ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЯ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ — ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА)
Инна Андреевна Гвоздева
Задание: читать «Эпос о Гильгамеше» (лучше всего первый перевод, Дьяконов Игорь Сергеевич). Первый семестр — древний восток; второй семестр — Древняя Греция и Рим. Второе произведение для первого семестра — «Рассказ египтянина Синухе». Взять учебник (старый или новый) и старую хрестоматию по литературе древнего востока (синего цвета). Можно ли текст в электронном виде???
Изучение древних цивилизаций дало понятия:
«Гражданин» — из античности
«Подданный» — из древнего Востока
На Востоке родилась деспотия, в Греции — демократия
Греция создала величайшую культуру, а древний Восток — величайшую цивилизацию, огромную и единую.
Древняя Месопотамия
Первый, шумерский период — 28-24 вв. до н.э. Территория — юг Месопотамии.
Шумеры создали понятие «государство»; основали первые города-государства. Форма правления — деспотизм.
Происхождение народа неизвестно. Шумеры так никогда и не создали единого государства: множество городов существовали самостоятельно.
Однако они создали единую культуру, письменность (клинопись: на глиняных табличках/таблетках тростниковой палочкой). Различные сочетания разных клинов обозначали сначала понятие, а затем и звук. Эту письменность переняли и адаптировали под свои языки многие народы.
Шумеры создали первые шедевры мировой литературы (III тысячелетие — «Эпос о Гильгамеше (о все видавшем)»). Гильгамеш мог быть реальной личностью, правил в городе Урук.
Шумеры в течение V тыс до н.э. жили небольшими селениями; в IV тыс. до н.э. стали формироваться первые города.
Понятие «город» отделяет варварский мир от будущей цивилизации: кочевничество VS оседлость и земледелие.
Рубеж VI-III тыс. до н.э. — строительство городов. Города: Урук, Ур. Ниппо — культурный центр.
Стена Урука сделана из обожженного кирпича (достижение для того времени), с ее описания начинается «Эпос о Гильгамеше». У каждого города есть сельская территория для земледелия. В городе есть дворцы, площади, храмы, пристани, улицы и т.д.
Города имели сложную структуру: главная улица ведёт к дворцу правителя и к храму; есть кварталы, административные здания. Каждому крупному божеству строили храмы (идентичные в разных городах).
Социальная структура: царь и аристократия во главе города — или потомки военных вождей (правитель-лугаль), или потомки жречества (правитель-энси). Власть существует на налоги от подданных. На эти же деньги существует репрессивный аппарат и армия царя.
К III тыс. до н.э. создаётся «Эпос о Гильгамеше»: сначала ходят баллады и легенды о друге царя, Энкиду, а затем и о самом царе Урука Гильгамеше. Герои взаимодействуют с героями второго плана, в т.ч. богами. Затем цикл баллад. Единый сюжет так никогда и не был создан.
Также созданы другие поэмы и произведения других жанров: сказки, литература о богах и героях, обращение к богам.
В основном шумеры были земледельцами, но развивались и различные ремёсла, сосредоточенные в городах: ткачество, обработка кожи и дерева и т.д. Мирное общество, никакой агрессии в адрес других районов Месопотамии.
Великое переселение народов: семиты (скотоводческие племена агрессивного характера) уходят из Сирийской пустыни в восточное Средиземноморье. Оно заселено другими народами. Часть семитов осталась, но большая часть была вытеснена на север Месопотамии (не очень плодородные земли). Они услышали о благодатных шумерских землях и пошли туда. Шумеры сразу сдались на милость победителям, и семиты заняли их земли.
Семиты по примеру шумеров создали город Аккад.
Второй, аккадский период (семитская Месопотамия, шумеры исчезают) — конец 24-22 вв. до н.э.
Семиты-аккадцы почти сразу объединили всю южную Месопотамию.
Сарбон Древний Аккадский — великий мудрый царь, объединивший Месопотамию. О его происхождении есть легенда.
Аккадцы учились у шумеров земледелию и клинописи (адаптировали для своего языка), не притесняли шумеров, не происходило геноцида.
Шумеры брили лица, а аккадцы носили курчавые бороды.
Социальная структура: Правитель-деспот (связан с культом, ответственен за жизнь всего гос-ва, за процветание городов, за сохранность границ и состояние армии) и аристократы из аккадцев во главе. Свободные семиты — ремесленники и крестьяне (платят налог зерном и скотом —> затем драгоценными металлами —> затем деньгами). Потомки шумеров — мушкенум (не порабощены, но и не полноправны, т.к. живут на земле аккадского царя).
