Курсовая работа
ПО МДК 02.02.Р1. РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗЫДАННЫХ В СУБД ACCESS
НА ТЕМУ: «Проектирование базы данных торговой организации»
Подготовил студент группы ПО-41:______________________М.В Цацин
Руководитель курсового проекта:________________________И.И Шалаева
Г. Стерлитамак
СОДЕРЖАНИЕ
введение........................................................................................................................................ 3
1.Теоритическая часть.......................................................................................................... 5
1.1 Базы данных и системы управления базами данных.................... 6
1.2. Типы данных. 7
1.3. Безопасность баз данных. 8
2. Практическая часть......................................................................................................... 10
2.1 Схема данных................................................................................................................ 10
2.2 Таблицы................................................................................................... 11
2.3. Формы..................................................................................................... 16
2.4. Запросы................................................................................................... 19
2.5. Отчеты..................................................................................................... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................ 25
Литература.................................................................................................................................. 25
ВВЕДЕНИЕ
Для принятия обоснованных и эффективных решений в производственной деятельности, в управлении экономикой и в политике современный специалист должен уметь с помощью компьютеров и средств связи получать, накапливать, хранить и обрабатывать данные, представляя результат в виде наглядных документов. В современном обществе информационные технологии развиваются очень стремительно, они проникают во все сферы человеческой деятельности.
В разных областях экономики зачастую приходится работать с данными из разных источников, каждый из которых связан с определенным видом деятельности. Для координации всех этих данных необходимы определенные знания и организационные навыки.
Продукт корпорации Microsoft - Access объединяет сведения из разных источников в одной реляционной базе данных. Создаваемые в нем формы, запросы и отчеты позволяют быстро и эффективно обновлять данные, получать ответы на вопросы, осуществлять поиск нужных данных, анализировать данные, печатать отчеты, диаграммы и почтовые наклейки.
Современные информационные технологии - это методы и средства для сбора, хранения, обработки и получения информации на основе современных средств вычислительной техники.
Составными частями любой информационной системы являются БД и приложение для обработки данных. Появление персональных машин класса Pentium, семейства операционных систем Windows фирмы Microsoft и различного программного обеспечения позволяют автоматизировать ручные операции, вести любые виды работ по накоплению информации, ее обработки и получению различных выходных форм.
В курсовой работе ставится задача – разработать проект базы данных для накопления необходимой информации в организации, создать (наполнить) базу данных. Разработать приложение, позволяющее вести учет, контроль, а так же получать различные выходные документы. База данных должна быть спроектирована с учетом реализации запросов различного типа по получению информации. При проектировании базы данных следует учесть возможность выдачи бумажного отчета.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теории и создания на практике базы данных в продукте корпорации Microsoft для управления базами данных «Microsoft Access» на тему: «Проектирование базы данных торговой организации» занимающийся реализацией птицы-рыбы.
Задачами курсовой работы являются:
· Эффективно изложить информацию.
· Обеспечить доступ к информации.
· Расширить базу данных новыми данными.
· Проверить подлинность информации.
· Предотвратить возможные ошибки к доступу базы данных.
· Открыть доступ только к той информации, которая необходима для работы.
· Открыть возможность редактирования информации только проверенным людям.
· Облегчить способ для редактирования информации, а также для предоставления отчетности.
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Базы данных и системы управления базами данных
База данных – это организованная структура, предназначенная для хранения информации. В современных базах данных хранятся не только данные, но и информация.
Это утверждение легко пояснить, если, например, рассмотреть базу данных библиотеки. В ней есть все необходимые сведения об авторах, книгах, читателях и т.д. Доступ к этой базе могут иметь как работники библиотеки, так и читатели, которым необходимо найти какое-либо издание. Но среди них вряд ли найдется такое лицо, которое имеет доступ ко всей базе полностью и при этом способно единолично вносить в нее произвольные изменения. Кроме данных, база содержит методы и средства, позволяющие каждому из сотрудников оперировать только с теми данными, которые входят в его компетенцию. В результате взаимодействия данных, содержащихся в базе, с методами, доступными конкретным сотрудникам, образуется информация, которую они потребляют и на основании которой в пределах собственной компетенции производят ввод и редактирование данных.
С понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базой данных. Это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнение ее содержимым, редактирование содержимого и визуализации информации. Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройства вывода или передачи по каналам связи.
В мире существует множество систем управления базами данных. Несмотря на то что они могут по-разному работать с разными объектами и предоставляют пользователю различные функции и средства, большинство СУБД опираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий. Это дает нам возможность рассмотреть одну систему и обобщить ее понятия, приемы и методы на весь класс СУБД. В качестве такого учебного объекта мы выберем СУБД Microsoft Access, входящую в пакет Microsoft Office.
Типы данных
Таблицы баз данных, как правило, допускают работу с гораздо большим количеством разных типов данных. Так, например, базы данных Microsoft Access работают со следующими типами данных.
· Текстовый – тип данных, используемый для хранения обычного неформатированного текста ограниченного размера (до 255 символов).
· Числовой – тип данных для хранения действительных чисел.
· Поле Мемо – специальный тип данных для хранения больших объемов текста (до 65 535 символов). Физически текст не хранится в поле. Он храниться в другом месте базы данных, а в поле храниться указатель на него, но для пользователя такое разделение заметно не всегда.
· Дата/время – тип данных для хранения календарных дат и текущего времени.
· Денежный - тип данных для хранения денежных сумм. Теоретически, для их записи можно было бы пользоваться и полями числового типа, но для денежных сумм есть некоторые особенности (например, связанные с правилами округления), которые делают более удобным использование специального типа данных, а не настройку числового типа.
· Счетчик – специальный тип данных для уникальных (не повторяющихся в поле) натуральных чисел с автоматическим наращиванием. Естественное использование – для порядковой нумерации записей.
· Логический - тип для хранения логических данных (могут принимать только два значения, например Да или Нет).
· Гиперссылка – специальное поле для хранения адресов URL Web-объектов Интернета. При щелчке на ссылке автоматически происходит запуск броузера и воспроизведение объекта в его окне.
· Мастер подстановок – это не специальный тип данных. Это объект, настройкой которого можно автоматизировать ввод данных в поле так, чтобы не вводить их вручную, а выбирать их из раскрывающегося списка.
Безопасность баз данных
Базы данных – это тоже файлы, но работа с ними отличается от работы с файлами других типов, создаваемых прочими приложениями. Выше мы видели, что всю работу по обслуживанию файловой структуры берет на себя операционная система. Для базы данных предъявляются особые требования с точки зрения безопасности, поэтому в них реализован другой подход к сохранению данных.
Базы данных – это особые структуры. Информация, которая в них содержится, очень часто имеет общественную ценность. Нередко с одной и той же базой работают тысячи людей по всей стране. От информации, которая содержится в некоторых базах, может зависеть благополучие множества людей. Поэтому целостность содержимого базы не может и не должна зависеть ни от конкретных действий некоего пользователя, забывшего сохранить файлы перед выключением компьютера, ни от перебоев в электросети.
Проблема безопасности баз данных решается тем, что в СУБД для сохранения информации используется двойной подход. В части операций, как обычно, участвует операционная система компьютера, но некоторые операции сохранения происходят в обход операционной системы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
1.1. Разработать базу данных (БД) «Торговая организация», позволяющую вести:
· учет имеющегося товара;
· учет покупателей;
· учет поставки товара;
1.2. Основные требования к БД по функциональному набору:
1.2.1. Требования по учету торговли:
· Покупка товаров по видам;
· Покупка товаров по датам за определенный срок;
1.2.2. Требования по учету покупателей
· Данные о поставке продуктов покупателям;
· Ассортимент птицы-рыбы;
· Отчет покупок по датам;
· Отчет покупок по видам
Структура базы данных
Схема данных
Схема данных отображает в виде дерева модель данных для страницы доступа к данным. В ней хранятся источники данных, поля и элементы управления страницы. Поскольку список полей не отображает содержимого конкретной страницы, для ознакомления со структурой страницы лучше использовать структуру данных. Можно также выбирать отображаемые в структуре данных объекты, задавать их параметры, определять и редактировать связи между источниками данных, удалять поля и источники данных.
Рис.1.
Составляющими схемы данных являются три таблицы:
· «Номенклатура»
· «Поставка товара»
· «Покупатели»
Таблицы
Таблицы – это основные объекты любой базы данных. Во-первых, в таблицах хранятся все данные, имеющиеся в базе, а во-вторых, таблицы хранят и структуру базы (поля, их типы и свойства).Все 3 таблицы я создал в режиме конструктора, во всех таблицах ключевым полем является - КодТовара.
Конструктор таблицы «Номенклатура птицы-рыбы» показан на рис.2.
Рис.2.
Таблица «Номенклатура птицы-рыбы» показана на рис.3 предназначена для отображения всего имеющегося ассортимента который есть у организации.
Рис.3.
Конструктор таблицы «Покупатели» показан на рис.3.
Рис4.
Таблица «Покупатели» на рис.4 показывает список покупателей, которые приобретают товар у нашей торговой организации.
Рис5.
Конструктор таблицы «Поставка товара» показан на рис.5.
Рис.6.
Таблица «Поставка товара» на рис.6 показывает, когда поставлен товар в организацию, его вес, количество и цену.
Рис.7.
Формы
Если запросы – это специальные средства для отбора и анализа данных, то формы – это средства для ввода данных. Смысл их тот же – предоставить пользователю средства для заполнения только тех полей, которые ему заполнять положено. Одновременно с этим в форме можно разместить специальные элементы управления (счетчики, раскрывающиеся списки, переключатели, флажки и прочее) для автоматизации ввода. Преимущества форм раскрываются особенно наглядно, когда происходит ввод данных с заполненных бланков.
Для реализации интерфейса созданы формы.
Главная кнопочная форма была создана в режиме конструктора. На главной форме мною были созданы 4 кнопки с переходами в таблицу «Поставки», в форму «Покупатели», и 2 отчета «Отчет по датам» и «Отчет по видам».
Рис.8.
Форма «Данные о поставке материалов» была создана в режиме конструктора. В данной форме я создал поля в которых отображается дата поставки, количество и цена наименования товара которые заказывал магазин.
Рис.9.
Форма «Поставщики» была создана в режиме конструктора. В данной форме я создал поля которые показывают какие магазины приобретают продукцию у нашей организации.
Рис.10.
Форма «Материалы» была создана в режиме конструктора. В данной форме показаны поля с имеющимся ассортиментом, страны поставщика и его единицей измерения.
Рис.11.
Запросы
Эти объекты служат для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. С помощью запросов выполняют такие операции как отбор данных, их сортировку и фильтрацию. С помощью запросов можно выполнять преобразования данных по заданному алгоритму, создавать новые таблицы, выполнять автоматическое наполнения таблиц данными, импортированными из других источников, выполнять простейшие вычисления в таблицах и многое другое.
Для реализации необходимых функции по ведению базы данных были созданы запросы:
· «Покупка покупателями продуктов по видам»
· «Покупка товаров по датам за определенный срок»
Запрос «По видам продукции». Запрос «По видам продукции» построен с использованием трех таблиц. Тип запроса – выборка. На его основе формируется таблица, показанная на рис. 10.
Рис.12.
Запрос «Покупка товаров по датам за определенный срок»
Запрос «Покупка товаров по датам за определенный срок» построен с использованием трех таблиц. Тип запроса – выборка. Запрос предназначен для вывода на экран продукции которая поступила в определенный период времени.
