Лекция 1. Образовательная система: понятие и виды.




Модуль 1. Образовательные системы в общетеоретическом аспекте

Вопросы:

1. Понятие и виды образовательных систем.

2. Системы образования в общегосударственном масштабе.

3. Система образовательных организаций в современной России.

4. Образовательная организация как система.

5. Образовательный процесс как система.

 

Литература:

Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94.

 

Вопрос 1. Понятие и виды образовательных систем. (Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94.)

Под системой (в общетеоретическом аспекте) понимается нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (С.И.Ожегов).

Образовательной системой считается всякая специально организованная система, предназначенная для включения человека в культуру (прошлую, настоящую и будущую) для того, чтобы сформировать определенную готовность к действию, наладить механизмы ориентации, адаптации, побуждения, коммуникации, продуцирования ценностей культуры. (С.В.Воробьева)

Исходя из такого понимания, можно выделить следующие виды образовательных систем:

· Системы образования в общегосударственном масштабе (система образования РФ; система образования региона (субъекта РФ); муниципальная система образования).

· Система образовательных учреждений.

· Образовательное учреждение как система.

· Образовательный процесс как система.

Вопрос 2. Системы образования в общегосударственном масштабе. ( Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94; https://ru.wikipedia.org/ )

Структура системы образования в РФ складывается из следующих компонентов:

· Государственные образовательные стандарты и образовательные программы различного уровня и направленности;

· Сеть образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

· Органы управления образованием.

Структуры региональной и муниципальной систем образования адекватны указанной выше структуре.

Государственные образовательные стандарты выступают, наряду с Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования, Национальной Доктриной образования, а также Концепцией модернизации образования, важнейшим государственным законодательным документом в области образования.

Введенные в 90-е г.г. прошлого века, ГОСы выполняют следующие функции:

• Выступают государственными механизмами обеспечения гарантий на образование для всех учащихся (независимо от того, по какой программе и в каком типе школ они обучаются).

• Обеспечивают целостность образовательного пространства в рамках РФ.

• Расписывают требования к результатам, содержанию и структуре образовательных программ и условиям реализации стандарта (три Т)

В настоящее время в российском образовании действуют ФГОСы начального общего образования (1-4 классы), принятые в 2009 г. (стандарты нового поколения). С сентября 2013 г. вступили в силу стандарты нового поколения для основного среднего образования (5-9 классы). Принципиальное отличие стандартов нового поколения в том, что они в качестве приоритетных провозглашают цели развития личности обучаемых средствами образования, в силу чего основными результатами образования признаются не только предметные (зуны), но и метапредметные (так называемые универсальные учебные действия, выступающие показателями самостоятельной учебной деятельности и, как следствие, показателями личностного развития).

Государственные образовательные стандарты создаются для различных уровней образования в РФ: начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, среднего специального образования, высшего профессионального образования. В 2014 г. впервые был введен ФГОС дошкольного образования, придя на смену Федеральным государственным требованиям (ФГТ).

На основе стандартов создаются основные образовательные программы (ООП) для различных уровней образования.

Образовательная программа (ООП) – нормативный документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности. В РФ реализуются образовательные программы, которые разделяются на:

· Общеобразовательные (основные и дополнительные);

· Профессиональные (основные и дополнительные).

К общеобразовательным программам относятся:

· Программы дошкольного образования;

· Программы начального общего образования;

· Программы основного общего образования;

· Программы среднего (полного) общего образования.

Содержание ООП складывается из следующих компонентов:

· Основные требования к результатам освоения ООП: предметным, метапредметным и личностным.

· Содержание образования:

·- учебный план

·- программы учебных дисциплин

·- Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

·- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

·- Программа коррекционной работы

·- программы внеурочной работы

· Технологии, методы и методики обучения и воспитания.

· Формы обучения и воспитания, режимные условия реализации ООП.

· Набор диагностик (дидактических, социально-педагогических, психологических и пр.).

• Основные требования к условиям реализации ООП.

Вопрос 3. Виды образовательных систем. Система образовательных организаций в современной России.

Система образовательных организаций (ОО) в современной России представлена следующими типами ОО:

- дошкольные. Виды ДОО: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей;

- общеобразовательные. Виды ОО: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные организации типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные организации (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.);
- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Виды ОО: детский дом; детский дом семейного типа;

- организации дополнительного образования. Виды ОДО: (организации дополнительного образования детей; организации дополнительного образования взрослых;

- организации профессионального образования (Виды ОПО: средние, высшие);

- другие организации, предоставляющие образовательные услуги (учебно-производственный межшкольный комбинат).