Армия — ополчение. Внешних врагов не было.
Конец III тыс. до н.э. — аккадский становится международным языком Древней Месопотамии.
Аккадцы расширили территорию Месопотамии.
Конец 22 в. до н.э. — кутии, горные племена (более низкий уровень развития), спустились с восточных гор и быстро завоевали Аккадское царство. Кутии правят весь 21 в. до н.э., грабят Месопотамию и называют своих вождей царями.
20 в. до н.э. — город Ур возглавил национально-освободительную борьбу аристократов аккадцев и шумеров против кутиев. Ур объединил юго-запад Месопотамии.
Третий период, Третья династия Ура (20 в. до н.э.)
Социальная структура: аристократия из аккадцев и шумеров, свободные производители (земледельцы и ремесленники) и мушкенум (из разных народов). Образуется слой рабов (к 20-19 вв. до н.э. — 20% населения). В рабы попадают военнопленные и должники.
Ур — культурный и религиозный центр, множество храмов и часовен.
Создание особой экономической структуры: большая часть (2/3) земель принадлежит царю (дворцу) и аристократии, а меньшая (1/3) — земля общин свободных производителей. Мушкенум живут на земле царя.
Неполноправие мушкенум проявляется только в судебных исках.
В 19 в. в Месопотамию движутся амориты/амореи (западносемитские племена) занимают деревню Бабилон и превращают ее в процветающий город, захватывают другие земли.
Четвёртый период, Старовавилонское царство (19-16 вв. до н.э)
Знаменито царем Хаммурапи (шестой правитель династии, 18 в.). В начале его правления юго-запад Месопотамии во главе с Уром сопротивлялся захватчикам. Зимри-Лим — правитель Ура, который не признавал Хаммурапи. Хаммурапи одолел его и объединил всю Месопотамию.
Законы Хаммурапи:
Хаммурапи создал свои законы и записал их на камне. Не имел божественной крови (в отличие от Гильгамеша), и для придания законам большего веса он дал им божественное происхождение: на камне изображено, как Хаммурапи получает законы от божества. Хаммурапи приобщился к божественному через юридическую концепцию.
Законы состоят из вступления (о том, кто такой Хаммурапи и откуда он получил законы), самих законов и заключения (божественная кара падет на того, кто не соблюдает законы).
Ребёнок от свободного человека и раба будет свободным (даже если раб — отец).
«Око за око» распространяется только на свободного человека, а мушкенум получает компенсацию серебром.
После Хаммурапи никому в Месопотамии не удавалось создать такое произведение правовой мысли.
«Древность не могла себе позволить такой роскоши, как заниматься геноцидом».
В 16 в. Месопотамию снова захватили горцы — касситы (бесписьменны и бескультурны). Они завоевали трон Хаммурапи и занимали его в 16-12 вв.
Пятый, Касситский Вавилон (16-12 вв. до н.э.)
Касситы ничего не создают и постепенно теряют северные территории. Экономика приходит в упадок. Они перестают получать 2 урожая в год, возрастает голод. Обнищание масс населения, пока царь благоденствует. Исчезает всеобщее начальное образование, которое было при Хаммурапи. Царь не беспокоится о народе, простое человеку не к кому обратиться.
Набирают силу ассирийцы (город Ашшур).
К концу Касситского периода Месопотамия — это небольшая территория вокруг Вавилона.
Самое страшное бедствие Древнего Востока — голод (из-за потопа или засухи). Эпидемий ещё не было.
«Нижние слои Библии» создаются в 10 веке до н.э.
В литературе конца 2 тыс. отражаются пессимистические и суицидальные настроения масс. Пишутся плачи.
Ассирийская держава
На территории будущей Ассирии осели горцы, хурриты, первые семиты (аккадцы) и вторые семиты (амориты). Из них сложились ассирийцы — не этнос, а население страны.
Тяжелые условия для земледелия, жизнь на грани голода.
Проходят сухопутные караванные пути (город Каркемиш) — ассирийцы грабят их. Второе возвышение Ассирии. Мужское население постепенно бросило земледелие.
Третье возвышение Ассирии (9 век до н.э.) — военная держава, создание активной арии. Тиглат-паласар III создаёт армию, в т.ч. целое подразделение колесниц. Также определяет основные направления внешней политики Ассирии:
• на юг — за плодородными землями;
• на север к оз. Ван и оз. Урмия — против тех, кто мешает возвышению Ассирии;
• на запад (главное направление) в Восточное Средиземноморье — выход к морю и крупным торговым путям.
