Теории личности
Поведенческая концепция Скиннера. рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.) Скиннер выдвинул теорию оперантного бихевиоризма. Его механистическая концепция поведения и разработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве орудия управления поведением людей, получили широкое распространение В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скинкер формулирует положение о трех видах поведения: дезусловно рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ
(Дж.Роттер)
Т. с. н. - когнитивная теория личн. второй половины XX в., разработанная амер. персонологом Роттером. Согласно Т. с. н., социальное поведение личн. можно исследовать и описать с помощью понятий "поведенческий потенциал", "ожидание", "подкрепление", "ценность подкрепления", "психологическая ситуация", "фокус контроля". Под "поведенческим потенциалом" понимается вероятность поведения, встречающегося в ситуациях с подкреплением; подразумевается, что каждый человек обладает определ. потенциалом и набором действий и поведенч. реакций, сформировавшихся в течение жизни. "Ожидание" в Т. с. н. относится к субъект, вероятности того, что определ. подкрепление будет наблюдаться в поведении в сходных ситуациях. Стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, объясняет устойчивость и цельность личн. В Т. с. н. различаются ожидания, специфичные для одной ситуации (специфические ожидания), и ожидания наиболее общие или применимые к ряду ситуаций (генерализованные ожидания), отражающие опыт разл. ситуаций. "Психологическая ситуация" такова, какой ее воспринимает личн. Особо важным явл. роль ситуационного контекста и его влияние на поведение чел. и на психол. ситуацию.
Фрейдизм направление в глубинной психологии, названное по имени австрийского психолога З. Фрейда. под «фрейдизмом» чаще всего понимают весь комплекс идей и трудов Фрейда — так называемую «фрейдистскую метапсихологию». «Ядром» фрейдизма является мысль о том, что основная движущая сила развития личности представлена инстинктивными влечениями — сексуальным и агрессивным. Поскольку антиподом удовлетворению данных влечений выступают запреты и ограничения, накладываемые окружающим миром, первые претерпевают процесс вытеснения, образуя таким образом бессознательное поведение человека.Базовое для ортодоксального психоанализа понимание психического аппарата рассматривает последний состоящим из трех инстанций — Оно, Я и Сверх-Я; Оно, таким образом, вмещает в себя требующие удовлетворения влечения, в то время как Сверх-Я (формирующееся посредством социализации человека) выступает в роли «цензора» личности. Конфликт между двумя инстанциям разрешается структурой Я, основной задачей которой состоит «примирение» между желаемым и допустимым, что осуществляется путём выработки определенных защитных механизмов. В случае, когда защиты дают сбой, возможно возникновение невроза — что приходится на этап раннего развития личности, когда индивид мужского пола переживает Эдипов комплекс, а женского — комплекс Электры. Во фрейдизме именно эти два комплекса являются ядром любого невроза
4. Когнитивный подход в психологии. Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли — один из основателей этого направления, считал, что любой человек — это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, но разные люди осознают ее по-разному, посколько любое событие можно рассматривать с разных сторон, и людям предоставляется большой набор возможностей в интепретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий. Люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Именнокогнитивный процесс наблюдения сходства и различий между объектами, событиями приводит к формированию личностных конструктов. Для формирования конструкта необходимы три элемента (явления или предмета): два из них должны быть похожими друг на друга, а третий элемент должен отличаться от этих двух. Поэтому все личностные конструкты биполярны и дихотомичны, мышление человека осознает жизненный опыт в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Все конструкты имеют два противоположных полюса: полюс сходства отражает, чем похожи два предмета, а полюс контраста показывает, чем эти предметы противоположны третьему элементу Примерами личностных конструктов могут быть «умный—глупый», «хороший— плохой», «мужской—женский», «дружеский—враждебный» и т. п.
5Феноменологический подход базируется на следующих идеях:
• поведение человека можно понимать только на основе анализа его субъективного восприятия и познания действительности;
• люди способны сами определять свою судьбу, т. е. самоопределение является существенной частью природы человека и люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют;
• люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, естественно и неизбежно движутся в направлении автономности и зрелости, реализуя внутренние возможности и личностный потенциал. Феноменологически подход к личности наиболее выражен в работах Карла Роджерса, который оказал огромное влияние на формирование терапевтических и педагогически-образовательных современных стратегий.
6. аналитическая психология Карла Юнга. Юнг рассматривал структуличности как состоящую из трех компонентов:
1. сознание - ЭГО — Я;
2. индивидуальное бессознательное - «ОНО»;
3. «коллективное бессознательное», состоящее из психических первообразов, или «архетипов».
К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально отличалось от мнения Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом
Трансперсональный подход к человеку. Эмпирическое подтверждение трансперсонального подхода к пониманию человека дали 30-летние исследования Станислава Грофа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания: 1. сенсорный барьер; 2. индивидуальное бессознательное; 3. уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы); 4. трансперсональная область. По
8.Психогенетический подход Тойча. В определенной степени близок к трансперсональной психологии подход доктора Чампиона Курта Тойча. Его концепция, что генетический код еще до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения, постепенно получает признание в научных кругах. Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к некоторым болезням, но и генетический код, определяющий паттерны поведения, предрасположенность к тем или иным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное Основное Внутреннее Направление (ОВН) - соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет свои роли, независимо от своих сознательных реакций и интерпретаций.