Вопрос 4. Образовательная организация как система (Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / С.В.Воробьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с. – с. 21-24, 84-94.)

Рассмотрим с позиций системного подхода такой вид общеобразовательной организации, как школа. Школа как система имеет достаточно сложную структуру, тем более что необходимо говорить о системе школы в нескольких масштабах: в социальном масштабе, в масштабе коллективов, в масштабе процессов.

Инвариантным структурным компонентом в системе «общеобразовательная школа» при любом масштабе выступает целевой блок, включающий миссию и цель деятельности школы.

Миссия школы (термин заимствован из понятийного аппарата педагогического менеджмента) – принятое коллективно и в добровольном порядке решение о предназначении школы. Миссия – это своего рода идеал, отражающий общие ценности, к которым стремится педколлектив школы. Пример формулировки миссии школы: Мы обеспечим самое лучшее образование для всех учащихся, будем поддерживать профессиональный рост педагогов и способствовать развитию сообщества педагогов, родителей и учеников.

Миссия стала формулироваться школами достаточно недавно в связи с возрастанием самостоятельности школы, ее роли как регионального центра культуры и образования (в населенном пункте, районе). Миссия школы формулируется с учетом социального заказа региона и возможностей педагогического коллектива. Часто, определяясь со своей миссией, школа определяется с собственным видом и статусом.

Цель деятельности школы – прогнозируемые образовательные результаты, к которым стремится школа, достижение которых планируется за определенный, достаточно длительный временной период. Долгосрочная цель школы формулируется в зависимости от ее миссии. Цели школы, планируемые на краткосрочную перспективу, - это уже задачи школы. В формулировках задач расписываются этапы и способы достижения цели школы. Требования к цели и задачам школы (целевому компоненту деятельности школы):

· достижимость (=реальность);

· измеримость (формулируемость в количественных показателях);

· конкретность (выражается в том, что формулировки содержать указание сроков достижения прогнозируемых результатов).

Пример формулировки цели школы: К ….году (через пять лет) создать условия для достижения 80% учащихся школы планируемых образовательных результатов; повышения квалификации и переподготовки 60% педагогов школы; вовлечения 40% родителей в деятельность по организации досуга учащихся во внеурочной среде школе.

Вариативные структурные компоненты школы как системы:

В социальном масштабе структура школы аналогична структуре системы образования в России:

· Совокупность образовательных программ и стандартов, реализуемых школой.

· Структурные подразделения, реализующие образовательные программы (классы, группы, кружки и др.).

· Школьные службы и структуры управления.

В масштабе коллективов:

· Структуры общественного управления школой (совет школы, собрание школы, попечительский совет школы).

· Администрация школы.

· Педагогический коллектив.

· Ученический коллектив.

· Коллектив родителей.

В масштабе процессов, осуществляющихся в школе (образовательного, инновационного, обеспечивающего и управленческого). Рассмотрим систему школы с позиции образовательного процесса:

· Процессы обучения по отдельным предметам.

· Процессы обучения по циклам предметов.

· Процессы обучения по классам.

· Процессы обучения по параллелям.

· Процессы обучения по ступеням школы.

· Процессы обучения по сменам.

· Процесс воспитания различных категорий учащихся.

· Процесс дополнительного образования.

Вопрос 5. Образовательный процесс как система.

Образование необходимо рассматривать с позиции комплексного системно-процессуального подхода, т.е. как процесс и как систему.

Образование как процесс — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», 2013 г.).

Из формулировки видно, что образование как процесс носит двусторонний характер, т.к. является совокупностью таких со-процессов, как процесс обучения и процесс воспитания.

При рассмотрении образования как процесса, однако, сохраняется системный подход, с точки зрения которого:

Образовательный процесс как система представляет собой совокупность таких находящихся во взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов образовательного процесса, как целевой, содержательный, процессуальный компонент (технологии, методы, формы, средства образования и его организации), диагностический (результативный) компонент.

 

С позиции системного подхода образовательный процесс – это также совокупность систем обучения и систем воспитания.

В силу того, что современное образование нацелено на развитие человека в процессе обучения и воспитания, то схематически развивающее образование как процесс и как систему можно представить как совокупность развивающих процессов и систем обучения и воспитания:

Развивающее образование как процесс

Развивающее образование как система

 

При изучении содержания данного учебного курса мы с системных позиций раскроем образовательный процесс в современной начальной школе, вникнув в особенности его целевого, содержательного и процессуального компонентов, а также изучим образовательные системы, действующие в современной начальной школе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: