать между собой сделки.
Деятельность участников рыночных отношений характеризуется четкой направленностью. Покупатели пытаются рационально истратить свои средства таким образом, чтобы оптимально соединить имеющуюся покупательную способность с пользой от покупки. А продавцы преследуют единственную цель получения максимальной прибыли.
Следовательно, покупатели и продавцы действуют в условиях конкуренции в своих собственных (различных) интересах для того, чтобы максимизировать свой доход или наилучшим образом удовлетворить свои потребности.
2. Оптовая цена предприятия (отпускная цена) включает:
1) издержки производства и прибыль
2) издержки производства и реализации, прибыль, НДС, акцизы (на подакцизные товары
3) издержки производства, прибыль, НДС и оптовую наценку
Ответ: 2)
Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка.
Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС.
Ц отп (опт)= С + П + Кн ,
где С - себестоимость единицы изделия, руб.; П - прибыль в цене единицы изделия, руб.; Кн - сумма косвенных налогов, руб.; А - сумма акцизного налога (включается, если изделие облагается акцизом), руб.; НДС - сумма налога на добавленную стоимость, руб.
3. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется:
1) функцией спроса
2) функцией предложения
3) эффектом Веблена
4) эффектом замены
Ответ: 1)
Спрос можно определить как желание и готовность субъектов приобрести товар. Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:
QD = f (P, Pa, Pb…I, T, N, W),
где QD - объем спроса на данный товар в единицу времени;
P, Pa, Pb – (prices) цены данного товара и других товаров;
I - (incomе) денежный доход покупателя;
T - (tastes) вкусы и предпочтения потребителей;
N – общее число покупателей или размер рынка;
W - (wealth) накопленное имущество.
Вкусы и предпочтения потребителей. Вполне очевидно, что изменения во вкусах, предпочтениях, моде оказывают существенное воздействие на величину спроса на товар или услугу. Возраст и пол, семейное и социальное положение, а также некоторые другие моменты формируют вкусы и запросы покупателей. Иногда вкусы меняются быстро (например, в таких областях, как популярная музыка, одежда и другое). В этом случае кривая спроса совершает сдвиги очень быстро как в сторону увеличения, так и в обратную сторону. В других случаях изменение вкусов происходит медленно, но постоянно.
Цены на другие товары. По характеру воздействия на спрос на какой-то данный товар разграничивают изменения цен на 3 вида товаров: а) товары-заменители (субституты, конкуренты); б) товары-взаимодополнители (комплементы); в) товары, относительно независимые друг от друга.
Размер рынка. Чем больше покупателей, тем больший совокупный спрос они предъявляют.
Доходы населения и размеры накопленного имущества. Чем богаче население, тем больше спрос, и кривая движется вправо и вверх. Если доходы уменьшаются, то движение кривой происходит в обратном направлении. Причем следует отметить, что с ростом доходов увеличивается спрос не на все товары, а, главным образом, на товары более высокого качества. Hа товары низкого качества спрос в этом случае снижается.
4. Практическая ценность расчета коэффициента эластичности заключается в следующем:
1) определение степени зависимости объема спроса или предложения на изменение цены
2) определение стратегии ценообразования
3) определение путей увеличения выручки и прибыли на данный товар
4) все ответы правильные
Ответ: 4)
Эластичность — это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой величины.
Расчет коэффициента эластичности имеет важное значение для любой фирмы. Если спрос эластичный (Ер > 1), то снижение цены, вызывая более значительное увеличение объемов продаж, может привести к увеличению общей выручки и наоборот — повышение цены может привести к финансовым потерям. Если же спрос неэластичен (Ер < 1), то экспериментировать с ценой в сторону ее повышения можно значительно смелее — потерь не будет.
Концепция эластичности имеет широкое применение.
Во-первых, знание эластичности спроса на свой продукт помогает производителю принимать правильные решения относительно его цены. Если предприниматель не уверен в том, что даже очень значительное снижение цены поможет увеличить продажи, то он считает, что спрос на его продукцию неэластичен. Очевидно, в такой ситуации он не захочет снижать цену, т. к. его потери от снижения цены превысят выигрыш от роста объема продаж и общая выручка предпринимателя упадет.
