Тема «Образование, его значимость для личности и общества»
Образование — один из способов становления личности путём получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи обучающих лиц.
Функции образования
Наименование функции | Её содержание |
Экономическая | Формирование социально-профессиональной структуры общества: воспроизводство рабочей силы различной квалификации; переподготовка и повышение квалификации кадров → повышение производительности труда и создание новых технологий |
Социальная | Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности |
Культурная | Использование раннее накопленной культуры в целях обучения новых поколений знаниям, умениям, традициям, социальному опыту, необходимым для их вступления в жизнь, развития своей творческой деятельности |
Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.
Сеть образовательных учреждений:
— дошкольные образовательные учреждения (ясли, детские сады);
— общеобразовательные школы (гимназии);
— профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи);
— учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т. д.)
— духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т. д.);
— университеты, колледжи, технические школы;
— учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров;
— учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т. д.)
Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования:
— гуманистический характер образования;
— приоритет общечеловеческих ценностей;
— право личности на свободное развитие;
— единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
— общедоступность образования;
— адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
— светский характер образования в государственных учреждениях;
— свобода и плюрализм в образовании;
— демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений
Общие тенденции в развитии образования
Наименование тенденции | Её сущность |
Демократизация системы образования | Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются |
Рост продолжительности образования | Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения |
Непрерывность образования | В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии |
Гуманизация образования | Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям; усиление нравственного воспитания; переход от объект-субъектных отношений между учащимися и учителями к субъект-субъектным |
Гуманитаризация образования | Повышение роли социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека |
Интернационализация процесса образования | Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем |
Компьютеризация процесса образования | Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба |