ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ.
1. Фамилия, имя ученика.
2. Адрес.
3. Тип семьи: полная простая (родители, дети), полная сложная (родители, дети, бабушка, дедушка), полная, но один из родителей неродной, неполная.
4. Сколько лет существует семья.
5. Количество детей.
6. Жилищные и материальные условия.
7. Характеристика семьи по возрасту: возраст взрослых членов семьи, возраст детей.
8. Где и кем работают родители.
9. Образование взрослых членов семьи.
10. Культурный уровень родителей:
· наличие домашней библиотеки;
· чтение периодической прессы;
· чтение педагогической литературы;
· посещение центров культуры.
11. Семейная атмосфера:
· доброжелательная;
· дружелюбная;
· нестойкая;
· равнодушная;
· угнетающая, недоброжелательная.
12. Кто из родителей больше внимания уделяет детям.
13. Система воспитательного влияния:
· согласие всех членов семьи в вопросах воспитания ребенка;
· отсутствие или наличие конфликтов в воспитании детей;
· отсутствие воспитания как системы целенаправленного влияния.
14. Уровень (отсутствие) интереса и желания пополнять свои психолого-педагогические знания.
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА
ОСОБЕННОСТЕЙ И НЕДОСТАТКОВ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
I. Общая характеристика семьи:
a. Состав семьи: полная, формально полная, неполная.
b. Характеристика семьи: гармоничная, проблемная (конфликтная, антипедагогичная, ассоциальная, аморальная).
c. Типичное состояние семьи: эмоциональный комфорт, тревожность, эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение.
d. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, нестойкий.
e. Нарушение семейного воспитания: доминирующая гиперпротекция, потакающая гиперпротекция, гиперпротекция, эмоциональное отталкивание, жестокое поведение, повышенная моральная ответственность.
f. Отношение к школе: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодично, связь имеет случайный характер, родители избегают контактов,противодействуют школьному воспитанию.
II. Особенности семейного воспитания:
a. Родители создают условия для правильного развития ребенка: нормальные жилищно-бытовые условия, организация места для занятий, создание домашней библиотеки, наличие игровых уголков, контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима.
b. Родители развивают познавательные интересы ребенка: вместе сдетьми слушают радиопередачи; смотрят и обсуждают телепередачи; читают книги, обсуждают их содержание; посещают театр, кино; поощряют любимые занятия ребенка.
c. Родители оказывают помощь в обучении, организации домашнего учебного труда.
d. Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.
e. Родители выполняют рекомендации педагогов по воспитанию ребенка.
f. Родители видят недочеты в воспитании ребенка.
g. Семья помогает педагогу ворганизации учебно-воспитательной работы.
h. Родители справляются с воспитанием ребенка.
III. Недочеты семейного воспитания (назвать).
a. Причины недостатков: неблагополучие семьи (микроклимат, здоровье); отсутствие единых требований; незнание психологических особенностей своего ребенка; низкий образовательный, культурный, психолого-педагогический уровень родителей; отсутствие контроля, беспризорность, психическая деривация ребенка; использование антипедагогических методов влияния; неправильная оценка ребенка, его идеализация; невыполнение рекомендаций педагога; сомнение в возможностях ребенка, своих силах; пере оценивание воспитательных возможностей семьи; другие причины (указать какие).
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЛАН ВНЕКЛАССНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВСЕОБУЧА РОДИТЕЛЕЙ.
I КЛАСС
1. Родители – главные воспитатели.
2. Возрастные и индивидуальные особенности 6-летних детей.
3. Как помочь ребенку адаптироваться к школе.
4. Особенности трудовой и учебной деятельности первоклассников в школе и дома.
5. Как формируется личность младшего школьника.
6. Гражданин начинается в семье.
7. Роль семьи в воспитании трудолюбия.
8. Как привлечь ребенка к разным видам искусства.
9. Гигиена и здоровье первоклассников.
II КЛАСС
1. Ответственность родителей за воспитание детей.
2. Что необходимо знать об организме младшего школьника.
3. Что помагает и что мешает ребенку хорошо учиться.
4. Игра и ртуд в жизни младщего школьника.
5. Книга и чтение в вашем доме.
6. Культура поведения школьника. Как ее воспитывать?
7. Роль семьи в физическом развитии младшего школьника.
III КЛАСС
1. А. Макаренко советует родителям.
2. Вредные привычки в младшем школьном возрасте. Как их предупредить?
3. Роль семейных традиций в воспитании детей.
4. Организация обучения младшего школьника дома.
5. Что вы знаете о методах влияния на ребенка?
6. Основы моральности закладываются в семье.
7. Как организовать самообслуживание в семье.
8. Возможности семьи в эстетическом воспитании младшего школьника.
9. Как правильно организовывать труд и отдых детей в семье.
IV КЛАСС
1. В. Сухомлинский о воспитании детей в семье.
2. Как научить ребенка учиться.
3. Авторитет, личный пример и педагогический такт родителей.
4. Доброта имилосердие рождаются в семье.
5. Все дети способные.
6. Воспиатние у детей в семье любви и готовности к труду.
7. Формирование художественных вкусов у ребенка в семье.
8. Как предупредить некоторые заболевания детей младшего школьного возраста.
V КЛАСС
1. Типичные ошибки в семейном воспитании. Как их предупредить.
2. Этот тяжелый «переходный» возраст.
3. Особенности поведения детей в подроскововм возрасте.
4. Психофизическое и психическое здоровье подростка. Что ему угрожает?
5. Умственное воспитание и развитие познавательной деятельности в подростковом возрасте.
6. Духовный мир подрлстка. Как он формируется.