С другой стороны, повышение цены при неэластичном спросе приведет к увеличению общей выручки. Казалось бы, что производителю выгодно всякое увеличение цены. Однако в действительности это не так. Использование концепции эластичности для анализа связи эластичности спроса с выручкой производителя, когда Кэ > 1, приводит к выводу о том, что незначительное повышение цены вызовет значительное уменьшение объема продаж и в конечном итоге общей выручки предпринимателя. Наоборот, снижение цены в таком случае будет иметь своим следствием увеличение объема продаж и рост общей выручки. Таким образом, если спрос на продукцию неэластичен, то, повышая цену, производитель увеличивает свою выручку, а если спрос эластичен, то повышение цены уменьшает выручку производителя.
5. Для выявления производства наиболее рентабельных видов продукции используется метод:
1) маржинальных издержек
2) полных издержек
3) нормативных затрат
4) все ответы верны
Ответ: 1)
Маржинальные (предельные) издержки - издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.
Метод предельных издержек — предполагает учёт в цене продукта только тех затрат, которые возникают при выпуске каждой дополнительной единицы продукции сверх освоенного производства.
Использованиеметода предельных (маржинальных) издержек позволяет выявить наиболее рентабельные виды продукции. С помощью этого метода можно найти такой вариант загрузки производственных мощностей, при котором предприятие получит максимальную прибыль.
6. Стратегия низких цен применима на следующей фазе жизненного цикла товара:
1) внедрения на рынок
2) зрелости
3) на любой стадии
4) спада
Ответ: 3)
Стадия внедрения
Основана на использовании относительно низких или очень низких цен при одновременных больших расходах на продвижение товара на рынок. Цель такой стратегии - завоевать как можно большую долю рынка для своего нового товара.
Стадия роста
Если новый товар имеет спрос, он переходит к этапу роста, на котором прирост продаж носит устойчивый характер и товар начинает приносить прибыль. Увеличение числа конкурентов приводит к увеличению числа дистрибьюторов. На этой стадии предпринимается попытка сохранить цены, однако иногда их приходится снижать из-за давления со стороны конкурентов.
Стадия зрелости
Замедление роста продаж происходит за счет появления многих производителей и большого количества товара. В свою очередь, такое перенасыщение вызывает более жесткую конкуренцию. Конкуренты начинают снижать цены, увеличивать расходы на рекламу и стимулирование сбыта и увеличивать расходы на исследования и разработки с целью поиска лучших моделей товара.
Стадия насыщения
Стадия насыщения имеет место, когда, несмотря на меры в фазе зрелости товара, рост объемов продаж не наступает и даже намечаются тенденции их падения. Стадия насыщения фактически является стадией борьбы конкурентных товаров. Потребитель не отдает предпочтение какому-то одному товару или производителю. Удержать объем продаж и прибыль на должном уровне в целях стабилизации положения фирмы становится все труднее из-за интенсивной конкуренции. В качестве маркетинговых мероприятий для повышения объема продажи могут быть эффективны повышение качества товара, совершенствование сервисного обслуживания, активизация рекламных средств, снижение цены.
Стадия спада
Создание денежного запаса, в случае, когда у предприятия есть проблемы со сбытом продукции, приток денег может быть важнее прибыли. Такое положение характерно сегодня для многих предприятий в отношении "живых" денег. Иногда стоимость имеющихся запасов такова, что их лучше продать по цене, равной или ниже себестоимости, чем хранить её на складе в ожидании изменения конъюнктуры рынка. На стадии спада больше внимания уделяется персональной продаже и стимулированию сбыта.
7. Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется:
1) Инспекцией по ценам Департамента цен Минэкономики РФ
2) Министерством финансов РФ
3) Правительством РФ
4) правильного ответа нет
Ответ: 1)
Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях народного хозяйства РФ осуществляется Государственной инспекцией по контролю за ценами Департамента цен РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, на предприятиях торговли и общественного питания контроль за соблюдением дисциплины цен осуществляется органами государственной инспекции по контролю и качеству товаров.
8. Доступность кредитных ресурсов для хозяйствующих субъектов определяется:
1) величиной ставки рефинансирования
2) доходностью в сфере кредита
3) величиной маржи
Ответ: 1)
Для обеспечения доступности кредитных ресурсов для хозяйствующих субъектов реального сектора экономики применяется гибкая система установления ставки рефинансирования Центрального банка.