В качестве условия для отбора записей определено выражение: Between [Дата начало периода] And [Дата конец периода] - для текущей записи в форме, предназначенной для поиска продукции. Форма для ввода данных показана на рис.
Рис.13.
Рис.14.
Отчеты
Отчет — это объект базы данных, который используется для отображения и обобщения данных. С помощью отчетов можно распространять и архивировать мгновенные снимки данных в печатном виде, в виде PDF- или XPS-файлов и файлов других форматов.
Отчет «По датам» сформулирован с помощью запроса «Покупка товаров по датам за определенный срок». Предназначен для отображения даты поставки продукции заказчику, в каком количестве и во сколько это обошлось.
Рис.15.
Рис.16.
Отчет «По видам продукции» сформулирован с помощью запроса «Покупка покупателями продуктов по видам» для отображения всего ассортимента которая наша организация продала заказчику, в каком количестве, в какой единице измерения и за какую сумму.
Рис.17.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципа построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов.
Современные информационные системы (ИС), реализующие интеграцию данных, характеризуются огромными объемами хранимых данных, сложной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные требования многочисленных пользователей.
Цель информационной системы - обработка данных об объектах реального мира. В широком смысле база данных - это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области. Под предметной областьюпринято понимать часть реального мира, подлежащего изучению. Создавая базу данных, пользователь стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков. Это возможно сделать, если данные структурированы.
Цель данной курсовой работы была достигнута и задачи выполнены. Рассмотрена теория и создана на практике базы данных «Microsoft Access» на тему: «Проектирование базы данных торговой организации» занимающийся реализацией птицы-рыбы. Данный опыт укрепил мои навыки в разработке базы данных «Microsoft Access» и в будущем помогут в этой сфере.
Задачами курсовой работы были:
· Эффективно изложить информацию.
· Обеспечен доступ к информации.
· База данных расширена новый данными.
· Проверена подлинность информации.
· Предотвращены возможные ошибки к доступу базы данных.
· Открыт доступ только к той информации, которая необходима для работы.
· Открыта возможность редактирования информации только проверенным людям.
· Упрощен способ для редактирования информации, а также для предоставления отчетности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бекаревич Ю. Б., Пушкина Н. В., Смирнова Е. Ю. Управление базами данных. СПб.: Изд. СПбГУ, 1999.
2. Гончаров А. Access 97 в примерах.-С.-Петербург: Питер, 1998.
3. Горев А., Ахаян Р., Макашарипов С. Эффективная работа с СУБД. СПб.: Питер, 1997.
4. Информатика. Базовый курс /Симонович С.В. и др. - СПб: Издательство «Питер», 2000. – 640с.
5. Информатика. Учебное пособие /Ломтадзе В.В., Шишкина Л.П. – Иркутск: ИрГТУ, 1999. – 116с.
6. Информатика. Учебное пособие /Под ред. В.Г. Кирия. – Иркутск: ИрГТУ,1998 часть 2. – 382с.
7. Корнелюк В. К., Веккер 3. Е., Зиновьев Н. Б. Access 97. М.: СОЛОН, 1998.
8. Макарова Н.В. Информатика.- Москва: Финансы и статистика, 1997.
9. Мари Свонсон. Microsoft Access 97: наглядно и конкретно.-Москва: Microsoft Press, Русская редакция, 1997.
10. Пасько В. Access97 для пользователя.-Киев: BHV, 1997.
11. Скотт Баркер. Использование Microsoft Access 97.-Киев-Москва: Диалектика, 1997.
Интернет – ресурсы:
1. https://more-it.ru/cat_hendler.php?cat=2
2. https://read.ru/id/540394/
3. https://goubmst.narod.ru/LIB/tsi/index.htm
4. https://www.znaytovar.ru/gost/2/GOST_R_5127599_Zashhita_inform.html