Экономическая категория страхования
Экономической сущности страхования соответствуют следующие категории: финансовая, экономическая, кредитная, которые позволяют выявить содержание и особенности страхования как звена финансовой системы. При этом следует иметь в виду, что если экономическая сущность страхования постоянна, то экономическое содержание — изменчиво и предопределяется общественно-экономической формацией общества и типом государства.
Сущность экономической категории страховой защиты состоит в страховом риске и защитных мерах.
Страхование как экономическая категория — это область экономических, денежных, перераспределительных отношений, связанная с формированием и использованием средств страхового фонда.
Экономическую категорию страхования характеризуют следующие признаки:
§ наличие перераспределительных отношений;
§ наличие страхового риска;
§ формирование страхового сообщества из числа страхователей и страховщиков;
§ сочетание индивидуальных и групповых страховых интересов;
§ солидарная ответственность всех страхователей за ущерб;
§ замкнутая раскладка ущерба;
§ перераспределение ущерба в пространстве и времени;
§ возвратность страховых платежей;
§ самоокупаемость страховой деятельности.
Экономическая категория страхования является составной частью финансовой категории, находящейся в подчиненной связи с категорией финансов. Финансовая категория страхования выражает свою сущность прежде всего через страхование финансовых рисков: предпринимательских, коммерческих, биржевых, валютных, банковских и кредитных.
Издержки производства в краткосрочном периоде
Постоянные издержки производства (TFC) — это затраты по использованию постоянных факторов производства, не зависящие от объёма выпуска. Они определяется количеством и ценой используемых постоянных ресурсов. Постоянные издержки производства связаны с самим существованием фирмы и оплачиваются ею даже тогда, когда вообще не производится продукция. Они включают отчисления на амортизацию зданий, сооружений и оборудования, заработная плата управленческого персонала, рентные платежи, страховые взносы и т.п.
Переменные издержки производства (TVC) — это затраты, связанные с применением переменных факторов производства, величина которых зависит от объёма выпускаемой продукции. По мере увеличения выпуска будет наблюдаться и рост переменных издержек (затраты на сырье, топливо, электроэнергию, заработная плата работников и т.п.).
Постоянные и переменные издержки в сумме составляют общие (валовые, совокупные, суммарные) издержки производства краткосрочного периода (TC):
TC= TFC+ TVC
Эти издержки характеризуют общий уровень производственных затрат.
Издержки производства, характеризующие уровень затрат на единицу продукции, называются средними издержками производства.
Средние постоянные издержки (AFC) отражают затраты постоянных производственных ресурсов, с которыми производится единица продукции. Они рассчитываются путём деления постоянных издержек на объём производства:
AFC= TFC/Q
Средние переменные издержки (AVC) отражают затраты переменных производственных ресурсов, с которыми производится единица продукции:
AVC= TVC/Q
Средние общие издержки производства (ATC) отражают затраты постоянных и переменных ресурсов, с которыми производится единица продукции. Они определяются как отношение общих издержек и объёма производства:
ATC=TC/Q
Предельные издержки (MC) представляют собой прирост общих издержек, связанный с производством дополнительной единицы продукции. Предельные издержки характеризуют скорость, с которой увеличиваются общие (переменные) издержки при расширении объёма производства.
Бе́дность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе
Причины возникновения[править | править вики-текст]
Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:
· экономические (безработица, социальное неравенство, в том числе низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),
· социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),
· демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье, перенаселение),
· образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),
· политические (военные конфликты, вынужденная миграция),
· регионально-географические (неравномерное развитие регионов).[3]
· религиозно-философские и психологические (аскеза, как образ жизни, юродство)
По мнению экспертов международной гуманитарной организации «Оксфам», причины роста бедности и социального неравенства в мире, начиная с 2010 года, следующие:
· уклонение состоятельных людей от уплаты налогов,
· сокращение зарплаты рабочих,
· увеличение разницы между минимальным и максимальным уровнями оплаты труда[4].
Направления и механизмы снижения уровня бедности[править | править вики-текст]
Среди государственных мер по снижению бедности выделяют:
· создание условий для роста производства и, тем самым, для увеличения денежных доходов населения,
· переход на социально-ориентированную рыночную экономику, и введение прогрессивного налога[17], для более справедливого распределения доходов между богатыми и бедными,
· поддержание макроэкономической стабильности,
· проведение антиинфляционной политики,
· установление минимального размера оплаты труда
· разработка социальных программ и механизмов их реализации[29],
· введение безусловного основного дохода,
· контроль экономической иммиграции населения из более бедных стран (сокращение импорта бедности)[30].
Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод федерального бюджета, консолидированных бюджетов всех субъектов Федерации. Консолидированные бюджеты субъектов Федерации есть свод бюджетов самих субъектов Федерации и бюджетов находящихся на их территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет обычно составляется при разработке проекта федерального бюджета в виде прогноза, на основе которого в процессе рассмотрения закона о бюджете уточняются пропорции бюджетов разных уровней бюджетной системы, и что особенно важно — межбюджетные трансферты. Консолидированный бюджет имеет важное аналитическое значение и дает достаточно полное представление о структуре доходов и расходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ, а также о полномочиях в финансировании бюджетных расходов разных уровней бюджетной системы.
Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.
Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.
Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Функции налогов
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
§ фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
§ регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.
Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).
Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.
Виды налогов по характеру налогообложения:
§ пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
§ прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
§ регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
Виды налогов по субъекту:
§ центральные;
§ местные.
В России существует трехуровневая система:
§ федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
§ региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
§ местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.