Таким образом, ставка рефинансирования представляет собой достаточно мощный инструмент денежно-кредитной политики, определяющий, в конечном итоге, стоимость денег, ведь от её величины зависят и проценты по выдаваемым банками кредитам.
9. Подавленная инфляция проявляется в:
1) товарном дефиците
2) сокращении сбережений
3) повышении уровня цен
4) все ответы верны
Ответ: 1)
Подавленная инфляция, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами (и, возможно, заработной платой), и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Подавленная инфляция возникает вследствие поддержания государством товарных цен ниже цен равновесия спроса и предложения, при котором деньги перестают быть всеобщим покупательным средством и мерой распределения товаров и услуг. Этот вид инфляции очень опасен, т. к. ведет к разрушению рыночного механизма.
10. Устойчивое равновесие определяет:
1) возвращение в равновесное состояние
2) нахождение нового состояния равновесия
Ответ: 1)
Устойчивым равновесием называют такое состояние экономической системы, когда будучи выведенным из него, она сама возвращается в состояние равновесия за счет внутренних ресурсов и встроенных стабилизаторов.
Рыночное равновесие называется устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния вступают в действие рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво.
Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонение цен спроса от цен предложения постепенно погашается, стремясь к равновесной цене, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения (PD = PS) и объем спроса равен объему предложения (QD = QS).
Задачи:
Задача 1
Исходя из приведенных данных, рассчитайте и внесите в таблицу следующее.
1. Величину маржинальной прибыли.
2. Эффект производственного рычага.
Данные расчеты осуществляются по двум предприятиям (А и Б) для базисного периода, для условий роста и снижения выручки от реализации.
Проанализируйте и сопоставьте результаты деятельности по предприятиям А и Б и сделайте выводы.
Таблица
Показатель | Предприятие А | Предприятие Б | ||||
Выручка от продаж, % к базисному периоду | ||||||
Выручка от продаж, тыс. руб. | ||||||
Постоянные расходы, тыс. руб. | ||||||
Переменные расходы, тыс. руб. | ||||||
Маржинальная прибыль, тыс. руб. | ||||||
Прибыль, тыс. руб. | ||||||
Эффект производственного рычага | ||||||
Темп роста (снижения) прибыли |
Решение:
Показатель | Предприятие А | Предприятие Б | ||||
Выручка от продаж, % к базисному периоду | ||||||
Выручка от продаж, тыс. руб. | ||||||
Постоянные расходы, тыс. руб. | ||||||
Переменные расходы, тыс. руб. | 712,5 | 712,5 | ||||
Маржинальная прибыль, тыс. руб. | 1662,5 | 1662,5 | ||||
Прибыль, тыс. руб. | 1187,5 | 712,5 | ||||
Эффект производственного рычага | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 2,33 | 2,33 | 2,33 |
Темп роста (снижения) прибыли | - | - |
1) Находим в процентном соотношении выручку от продаж для предприятия А и Б:
2500=100%; 25=1%;
2500+250=2750=110%; 2500 – 125=2375=95%.
Аналогично для предприятия Б.
2) Рассчитываем постоянные расходы, для предприятия А:
500=100%; 5=1%;
500+50=550=110%; 500 – 25=475=95%;
Для предприятия Б:
1000=100%; 10=1%;
1000+100=1100=110%; 1000 – 50=950=95%.
3) Рассчитываем переменные расходы, для предприятия А и Б:
750=100%; 7.5=1%;
750+75=825=110%; 750 – 37,5=712,5=95%.
Аналогично для предприятия Б.
4) Рассчитываем маржинальную прибыль, для предприятия А и Б,
Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле:
M = S – V,
где S — выручка от реализации; V — совокупные переменные затраты.
Предприятие А: 2500-750=1750 Предприятие Б: 2500-750=1750
2750-825= 1925 2750-825= 1925
2375-712,5=1662,5 2375-712,5=1662,5
5) Находим прибыль, для предприятия А и Б:
Прибыль рассчитываем по формуле:
П= ВР - (З пер. +З пост.),
где П- прибыль;
ВР – выручка;
З пер., пост. – переменные и постоянные затраты.