Мотивация деятельности
1. Деятельность (англ. activity; нем. Tätigkeit) - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов
• процесс вовлечения в деятельность,
• процесс целеполагания
• процесс проектирования действий,
• процесс осуществления действий,
• процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.
2. Мотива́ция - динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
3. Виды мотивов. Мотивы бывают осознанными и неосознанными. Основная роль в формировании личности принадл. Осознанным мотивам. Стоит отметить что сами мотивы формируются из потребностей человека. При осознанных мотивах человек даёт себе полный отчёт в том, что побуждает его к действию, этот вид мотивов характеризуется интересом, стремлениями. При неосознанных человек такого отчёта себе не дает, и такой мотив характеризуется установками, влечениями, гипнозом, фрустрацией. Влечение — это побужд. К деятельности, представл. Собой недостаточно отчётливую потребность. Установка — это готовность поступать определённым образом.
4. Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для существования и явл. Источником его активности.
5. Классификация потребностей Маслоу. Испытываемые человеком потребности могут быть объединены в группы потребностей, которые распределены иерархически. Наиболее просто иерархия человеческих потребностей выражена в пирамиде Абрахама Маслоу. По этой пирамиде следует, что человек сперва удовлетворяет потребности, находящиеся у основания пирамиды. Порядок:
1.Физиологические потребности
2.Потребн. В безопасности
3.Потребность в принадлежности к группе
4.Потребность в уважении
5.Поребность в познании
6.Эстетические потребности
7.Потребность в самоактуализации
6. Динамики выживания. Под этим термином имеется в виду основная команда «выживай», которая является главной в любом виде деятельности. Первая динамика — это стремление к максимально продолжительному выживанию человека ради себя самого. Вторая динамика — это стремление человека к выживанию всего чел. Рода посредством размножения. Третья динамика — это стремление к выживанию группы.
Способности
1. Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
2. Виды способностей. Способности делятся на общие и специальные. Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).
3. Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности. Характеристика задатков: 1)они многозначны, т.е. на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности; 2)задатки, развиваясь, приобретают новые качества. При отсутствии некоторых задатков для развития способностей происходит процесс компенсации, т.е. развитие других задатков.(Например: музыкальные способности, здесь задаток-абсолютный слух, он компенсируется за счет памяти музыкальных интервалов). и человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей. Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека к какому-либо роду деятельности.
4. Талант — определённые или выдающиеся[2] способности, которые открываются с приобретением опыта[3], формируя навык. Гениальность (от лат. genius — дух) - высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества. Как правило, гениальность подразумевает собой высокую скорость работы и продуктивность в какой-либо деятельности.
Темперамент
1. Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей человека, формирующих поведение человека.
2. История вопроса. Слово "темперамент" в переводе с латинского обозначает "надлежащее соотношение частей", равное ему по значению греческое слово "красис" ввел древнегреческий врач Гиппократ(5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он полагал, что темперамент нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле: крови (по-латински - "сангвис"), лимфы (по-гречески - "флегма"), желчи(по-гречески - "холе") и черной желчи(по-гречески – "мелана холе"). Отсюда впоследствии возникли названия чет ы рех типов темперамента - сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего времени. Римский врач Гален (II в.) характеризует типы темперамента, наряду с физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами. Немецкий философ Кант в конце 8 столетия характеризует темперамент только как психические свойства. И. Кант в книге "Размышления над чувством прекрасного" (1764) написал, что флегматик отличается "недостатком морального чувства", а меланхолику больше, чем кому-либо, присуща "подлинная добродетель", чувство прекрасного наиболее развито у сангвиника, а чувство чести - у х о лерика. И вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической.
3. Типы темперамента по Павлову. И. П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила, уравновешенность, подвижность.. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:
1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову — сангвинический темперамент;
2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову — флегматический темперамент;
3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову — холерический темперамент);
4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову — меланхолический темперамент).
Сангвинический тип темперамента. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми.
Флегматик - человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое.
Холерик. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения.
Меланхолик – неуравновешенный человек со слабой нервной системой и у него процессы торможения явно преобладают над процессами возбуждения. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее.
4. Свойства темперамента. К основным свойствам темперамента относят темп, скорость, переключаемость, активность, эмоциональность и уравновешенность. Темп — периодичность и цикличность движений субъекта, соверш. Во время выполнения деятельности. Скорость характеризует быстроту выполнения действий и протеканий процессов в психике индивида. Переключаемость проявляется в переходе от одной деятельности к другой, от одного состояния к другому. Активность проявляется в количестве заложенной энергии на действие. Эмоциональность выражается в силе и разнообразии протекания типичных переживаний субъекта. Уравновешенность характеризуется соотношением процессов торможения и возбудения, как в деятельности, так и в психике.
5. Темперамент и деятельность. Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Для психолого-педагогического воздействия необходимо учитывать возможный тип темперамента человека. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы, не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О поступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным. полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут быть вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен.
Характер.
1. Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния.
Отличия характера от темперамента.