7. Как привить подростку интерес к труду и уважению к людям труда.
8. Культура поведения подростка. Как ее воспитывать.
9. Роль семьи в поощрении подростков вк занятиям спортом.
VI КЛАСС
1. Способы и методы педагогического влияния на подростка в семье.
2. Педагогическая запущенность подростка. Причины ее возникновения.
3. Как осущуствлять правовое восиптание в семье.
4. Как формируется мировозрение в подростковом возрасте.
5. Формирование у подростков интереса к приобретению знаний.
6. Воспитание гражданского сознания у детей в семье.
7. Труд подростка в семье и его организация.
8. Воспитание экологической культуры в семье.
9. Гигиена быта, умственный и физический труд подростков в семье.
VII КЛАСС
1. Общение подростков с взрослыми и ровесниками.
2. В семье растет дочь. В семье растет сын.
3. Родители в семье с наркоманией и токсикоманией.
4. Подпосток. Его эмоции и чувства.
5. Направленность личности и развитие способностей у подростков.
6. Семья – источник гражданственности и патриотизма.
7. Воспиатние трудолюбия у подростков.
8. Эстетическое воспитание в семье. Из чего оно складывается.
9. Досуг подростков.
VIII КЛАСС
1. Беспризорность подростков и ее последствия.
2. Подросткрвый алкоголизм. Как его предупредить.
3. Потребности и интересы подростков.
4. Типичные конфликтные ситуации с родителями и другими взрослыми.
5. Темперамент, воля и характер.Особенности их формирования в подростковом возрасте.
6. Родителям о культуре межэтнических и межличностных отношений.
7. Общественная работа семьи и школы в трудовом воспитании подростков.
8. Как привлечь подростка к разным видам искусства.
9. Образ жизни семьи и здоровье подростка.
IX КЛАСС
1. Семейные отношения в подростковом возрасте.
2. Будущий семьянин воспитывается в семье.
3. Экономическое воспитание подростка.
4. Коллективизм закладывается в семье.
5. Формирование навыков самовоспитания и самообразования в подростковом возрасте.
6. Воспитание патриотизма в семье.
7. Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков.
8. Возможности школы и семьи по формированию у подростков эстетического вкуса.
9. Летний отдых подростка. Из чего он складывается и как организуется.
X КЛАСС
1. Анатомо-физиологические и индивидуальные особенности юношеского возраста.
2. Психология юношества.
3. Совместная работа школы и семьи по формированию у старшеклассников качеств семьянина.
4. Специфика познавательной и учебной деятельности юношества.
5. Духовный мирстаршеклассника и его противоречия.
6. Формироавание гуманистического мировозрения старшеклассников в семье.
7. Воспитание гражданина ипатрмота – основная задача семьи.
8. Роль эстетического воспитания в формировании личности старшеклассника.
9. Физическое развитие и укрепление здоровья юношества.
XI КЛАСС
1. Методы воспитания старшеклассников в семье.
2. Воспитание характера и морально-волевых качеств в ыношеском возрасте.
3. Воспитание культуры умственного труда и руководство самообразованием старшеклассников.
4. Сеьмя и формирование умственных потребностей и ценностных ориентаций в юноешском возрасте.
5. Правовое воспитание и предупреждение правонарушений среди старшеклассников.
6. Общественная раьота школы и семьи по привлечению юношества к культуре разных национальностей и меньшин.
7. Роль семьи в профессиональной ориентации старшеклассников.
8. Родители и формирование эстетических запросов и интересов вюношесокм возрасте.
9. Общая работа родителей и учителей по формированию здорового образа жизни старшеклассников.
XII КЛАСС
1. Сущность индивидуального подхода по формированию и сохранеию личности в юношеском возрасте.
2. Роль родителей в осмыслоенном определении старшеклассниками своих личностных возможностей и жизненных целей.
3. Возможности семьи в образовании условий для саморазвития и самообразования старшеклассников.
4. Единство школы и семьи по обеспечению компьютерной грамотности старшеклассников.
5. Сотрудничество школы и семьи по сохроанению и продолжению национальных культурно-исторических традиций.
6. Родителям о формировании толерантных взаимоотношений взорслых и старшеклассников.
7. Роль семьи в подготовке старшеклассников к роли родителей.
8. Подготовка старшеклассников к ГИА и организация их досуга.
Примерная тематика родительских собраний
Начальная школа
- Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.
- Режим дня и его влияние на качество обучения.
- Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.
- Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности.
- Роль игры в расширении кругозора ребенка.
- Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.
- Шалость и хулиганство - есть ли различия?
- Роль семьи в формировании личности ребенка.
Средняя школа
- Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе: проблемы и задачи.
- Индивидуальные трудности школьников в обучении и пути их преодоления.
- Когда легко учиться?
- Способный ребенок - не дар природы. Неспособных детей нет.
- Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.
- Психологические особенности подросткового периода. Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремлении к самостоятельности.
- Видеть и понимать. Сочувствие, сопереживание и помощь ребенку - гарантия мира, спокойствия и благополучия в семье.
- Особенности межличностных отношений подростков.
- Психологический стресс и подросток.
- Помощь родителей в формировании и развитии волевых качеств.
- Трудности роста и их влияние на отношения между родителями и подростками.
- Роль семьи и школы в выборе учащимися пути дальнейшего образования.
Старшая школа
- Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростков.
- Особенности старшего школьного возраста. Роль родителей в формировании ценностных ориентаций.
- Трудности личностного роста и их влияние на обучение в школе.
- Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании классного коллектива.
- Профессиональные намерения и возможности учащихся класса.
Методист МК Чебурашкина И.В.