Приветствие.
II. Сообщение темы.
Вводная часть урока. Определение темы и цель урока. Вступительное слово учителя. Сообщения учащихся.
III. Основная часть. Беседа о Хлестакове.
У.: Что же собой представляет Ревизор, которого испугались чиновники?
И почему они его испугались?
Кто же этот Иван Александрович Хлестаков из Петербурга?
Давайте подумаем и порассуждаем над самой фамилией, которую дает Гоголь своему герою. Ваши ассоциации со словом «Хлестаков»?
Что мы узнаем от Осипа о своем хозяине?
Что мы узнаем о внутреннем состоянии Хлестакова?
Как в этой сцене показано преображение героя, переход его от унижения, страха к высокомерию, надменности?
Какие черты характера вы заметили в Хлестакове?
Какова цель его жизни? Есть ли у него идеалы?
У.: Что такое «хлестаковщина»? Можно ли определить «хлестаковщину» как явление времени?
У.: Какое впечатление на вас произвела картина К.П. Брюллова?
Обратите внимание, как расположены герои в "немой сцене"?
IV. Итоги.
Выставление оценок за урок.
V. Д/з.
Написать эссе на тему «Хлестаковщина XXI века».
Вариант 3
1. Какой путь анализа текста художественного произведения чаще используется на уроках литературы СКОШ V вида:
а) «вслед за автором»;
б) «прообразный»;
в) смешанный.
2 Создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка его последующего анализа - это:
а) план занятия;
б) основная цель вступительных занятий;
в) содержание вступительных занятий
3. К какому компоненту литературного образования относится следующее задание: «Прочитать тексты других жанров, написанных Л.Н. Толстым (басни, были, рассказы). Рассказать, что их объединяет»:
а) анализ текста;
б) знакомство с литературоведческой теорией;
в) литературно-творческая деятельность
4. Работа над формированием читательской самостоятельности в СКОШ V вида:
проводится на уроках:
а) классного и внеклассного чтения;
б) внеклассного чтения;
в) русского языка.
5. Видами уроков внеклассного чтения не являются:
а) концерт, семинар, викторина;
б) беседа, экскурсия, консультация;
в) работа с библиотечным каталогом, работа над рецензией
6. Условие и основа эффективности всех учебных занятий по литературе:
а) рациональное планирование и организация учебного процесса учителем, организация домашнего и классного чтения учащихся;
б) механизм оценки деятельности учащихся на уроке и использование опережающих заданий;
в) использование межпредметных связей, использование ТСО и наглядности.
7. Видами внеклассной работы по литературе являются:
а) литературный кружок;
б) посещение театра;
в) литературная школьная конференция.
8. Программы по литературе V-IX классов построены:
а) по концентрическому принципу и на хронологической основе;
б) по линейному принципу и на хронологической основе;
в) на историко-литературной основе.
9. Современные программы по литературе построены на основе учения о периодах развития школьника, которые разработаны в трудах:
а) М.В. Ломоносова, Ф.И. Буслаева, К.Д.Ушинского;
б) М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшова;
В) Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина.
10. Задачи учителя на заключительном занятии состоит в следующем:
а) создать ощущение глубины и неисчерпаемости художественного произведения, сформировать установку на дальнейшее общение с текстом после завершения изучения;
б) активизировать творческую деятельность учеников, побуждающую их подняться от собственных впечатлений до постижения авторской идеи;
в) вызвать интерес к произведению, сформировать установку на его чтение.
11. Формой проведения литературоведческого урока не является:
а) лекция учителя;
б) социально-бытовой комментарий;
в) проведение конкурса на лучшего рассказчика.
12. Задачи заключительного этапа работы над художественным произведением:
а) подготовить учащихся к восприятию произведения и вызвать интерес, создать наиболее благоприятную эмоциональную атмосферу для стимулирования чтения;
б) подвести учащихся к пониманию условности художественного мира, отображенного в произведении, показать взаимосвязь смежных видов искусств, актуализировать жизненный и творческий опыт учащихся;
в) раскрыть смысл произведения, подвести учащихся к выводам и заключениям;
13. Род литературы, основу которого составляет повествование, в котором воспроизводится внешняя по отношению к автору действительность в объективном ходе событий, а личность автора чаще всего скрыта от читателей – это определение:
а) драматического произведения;
б) эпического произведения;
в) лирического произведения.
14. Изображение характера в отдельных проявлениях, в конкретном переживании, отсутствие сюжета, характерным является художественная организация и целостная выразительная система языка – это определение:
а) эпического произведения;
б) драматического произведения;
в) лирического произведения.
15. Какой вид чтения не рекомендуется использовать в школе 5 вида:
а) чтение «цепочкой»;
б) чтение «по ролям»;
в) выборочное чтение.
16. Изображение характера в отдельных проявлениях, в конкретном переживании, отсутствие сюжета, характерным является художественная организация и целостная выразительная система языка – это определение:
а) эпического произведения;
б) драматического произведения;
в) лирического произведения.
17. Малой формой эпического произведения является:
а) рассказ;
б) повесть;
в) роман.
Компетентностная задача
18. Ознакомьтесь с конспектом урока литературы и составьте подробный анализ конспекта занятия.
Тема: Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг».
Цель: Познакомить учащихся с рассказом «Бежин луг», дать представление о том, что такое «былички», в чём их отличие от сказок.
Предварительная работа: Самостоятельное чтение рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» из цикла «Записки охотника». Работа над поиском определения былички. Сравнение быличек и сказок.
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить грамотно отвечать на вопросы;
- формировать умение поиска характеристик персонажей произведения;
- расширить активный словарь понятиями «быличка»;
- учить сравнивать «быличку» со сказкой;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитать навыки самоконтроля и самостоятельной работы над текстом и поиском понятий;
- воспитать в учениках чувство заботы об окружающих, смелость и реалистичность взглядов, подобно герою «Бежина луга» Павлуше;
- воспитывать вежливое отношение друг к другу в ходе участия в диалоге.
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать диалогическую и монологическую речь;
-развивать и обогащать активный и пассивный словарь учащихся.
Оборудование: учебник, словарь.
Методы: наглядные и словесные.
Приемы: беседа, словарная работа.