Вместе с развитием товарного хозяйства развивался рынок.
В обыденной жизни под рынком понимается место, где происходит обмен товаров, их купля-продажа. Однако, рынок сложное и многогранное понятие. В наиболее общей трактовке он представляет тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, основанный на конкурентных началах, при котором обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Экономика, где рыночные отношения являются всеохватывающими и господствующими, называется рыночной.
Основные свойства экономики рыночного типа:
· распространение рыночных отношений во все сферы хозяйственной деятельности;
· охват рынком всех регионов страны.
Субъекты (участники) рынка:
· домохозяйства — собственники средств производства, потребители благ, получатели дохода;
· фирмы (предприятия) используют факторы производства, производят блага, получают доход;
· государство имеет политическую и юридическую власть, осуществляет контроль над хозяйствующими субъектами и рынком.
Объекты рынка — товары и деньги.
Товары становятся все разнообразнее по видам и потребительским свойствам. Характер субъектов и объектов рынка, их сочетание определяют конкретно-историческое содержание и особенности рынка.
Представим самую простую картину экономических связей в виде укрупненной схемы движения товаров и доходов, продукции и денег, которая получила название модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. Спомощью такой модели мы можем рассмотреть взаимодействие хозяйственных субъектов рыночной экономики в процессе ее функционирования.
Основными субъектами хозяйственной деятельности в рыночной экономике являются домашние хозяйства, фирмы и правительство.
Домашнее хозяйство - это структурная единица экономики в составе одного или нескольких лиц, являющихся собственниками одного или нескольких факторов производства, самостоятельно принимающих экономические решения. Основная экономическая функция домашних хозяйств - потребление конечных продуктов и услуг, производимых фирмами.
Фирмы (бизнес, предприятия) – это экономические единицы, самостоятельно принимающие решения относительн6о использования факторов производства для выпуска и реализации продукции домашним хозяйствам, другим фирмам, государству.Основная функция организаций бизнеса - производство всей массы товаров и услуг для домашних хозяйств и правительства, то есть удовлетворение всех индивидуальных и общественных потребностей.
Государство (правительственные институты) – это совокупность правительственных учреждений, имеющих политическую и юридическую власть в целях осуществления контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов и над рынком для достижения общественных целей: обеспечение высоких темпов экономического роста, занятости, стабильности цен, экономической свободы, социальных гарантий и т.п.
Модель экономики как совокупности взаимозависимых рынков, в которой доходы и расходы находятся в кругообороте между фирмами и домашними хозяйствами, позволяет представить функционирование экономики.
Рисунок 2.1- Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода
Из представленной упрощенной модели видно, что и домашние хозяйства, и предпринимательские фирмы встречаются на двух типах рынков - рынке конечных продуктов и рынке факторов производства (ресурсов).
На рынке конечных продуктов действуют все три типа хозяйственных субъектов. При этом бизнес (предпринимательские фирмы) выступает в качестве производителя и продавца товаров и услуг, а правительство и домашние хозяйства являются покупателями.
На рынке ресурсов (факторов производства) домашние хозяйства выступают продавцами, а фирмы является покупателями. В современной рыночной экономике основными факторами производства являются труд, земля, капитал и предпринимательская способность. Данные факторы, являясь собственностью домашних хозяйств, выступают на рынке факторов в качестве специфических товаров, покупаемых бизнесом для производства продуктов и услуг. Привлекаемые факторы производства оплачиваются бизнесом в виде заработной платы (труд), ренты (земля), процента на капитал, прибыли (предпринимательские способности).
Таким образом, домашние хозяйства выступают продавцами на рынках ресурсов, но покупателями на продуктовых рынках; предпринимательские фирмы являются покупателями на рынках ресурсов и продавцами на рынках своей продукции. Они уплачиваются как доход домашним хозяевам, которые, в свою очередь, тратят его на покупку продуктов. Этот доход затем становится выручкой предпринимательских фирм и используется для оплаты их необходимых расходов, что позволяет фирмам предлагать товары и делать их доступными для потребителей. Эти платежи превращаются в доходы, и цикл продолжается. Отраженный на круговой диаграмме по часовой стрелке поток расходов, выручки, платежей и доходов питает противоположный (против часовой стрелки на рис. 1) поток товаров, услуг и ресурсов.
