ГЛАВА 2.ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРЕ ФИЗКУЛЬТУРЫИ СПОРТА РОССИИ
Показатели развития физической культуры и спорта в России
Рассмотрим основные показатели развития физической культуры и спорта в России. Цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта определены в Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020г.[55] и предусматривают создание условий, обеспечивающих возможность для населения вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта. К числу приоритетных направ- лений развития физической культуры и спорта в России относятся: развитие физической культуры и массового спорта; развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва; подготовка и проведение крупных международных спортивных мероприятий. В субъектах РФ реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта осуществляют: 46 министерств (из них 13 совмещенных); 1 агентство (Архангельская область); 14 департаментов (из них 5 совмещенных); 12 комитетов (из них 1 совмещенный); 11 управлений (из них 3 совмещенных); 1 сектор (совмещенный – Ямало-Ненецкий автономный округ).
По имеющимся данным, за прошедший 2017г. в России было обес- печено достижение основных показателей развития физической культуры и массового спорта в России, установленных государственной программой. По данным за 2017г. наблюдается увеличение доли населения систематически занимающегося физической культурой и спортом на 2,8% к уровню прош- лого года и составила 36,8%, а это 50,1 млн. человек, рисунок 2.1.По отношению к уровню 2000 г. увеличение желающих заниматься спортом составило 37,3 млн. человек.[26]
Рисунок 2.1. Численность населения России, систематически занимающегося физической культурой и спортом с 2000-2017гг.
Рисунок 2.2. Динамика доли и численности учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом в РФ с 2017-2017гг.
Увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом произошло на 2% и в 2017г. этот показатель составил 16%, общее количество лиц составило 1,2 млн. человек, рисунок 2.3.[26]
Рисунок 2.3.Динамика доли и численности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом в России с 2016-2017гг.
Рисунок 2.4 Динамика и доли сельского населения и населения, занятого в экономике, систематически занимающегося физической культурой и спортом в России с 2016-2017гг.[26]
из единовременной пропускной способности, составила 50,0% при плановом показателе 36,5%. На конец 2017г. количество спортивных сооружений увеличилось на 5,3% к уровню прошлого года и составило 305,3 тыс. ед.За последние 17 лет наблюдается ежегодное увеличение количества спортивных объектов в России, рисунок 2.5.[26]
Рисунок 2.5. Количество спортивных сооружений в России с 2000-2017гг.
Рисунок 2.6 Динамика плоскостных спортивных сооружений, в том числе стадионы и объекты городской и рекреационной инфраструктуры в России
Рисунок 2.7. Динамика количества плавательных бассейнов в России с 2002-2017гг.[26]
с искусственным льдом, манежей, по данным на конец 2017г. их число составило 72,7 тыс. ед., 669 ед. соответственно, количество менежей-446 ед., рисунок 2.8.
Рисунок 2.8. Динамика количества спортивных залов, крытых спортивных сооружений с искусственным льдом, манежей в России с 2002-2017гг.
Рисунок 2.9. Динамика количества сооружений для стрелковых видов спорта в России с 2002-2017гг.[26]
Рисунок 2.10. Динамика количества лыжных баз в России с 2002-2017гг.
Рисунок 2.11. Динамика гребных баз и каналов, биатлонных трасс, велотреков, велодромов в России с 2002-2017гг.[26]
Таким образом, представленный выше анализ развития физической культуры и спорта в РФ показал, что на протяжении ряда лет наблюдается увеличение количества желающих заниматься спортом, при этом, количество желающих увеличивается в различных возрастных группах(студенты и взрослые), различным социальным статусом и с различными состояниями здоровья (инвалиды). Инфраструктура спорта в России в основном имеет положительную динамику, увеличивается количество гребных баз и каналов, биатлонных трасс, велотреков, велодромов; спортивных залов, крытых спортивных сооружений с искусственным льдом, манежей; плавательных бассейнов; плоскостных спортивных сооружений, в том числе стадионов и объектов городской и рекреационной инфраструктуры. Однако по некоторым объектам инфраструктуры все же наблюдается снижение, в частности снизилось число лыжных баз, количества сооружений для стрелковых видов спорта. Для эффективного развития отрасли физической культуры и спорта является необходимым финансирование, однако в настоящее время финанси- рование осуществляется в основном за счет средств федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, внебюджетных источников финансирования. По имеющимся данным, государственной программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» предусмотрено из федерального бюджета 38930,92 млн. рублей, бюджетами субъектов РФ предусмотрено финансирование в объеме 16095,86 млн. рублей, из внебюджетных источников РФ объем финансирования составил 5539,00 млн. рублей, по годам объемы инвестиций распределены следующим образом, рисунок 2.12.
Рисунок 2.12. Динамика объемов финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы»[23]
Итак, в целом динамика показателей развития физической культуры и спорта имеет положительную направленность, увеличивается количество желающих заниматься спортом постоянно, наблюдается рост объектов спортивной инфраструктуры, однако, некоторая часть объектов спорта все же имеет тенденцию к снижению, финансирование мероприятий физической культуры и спорта предусмотрено государственной программой и осуществляется в основном за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников финансирования и бюджетов субъектов РФ.