Предприятие А: 2500-(500+750)=1250 Предприятие Б: 2500-(1000+750)=750
2750-(550+825)=1375 2750-(1100+825)=825
2375-(475+712,5)=1187,5 2375-(950+712,5)=712,5
6) Рассчитываем эффект производственного рычага:
Для предприятия А:
(2500 – 750) / 1250=1.4; (2750 – 825) / 1375=1.4; (2375 – 712.5) / 1187.5=1.4;
Для предприятия Б:
(2500 – 750) / 750=2.33; (2750 – 825) / 825=2.33; (2375 – 712.5) / 712.5=2.33.
Предприятие А: Э = Предприятие Б: Э =
7) Базисные темпы роста исчисляются делением сравниваемого уровня на уровень, принятый за постоянную базу сравнения:
Предприятие А: = =
Предприятие Б: = =
Таким образом, при увеличении выручки на 10% прибыль предприятия А изменится на 14% (1,4×10%=14%) и составит 1375 тыс. руб.; при уменьшении выручки на 5% прибыль уменьшится на 7 % (1,4×5%=7%) и составит 1187,5 тыс. руб.
При увеличении выручки на 10% прибыль предприятия Б изменится на 23,3 % (2,33×10%=23,3%) и составит 825 тыс. руб.; при уменьшении выручки на 5% прибыль уменьшится на 11,65 % (2,33×5%=13,5%) и составит 712,5 тыс. руб.
Вывод: У предприятий А и Б выручка от продаж и переменные расходы одинаковы, но сумма затрачиваемая на постоянные расходы отличается, у предприятия Б она в два раза больше. За счет этого получаемая прибыль предприятия Б меньше, чем у предприятия А. Маржинальная прибыль остается одинаковой как у предприятия А так и у Б.
За счет небольшой прибыли предприятия Б, относительно предприятию А, эффект производительного рычага у предприятия Б больше почти в два раза.
То же самое мы видим с темпом роста прибыли этих предприятий, у предприятия Б, он значительней велик.
Задача 2
Швейная фабрика выпускает детскую одежду. Отпускная цена одного изделия составляет 1000 руб., в том числе себестоимость одного изделия - 500 руб.
По какой цене будет приобретать эту продукцию население, если:
- предел торговой надбавки равен 10%;
- предел торговой надбавки равен 10%, но вводится дополнительное ограничение - предел норматива рентабельности - 20%;
- швейное объединение реализует продукцию с указанным нормативом рентабельности, но непосредственно с фабрики-производителя без услуг торговой организации?
Решение:
Вариант 1
Если ТН = 10%, то розничная цена равна:
РЦ = Цотп + 0,1* Цотп =1000 + 0,1*1000=1100 (руб.).
Вариант 2
Кроме торговой надбавки вводится предел норматива рентабельности для изготовителя 20%, будет меняться уровень отпускной цены (по условию данной задачи отпускная цена совпадает с ценой изготовителя)
Таким образом:
Цотп = Цизг = с/с + 0,2 * с/с = 500 + 0,2 * 500 = 600 (руб.).
Тогда РЦ = Цотп + ТН = 6 + 0,1 * 6 = 660 (руб.).
Вариант 3
Швейное объединение реализует продукцию при ограничении рентабельности 20%, но без услуг розничной торговой организации, розничная цена примет вид:
РЦ = Цотп = 600 (руб.).
Вывод: При варианте 3, на практике обязательно потребуются дополнительные расходы на организацию розничного зала (прилавка), на оплату работы продавца, на рекламу, и уровень розничной цены будет превышать уровень отпускной цены, но в меньшей степени, чем при использовании услуг розничной торговой организации.
Список использованной литературы:
1. Цены и ценообразование: учебник / под. ред. В.Е. Есипова. - Спб.: Питер, 2009
2. Цены и ценообразование / под. ред. И.К. Салимжанова. - М.: Проспект, 2010
3. Цены и ценообразование: Учебное пособие / Т.А.Слепнева, Е.В.Яркин. - М.: ИНФРА-М, 2007
4. Финансовый менеджмент. - 3–е изд., перераб. и доп. / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2009
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Энциклопедия
6. https://www.elitarium.ru/index.php Центр дистанционного образования
7. https://www.inventech.ru/ Центр креативных технологий