Простое осложнённое предложение
Цель урока: систематизировать знания по теме «Простое осложнённое предложение»; повторить правила пунктуации простого осложненного предложения (подготовка к экзамену); совершенствовать навыки правописания.
***
I.Ребята! Сегодня мы повторим пунктуацию простого осложнённого предложения. Эта тема встретится вам в экзаменационных заданиях А21, А22, А23, А24 и В5
II.Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Какое предложение мы называем простым?
- Чем может быть осложнено простое предложение?
(Простое предложение- предложение, в котором одна грамматическая основа.) Я уверена, вы знали это:)
- Чем может быть осложнено простое предложение?
Вспоминаем и составляем схему. (Схема должна быть записана в тетрадь)
Уточняющие конструкции |
Чем осложнёно? |
приложения |
вводные слова |
сравнительные обороты |
причастные обороты |
обращения |
однородные члены |
дополнение |
прямая и косвенная речь |
деепричастные обороты |
III. Тренировочные задания. Составляем таблицу. Добавляем свой пример в таблицу.
Задание: записать предложения, расставить знаки препинания, пояснить постановку знаков препинания (т.е. подчеркнуть то, чем осложнено предложение)
Таблица "Простое осложнённое предложение"
Чем осложнено | Пример |
Однородными членами (§72 стр.262 Греков Упр 404) | Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов). Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы. (А.Пушкин). Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе и в Кишиневе и в Псковской губернии. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам икарточным гаданьям и предсказаниям луны.(стр.263, Греков) Свой пример. В цельных выражениях, фразеологизмах запятая не ставится.(с.263 Греков) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв. Встала ни свет ни заря. 1. Обобщающее слово до однородных членов. Всё изменилось: и мои планы, имое настроение. ʘ: и О, и О Все и мои планы и мое настроение неожиданно изменилось. Все изменилось, как-то обстоятельства мои планы мое настроение. Свой пример. 2. Обобщающее слово после однородных членов. О, О - ʘ В столе в шкафах везде валялись обрывки бумаг и газет. В столе в шкафах словом везде валялись обрывки бумаг и газет. Всюду вверху и внизу пели жаворонки. |
Обращениями | Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов И.А.) Пора мой друг пора! Свой пример. |
Вводными словами | Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? (конечно, по сообщению синоптиков, во-первых, наверно, возможно, несомненно) Зима кажется будет снежная. Свой пример. |
Сравнительными оборотами | Союзы как, будто, точно, словно Облако, будто слон. Лес точно терем расписной лиловый золотой багряный. Свой пример. |
Причастными оборотами | Дорога, мощенная булыжником, поднималась на вал По природе стыдливая и робкая она досадовала на свою застенчивость Свой пример. |
Деепричастными оборотами | Улыбаясь, он заснул. Проводив товарищей Тоня долго стояла молча. Несмотря на морковный румянец она была миловидна. Свой пример. |
Уточняющими конструкциями | Впереди, у самой дороги, горел костер. Гроза началась вечером часу в десятом. Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста в длинной до пят шинели. Свой пример. |
Приложение | Вы, как инициатор, должны играть главную роль. Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов. Свой пример. |
Дополнение | Я ничего не слышал, кроме шума листьев. Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей. Свой пример. |
Прямая и косвенная речь | Он сказал: «Я хочу пойти с вами». Он сказал, что хочет пойти с нами. Он сказал о своем желании пойти с нами. Свой пример (возьмите любую цитату, оформите её в виде прямой и косвенной речи) |
III. Закрепление материала. Тестовые задания по теме «Простое осложнённое предложение»
В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?
А) Помоги мне, солнце красное.
Б) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.
В) Вы в Москве родные мои?
Г) Он был, о море, твой певец.
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Выслушав и выстукав пациента(1) доктор присел на угол письменного стола(2) положив ногу на ногу(З) и(4) обхватив руками острые колени.
А) 1, 2 Б) 2 В) 1, 3 Г) 1, 2, 3, 4
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).
А) Вечер и наступившая прохлада расслабили и успокоили нас.
Б) Страшный звук подплывал все ближе и ближе рос в своей силе и таял в черной мгле.
В) Мы оглянулись и с трудом узнали знакомые и мирные места.
Г) Смотритель пошел домой ни жив ни мертв.
4. В каком предложении выделенные слова не обособляются?
А) К счастью приходит конец и полярной ночи.
Б) Это блюдо она приготовила надо сказать неплохо.
В) Вдруг около меня залаяла собака.
Г) В прошлом году они похоже и познакомились.