Ассирия завоевала Вавилон, затем всю Месопотамию, Малую Азию, вышла к морю, захватила флот финикийцев (при Тиглат-паласаре). Следующая цель — Египет.
Завоевали и разрушили Самарию, затем Иерусалим (еврейские гос-ва) прошли по их землям и захватили ослабевший Египет.
Евреи переселяется в Ассирию (зафиксировано в Библии).
Государственное устройство:
Держава делится на сатрапии, во главе каждой — сатрап. Он отвечает перед царем за сатрапию и платит огромный налог.
Сначала правитель был выборный, затем установилась династия.
Первый брак царя всегда на ассирийке, а второй — на женщине из Вавилона. Сын от первого брака — наследник престола, от второго — будущий правитель Вавилона.
Ашшурбанипал и Шамаш-шум-укин (братья). Второй поднимает восстание Вавилона, но Ашшурбанипал быстро топит его в крови.
Недобитая аристократия Вавилона составляет заговор против Ашшурбанипала (коалиция Вавилона и Египта). Военная сила заговора — индоевропейское население Иранского нагорья (мидийцы), скотоводы, продвинувшийся в Месопотамию. Огромная конница.
|
V
Ашшурбанипал убит, мидийцы разбили и уничтожили Ассирию (вклад Вавилона и Египта незначителен).
11-10 вв. до н.э. — нашествие третьей волны семитов (арамеев). Ассирийцы выставили против них войска и не пустили их. Арамеи обходят Ассирию, идут на юг и занимают Вавилон.
Халдеи проходят тот же путь и сливаются с арамеями.
Шестой период, Нововавилонское царство (халдейский Вавилон) (9-6 вв. до н.э.)
9-7 вв. н. э. — Ассирийцы захватывают Вавилон и предоставляют ему автономию внутри Ассирийского царства.
В 7 веке Вавилон восстает и объявляет себя независимым.
7-6 вв. н.э. — самостоятельное Нововавилонское царство. Халдейские правители объявляют себя мировой державой, но у них нет силы, и никто не подчиняется им. Цель — захватить Египет и достичь мирового господства. Мидийцы обмануты: халдеи обещали им ассирийские земли, но вытесняют их в Малую Азию (Лидия, царь Крез).
Впервые в истории Древнее Востока используется идеология. Ассирийцам не было дела до культуры и религии завоёванных, покорённые народы продолжали молиться своим богам. Халдейские же цари разработали концепцию идеологического давления на другие народы. Они поддержали культ бога Мардука, сочли его верховным культом гос-ва и выпустили указы, запрещающие все другие культы.
Навуходоносор II направляет свой поход на еврейское государство против культа бога Яхве, разрушает храм. Население выведено в Вавилон, его ведут пророки, поклявшиеся сохранить чистоту крови и культ Яхве.
После завоевания Вавилона персами в 6 веке евреи возвращаются на родину.
Восточное Средиземноморье в древности
Есть центры, не связанные с великими реками. Вне великой реки оказалось побережье восточного Средиземноморья.
Финикия — узкая полоска суши из торговых городов восточного Средиземноморья и Малой Азии. Лучшие мореплаватели того времени. Финикийцы — семиты, хетты, мелкие местные поселенцы. Города Алалах, Угарит, Библ
Библ, Сидон, Тир — новые ведущие города II тыс, ставшие более крупными к I тыс.
Финикия имеет особую судьбу. Вместо деспотии — олигархические республики.
Тир и Сидон стали определять и политическую жизнь этого района. Через Финикию ходили торговые караваны.
X-VIII вв — формирование городов прежде, чем они начали играть серьезную роль.
Когда Ассирия захватывала города Финикии, финикийцы пользовались тем, что у них единственных был флот, и добивались выгодных условий мирной сдачи городов.
Благодаря финикийцам Ассирия получила флот и выход к морю, но не слишком этим воспользовалась. Вместо этого Ассирия вторглась через дельту в Египет.
После того, как время Ассирии прошло, Финикия продолжала существовать независимо и действовать в своих интересах.
Третье переселение семитов: выходят к истокам Тигра и Ефрата.
Арамейские переселенцы осели в Дамаске, мирно его взяв. К VIII веку превратили его в богатый и значительный центр. Торговые пути стали уходить от побережья на восток, делая зигзаг, чтобы зайти в Дамаск — самый крупный торговый город. Жители занимались торговлей и ремеслом, почти не занимались земледелием. Арамеи быстро восприняли клинопись, литературу и духовную жизнь. При храмах была бесплатная начальная школа. Изучалась астрономия, устройство космоса; развивались науки.