Организации и особенностям труда руководителей предприятий посвящено много зарубежных и отечественных изданий. О работе же юриста фирмы, его имидже, профессиональном поведении практически ничего не опубликовано, за исключением редких статей в периодических изданиях. Между тем, юристы, обслуживающие предпринимательские структуры, занимают одну из первых строчек в рейтинге профессий.
Известно, что основное назначение юриста фирмы заключается в необходимости дать правовую оценку деятельности фирмы, предостеречь руководство от юридических ошибок и их последствий.
Выделяют несколько основных направлений деятельности по юридическому сопровождению фирмы, так или иначе связанных с этикой:
1) поддержание моральной репутации фирмы, которое включает следование правилам деловой этики, предусмотренным именно для данной формы бизнеса, например этическому кодексу франчайзинга (если фирма — член какой-либо франчайзинговой сети) или отраслевому кодексу профессиональной этики (если это - риелторская фирма), содействие в реализации ею социальной (моральной) ответственности;
2) обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с акционерами, с владельцами бизнеса;
3) разрешение моральных и этических проблем и конфликтов.
Деятельность каждой фирмы регулируют одновременно как минимум три типа кодексов этики:
1) корпоративный;
2) профессиональные (индивидуальные и/или институциональные);
3) деловой этики — кодексы данного типа регламентируют взаимоотношения делового сообщества данной страны (региона, территории) или разных стран.
Нормы этих кодексов могут вступать в противоречие друг с другом. Острые моральные конфликты возникают, когда сталкиваются нормы кодекса корпоративной этики, требующего от сотрудников лояльности, терпимости, подчинения вышестоящему руководству, и кодекса профессиональной этики, требующего принятия решения в соответствии со своей совестью. Сам юрист часто оказывается в ситуациях, когда от него требуют преступить принципы независимости своей профессии и следования только закону и принять точку зрения фирмы, где он работает.
Одно из условий успешного разрешения этических проблем - хорошее знание и прояснение для себя и других сотрудников фирмы различных «правил игры», которые фиксируются теми или иными кодексами.
Основные этические проблемы, с которыми сталкивается юрист в организации, характеризуются следующими особенностями:
а) связаны с ситуациями морального выбора;
б) порождаются различными причинами: организационными, психологическими, экономическими, юридическими - которые иногда заявляют о себе одновременно;
в) как правило, очень остры и болезненны, поэтому требуют немедленного «опознания» и осторожного обращения при попытках их
решить или смягчить;
г) имеют интернациональный характер.
К числу таких проблем относятся:
− противоречия между личными интересами и интересами организации;
− сокрытие фактов и неверная информация в отчетах, при проведении проверок;
− выпуск некачественной продукции;
− безоговорочное подчинение служащих руководству, «каким бы
неэтичным и несправедливым оно не оказалось»;
− наличие «любимчиков» — фаворитов;
− эксплуатация людей — принесение их в жертву ради выполнения той или иной работы;
− невозможность для сотрудников высказать свое недовольство действиями руководства;
− воровство на рабочем месте и в коллективе;
− служебные разоблачения («стукачество», «горячие линии»);
− несвоевременное выполнение сотрудниками своих обязанностей, что приводит к растрате денег и времени организации;
− обман сотрудников с целью получения выгоды для организации;
− проявление неуважения к сотрудникам со стороны руководителей, прямые оскорбления, дискриминация.
Для решения этических проблем их нужно сформулировать в виде этических дилемм, например:
− этично ли использовать ресурсы компании в личных целя;
− этично ли заниматься в рабочее время личными делами;
− этично ли не замечать, что ваша фирма размещает вредные отходы в опасном виде?
Этические дилеммы эффективнее решаются за счет компромисса, путем сглаживания противоречий и достижения разумного баланса интересов, с помощью убеждения, увещеваний, обращения к голосу совести, разума, здравого смысла, принятым ранее договоренностям и традициям, а также с помощью различных процедур.