Урок теоретического обучения
Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна olga.teplyakova.67@mail.ru
ОДБ.05 Обществознание (включая экономику и право)
Дата
13.06 |
Курс: 2 Группа 86 Повар, кондитер
Тема программы: Раздел 7. Обобщение изученного
Тема урока № 73 Роль государства в экономике. Экономическая наука и экономическая политика.
Форма работы: электронное обучение.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цель: обобщить знания о роли государства в экономике, об экономических проблемах, регулируемых любым государством, рассмотреть способы воздействия государства на экономику.
Используемая литература:
1 Боголюбов Л. Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2014. – С. 240 – 247.
2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.
Электронные ресурсы:
- https://fcior.edu.ru/card/15348/politologiya-politicheskaya-sistema-demokratiya-priznaki-ustroystvo-istoriya-praktikum-pu-dlya-uglublennogo-izucheniya-predmeta.html
Конституция РФ. https://www.constitution.ru/
Ход урока.
Вводная часть.
· Какие существуют сферы общественной жизни? Какова особенность их существования в обществе?
· Какой главный институт политической сферы?
Следовательно, государство не может быть изолировано от экономической жизни.
· Вы знаете, что экономическая жизнь (система) может быть организована по-разному. От чего это зависит?
От того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складывается экономическая система.
Основная часть.
«Типы экономических систем».
Выводы:
Традиционная система: здесь государство не вмешивается в экономические отношения.
Командная система: государство полностью контролирует экономику.
Рыночная система: Кто здесь отвечает на главные вопросы? (Сам рынок)
Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в экономику?
План изучения нового материала.
1. Зачем экономике государство.
2. Налоговая система.
Эпиграф:
· Аристотель «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни».
· Адам Смит «Великие народы никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти»
· Кто из этих великих людей за то, чтобы государство как можно меньше вмешивалось в экономику?
· Высказывание, какого философа вы поддерживаете.
Функции правительства по А. Смиту
1) обеспечение национальной обороны;
2) отправление правосудия;
3) организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
4) сбор налогов для оплаты нужд государства.
· Как вы думаете, те функции правительства, которые были определены А. Смитом в XVIII в., актуальны и сейчас?
До 19 века государствово почти не вмешивалось в экономические процессы.
· Какие могут быть последствия политики невмешательства государства в экономику?
· Образование монополий, экологическая катастрофа.
· Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполняет гораздо больше функций, чем называл А.Смит.
Работа с Конституцией
· Какие функции выполняет государство в современное время?
· Как защитить общество от нечестных предпринимателей, монополистов?
Законодательное регулирование: ст.34 Конституции РФ
Защита прав собственности, поддержка конкуренции, обеспечения права на труд
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей"
Защищая предпринимательство, государство осознает, что помогает только 10-30% населения. Но и оставшаяся, самая значительная часть населения-служащие, старики, малообеспеченные, дети, безработные – нуждаются в помощи государства. Их надо защищать в первую очередь.
2.Проведение социальной политики: ст.39 Конституции РФ
пенсии, пособия по безработице
Обратимся к ст.41, 43 Конституции РФ
(медицинское обслуживание, образование бесплатно)
· Почему данные институты общества должны принадлежать государству?
· Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников.
· Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.
3.Предоставление общественных благ: оборона, здравоохранение, образование
· Что относится к общественным благам?
Сегодня достаточно сложная экономическая ситуация в стране. (Экономический кризис)