ЭССЕ
ПО КНИГЕ ПЬЕРА ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА
«ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА»
На тему: УНИКАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ
Г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
Введение..................................................................................................................................................................................... 3
1. Проблема человека в философии тейяра де шардена................................................................................................ 5
2. Концепция «эволюционио-космического христианства» п. Тейяра де шардена.......................................... 6
3. Человек в эволюционно-космической картине мироздания................................................................................. 7
Заключение.......................................................................................................................................................................... 13
Литература............................................................................................................................................................................. 14
Введение
Сегодня хорошо известно, что человек и человечество в целом представляют собой сложные системные образования. Вселенная в философском смысле представляет собой «все существующее», мир во всем его системном многообразии. Человек при таком подходе выступает в разных ипостасях: как физический, химический, биологический и социальный феномен. Для человека характерна длительная история эволюции и развития. Постижение будущего человека является сложнейшей задачей современной науки. Но возникла эта проблема не вчера. Еще во времена античности мыслители пытались постичь проблему: Человек-Вселенная». В средневековой картине мироздания Бог рассматривается как стоящая над миром абсолютная субстанция. Так, например, в томистской философско-теологической системе Бог противопоставляется природе и человеку как бытие абсолютное бытию обусловленному, как вневременное — приходящему и изменчивому. Между Богом и природой, Богом и человеком устанавливалось непреодолимое расстояние. И хотя в томизме существует учение «об аналогии бытии», которое призвано перекинуть «мост» между Богом и миром, Богом и человеком, все же интерпретация этой «аналогии» в томистской философии исключает полное их сближение.
Утверждение в Новое время в европейской культуре механической картины мира не приводило к существенному пересмотру взглядов религиозных мыслителей на эту проблему. Бог по-прежнему рассматривался как «творец» и «перводвигатель» видимого и невидимого мира, стоящий вне его и над ним. Изменения же касались лишь конкретного наполнения мировоззренческой системы, связанных с переходом на геоцентрической на гелиоцентрическую картину мира.
Наиболее серьезные изменения в религиозно-философском мышлении произошло в конце XIX- середине XX веков, когда в европейской культуре утвердилась диалектическая картина мироздания, в которой господствующими принципами являются идея единства мира и его саморазвитие. Влияние этой новой картины мира мы можем обнаружить во всех конфессиональных направлениях философско-богословской мысли. В русской православной философии и богословии они нашли свое наиболее яркое выражение в работах В.И. Вернадского, Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского, в протестантской теологии в концепции «диполярного Бога» А. Уайтхеда и Ч. Хартшорца, в католической философско-теологической мысли в концепции «эволюционно-космического христианства» П. Тейяра де Шардена. Для уяснения современной религиозно-идеалистической картины мироздания наиболее показательной является концепция «эволюционио-космического христианства» П. Тейяра де Шардена и его феноменология человека.
Проблема человека в философии Тейяра де Шардена
Проблема человека, его уникальность и предназначение во Вселенной с древнейших времен интересует философию. Нет ничего удивительного в том, что ученые разных исторических эпох и научных направлений изучают человека и его место во Вселенной. П. Де Тейяр – один из тех, кто предложил собственную концепцию Человека во Вселенной, нашедшей отражение в его знаменитом труде «Феномен человека» и получившую большой резонанс в научной среде.
П. Тейяр де Шарден (1881—1953) — француз по происхождению, католический священник, член ордена иезуитов, закончил Оксфордский университет, где прослушал циклы естественно-научных и теологических дисциплин, являлся видным ученым палеонтологом, археологом, биологом. Хорошее знание естественных наук, в особенности наук биологического цикла, оказало существенное влияние на его философско-теологическое мышление и способствовало формированию концепции «эволюционно-космического христиантва.
Т. де Шарден относится к плеяде мыслителей гуманитарно-теологического направления. Он рассматривает человека в рамках эволюционного подхода. Однако уже в «Прологе» своего труда «Феномен человека» Тейяр предупреждает, что в его книге «не стоит искать конечного объяснения природы всех вещей – какой-то метафизики».
Тейяр призывает к соединению разума и мистики. Пафос его книги заключен в перерастании «феномена человека» в «феномен человечества». Основной замысел философского труда состоит в определении общего направления развития к единству. В христианстве он видит возможность синтезировать ВСЕ и Личность. Путь к синтезу лежит, по его мнению, в сплочении человечества в коллективы.
Человек у Тейяра – ключ универсума. Человек одновременно является центром перспективы и центром конструирования универсума. Поэтому именно к человеку следует в конечном итоге сводить всю науку.
Человек не может себя видеть вне человечества.
Объясняя выбор термина «феномен человека» Тейяр пишет, что сделал это по трем причинам:
1.Человек в природе есть настоящий факт, к которому применимы требования и методы науки.
2.Человек является самым необыкновенным и «озаряющим» фактом их всех существующих в познании.
3.Рассматривая человека можно показать развертывающееся целое.
2. Концепция «эволюционио-космического христианства»
П. Тейяра де Шардена
Концепция «эволюционно-космического христианства» Тейяра де Шардена базируется на принципах религиозно-идеологического монизма, эволюционизма и универсализма. Субстанцией всего мироздания, по мнению французского мыслителя, является Бог. Бог — это средоточие, источник, центр мира, та исходная точка, от которой начинаются и к которой сходятся все реальности бытия. Каждый элемент этой реальности зарождается и пребывает в Боге. Бог настолько имманентен миру, растворен в нем, что весь мир представляет собой Божественную среду.
Преодоление традиционного для христианства раскола бытия на две субстанции — духовную и материальную, божественную и земную Тейяр осуществляет на основе признания всеобщей одушевленности материи. Согласно взглядам Тейяра, для объяснения возможности происхождения всего существующего из единой субстанции, необходимо допустить, что атомы, электроны и другие элементарные частицы должны иметь какую-то общую основу, «искру духа». Таким образом, по Тейяру, все материальные образования имеют духовную компоненту. Эту духовную компоненту он называет «радиальной энергией». По его мнению, радиальная энергия обуславливает развитие материи.