Таким образом, экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов
Современная рыночная экономика есть смешанная экономика, т.е. это такой тип экономической системы, когда механизм рынка дополняется деятельностью государства. При определении типа экономической системы той или иной страны, обычно в качестве основы берется степень развития государственной собственности и доля государственных расходов в валовом национальном продукте. По степени участия государства в экономике с известной долей условности можно было бы расположить все страны на оси, одним концом которой является рыночная экономика, а другим - командно-административная. Большинство стран разместилось бы между этими полюсами. Это государства со смешанной экономикой. В таких странах, как Россия, Швеция, Нидерланды государство играет большую роль, чем в Англии, Японии, США.
Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению современных технологий.
Не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Общества с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.
Важнейшими сущностными характеристиками рынка являются:
· свобода хозяйственной деятельности;
· свобода ценообразования;
· личный экономический интерес;
· высокая мобильность факторов производства;
· полная ответственность за результаты деятельности;
· ограниченная роль государства в хозяйственной жизни общества.
Рынок выполняет многообразные функции. В них раскрывается его содержание и роль в экономической системе.
Информационная функция рынка дает продавцам и покупателям информацию о движении цен, количестве и качестве товаров и услуг, соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях рыночной деятельности.
Посредническая функция сводит продавцов и покупателей, позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.
Ценообразующая функция. На рынок поступают товары с различными потребительскими свойствами и затраченным на них трудом. Здесь происходит согласование цены, т.е. производитель согласен продать товар по цене, которая покрывает затраты и обеспечивает прибыль, а потребитель согласен по данной цене купить товар, если он соответствует его потребности.
Регулирующая функция. Через спрос и предложение, колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике.
Стимулирующая функция. Он побуждает ускорять научно-технический прогресс, снижать затраты и повышать качество товаров и услуг.
Санирующая функция. Малоэффективные, устаревшие предприятия разоряются, терпят банкротство.
Современный рынок характеризуется сложной структурой и развитой инфраструктурой. Под структурой рынка понимается внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме. Отдельные рынки, выделенные на основе различных признаков, образуют рыночную систему. Рынок можно классифицировать:
· по объектам рыночного обмена — товарный (потребительских товаров, услуг, средств производства, рабочей силы, информации) и денежный (денег, ценных бумаг, валюты);
· по организации рыночного обмена — оптовый, розничный;
· по формам собственности — частный, кооперативный, государственный;
· по отраслям — текстильный, автомобильный, сельскохозяйственный и другие;
· по видам конкуренции — рынок совершенной и несовершенной конкуренции;
· по правовому положению — легальный, «теневой», криминальный;
· по географическому положению — местный, региональный, национальный, мировой.
Для нормального функционирования рынка необходимы организационно-экономические условия, то есть инфраструктура. Она представляет собой комплекс организаций, учреждений, правил, положений, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их функционирования. К инфраструктуре рынков относятся биржи, торговые дома, магазины, склады, ярмарки, аукционы, банки, страховые компании, фонды, консалтинговые фирмы, торгово-промышленные палаты, службы занятости, информационные центры, аудиторские фирмы, рекламные агентства и т.д.
Какие рычаги приводят рыночный механизм в действие? Основными элементами рынка являются спрос, предложение, конкуренция, свободное ценообразование.
Они приводят рыночный механизм в действие, осуществляют координацию деятельности между производителями и потребителями
Достоинство рынка в том, что это саморегулирующаяся система. Его отличает гибкость, способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Через него реализуется принцип свободы предпринимательской деятельности. Рыночный механизм позволяет выявлять и удовлетворять разнообразные потребности людей, повышать качество товаров и услуг, эффективно использовать ресурсы и достижения научно-технического прогресса.
Рынок решает многие проблемы, но не все. Рыночный механизм саморегулирования не исключает стихийности экономических процессов, кризисов. Рынок не решает социальных проблем, не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, развитию фундаментальных научных исследований. Поэтому в современной экономике механизм рыночного саморегулирования дополняется корпоративным, государственным и межгосударственным регулированием.
Сегодня рыночная экономика существует практически во всех странах мира. Но при этом имеется множество ее национальных моделей. Это связано с особенностями исторического развития, размерами территории и географическим положением страны, численностью населения и его национальной психологией, традициями народов, достигнутым уровнем развития экономики, социально-политической сферы, культуры и т.д. Среди национальных моделей наиболее типичными являются американская, шведская, немецкая, китайская, японская. России предстоит разработать свою модель, ориентируясь на мировой опыт и национальные особенности развития. В ряде учебников (например, «Экономика» под ред. А.С. Булатова) дается характеристика различных моделей рыночной экономики, которая позволяет провести их сравнительный анализ.