Тема 4: Экономическая интеграция.
1. Сущность международной экономической интеграции и её виды.
2. Предпосылки и результаты интеграционных процессов.
3. Основные современные интеграционные группировки развитых стран мира.
4. Интеграционные группировки социалистических и переходных стран.
Тема 4. Экономическая интеграция (6 часов).
Занятие 1.
1. Сущность международной экономической интеграции и ее виды.
2. Этапы развития международной экономической интеграции.
3. Предпосылки и результаты интеграционных процессов.
Занятие 2.
1. Интеграционные процессы и развитие экономического регионализма.
2. Международное разделение труда и международная кооперация производства.
3. Интернационализация производства: формальная и реальная.
Занятие 3.
1. Основные современные интеграционные группировки развитых стран.
2. Этапы формирования Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского Союза (ЕС).
3. Международное интеграционное экономическое объединение NAFTА.
4. Интеграционные группировки социалистических, развивающихся и переходных стран.
1. Сущность международной экономической интеграции и ее виды.
Международная экономическая интеграция – это взаимоприспособление активно взаимодействующих национальных хозяйственных комплексов (вплоть до их полного фактического слияния). На микроуровне этот процесс идёт через взаимодействие отдельных фирм-олигополий разных стран в процессе регулирования мирового рынка. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования региональных экономических объединений государств и согласования национальных политик. Взаимное приспособление национальных экономик проявляется, прежде всего, в либерализации условий для товарообмена и перелива факторов производства между странами.
Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней (Табл. 1):
1) зона свободной торговли,
2) таможенный союз,
3) общий рынок,
4) экономический союз,
5) политический союз.
Таблица – 1
Ступени развития региональной экономической интеграции
Ступени | Сущность | Примеры |
1. Зона свободной торговли | Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки | ЕЭС в 1958-1968 гг. ЕАСТ с 1960 г. НАФТА с 1988 г. |
2. Таможенный союз | Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран | ЕЭС в 1968-1986 гг. |
3. Общий рынок | Либерализация движения капиталов и рабочей силы между странами – участниками интеграционной группировки | ЕЭС в 1987 – 1992 гг. ЕАЭС с 2014 г. |
4. Экономический союз | Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте | ЕС с 1993 г. |
5. Политический союз | Проведение единой внешней политики | Пока примеров нет |
У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность – между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. В результате в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Благодаря этому все страны выигрывают, так как повышается производительность труда и экономятся расходы на таможенный контроль. В то же время каждая ступень интеграции имеет специфические черты.
Сначала создается зона свободной торговли, – снижаются и отменяются таможенные пошлины в торговле между странами-участницами, хотя каждая страна проводит особую внешнеэкономическую политику по отношению к государствам, не участвующим в этом интеграционном объединении. В условиях зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы.
Затем переходят к таможенному союзу, где унифицируются внешние тарифы и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран, что дает возможность более надежно защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета.
Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь остаются значимыми все условия таможенного союза. Кроме того, в рамках общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов данного интеграционного объединения. При этом свобода межстранового передвижения требует более высокого организационного уровня межгосударственной координации экономической политики. Такой метод управления интеграционными процессами осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств стран-участниц, а также на встречах руководителей министерств финансов.
Общий рынок не является завершающим этапом развития международной экономической интеграции. Свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы оказывается мало для формирования зрелого единого рыночного пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо выполнить следующие мероприятия:
– выровнять уровни налогов;
– устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям;
– преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах;
– унифицировать национальные технические и санитарные стандарты;
– скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты.
Реализация этих мероприятий и дальнейшая координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников определенного интеграционного блока приведет к созданию единого внутрирегионального рынка экономически объединяющихся стран. Эту ступень интеграции принято называть экономическим союзом. На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента), способных не только наблюдать и координировать их экономические действия, но и принимать оперативные решения от имени всего интернационального блока.
По мере развития экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать. Речь идет о возникновении новых многонациональных субъектов мирохозяйственных и международных политических отношений, которые выступают с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание новых огромных государств.