ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
От 28 августа 1981 г. N 5542-X
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРОИЗВОДСТВЕ ДЕНЕЖНЫХ НАЧЕТОВ КОМИТЕТАМИ
НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Утвердить Положение о производстве денежных начетов комитетами народного контроля.
2. Поручить Совету Министров СССР привести решения Правительства СССР в соответствие с
настоящим Указом.
Утверждено
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
от 28 августа 1981 г. N 5542-X
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОИЗВОДСТВЕ ДЕНЕЖНЫХ НАЧЕТОВ
КОМИТЕТАМИ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
1. Настоящее Положение в соответствии с Законом СССР "О народном контроле в СССР"
определяет основания, размер и порядок производства денежных начетов комитетами народного
контроля.
2. Денежные начеты производятся Комитетом народного контроля СССР, комитетами
народного контроля союзных и автономных республик, краевыми, областными комитетами
народного контроля, комитетами народного контроля автономных областей и автономных округов,
районными, городскими, районными в городах комитетами народного контроля, комитетами
народного контроля объединений, предприятий, учреждений, организаций.
Комитеты народного контроля автономных округов, районные, городские (кроме городов
Москвы, Ленинграда и Киева), районные в городах комитеты народного контроля, комитеты
народного контроля объединений, предприятий, учреждений, организаций принимают решения о
производстве денежных начетов в каждом отдельном случае с согласия соответствующего комитета
автономной области, областного, краевого комитета, комитета народного контроля автономной
республики, а в союзных республиках, не имеющих областного деления, - комитета народного
контроля союзной республики.
Районные комитеты народного контроля, комитеты народного контроля объединений,
предприятий, учреждений, организаций в городах Москве, Ленинграде и Киеве производят
денежные начеты с согласия соответственно Московского, Ленинградского и Киевского городских
комитетов народного контроля.
Порядок согласования вопросов о производстве денежных начетов определяется Комитетом
народного контроля СССР.
3. Денежные начеты комитетами народного контроля производятся на должностных лиц,
причинивших своими неправильными действиями или нераспорядительностью материальный
ущерб государству, колхозам, кооперативным и иным общественным организациям.
К должностным лицам, на которых комитеты народного контроля вправе производить
денежные начеты, относятся:
руководители, заместители руководителей, главные инженеры, главные бухгалтеры (старшие
бухгалтеры - при отсутствии должности главного бухгалтера), главные конструкторы, главные
энергетики, другие главные специалисты объединений, предприятий, учреждений, организаций;
начальники цехов и их заместители, руководители отделов, участков, служб и иных структурных
(производственных) подразделений объединений, предприятий, учреждений, организаций; мастера
производственных участков объединений, предприятий;
начальники строительных участков, старшие производители работ строительных организаций;
заместители руководителей, начальники управлений, отделов и их заместители министерств,
государственных комитетов и ведомств;
другие работники объединений, предприятий, учреждений, организаций, выполняющие
организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и трудовые
споры которых в соответствии с трудовым законодательством разрешаются вышестоящими в порядке
подчиненности органами;
председатели, заместители председателей, главные бухгалтеры и их заместители, главные
(старшие) специалисты, бригадиры, руководители других производственных подразделений
колхозов.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
4. Денежный начет производится независимо от применения комитетом народного контроля к
виновному должностному лицу других мер ответственности, предусмотренных частью второй статьи
22 Закона СССР "О народном контроле в СССР".
5. Денежные начеты на военнослужащих производятся в порядке, установленном Положением
о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству.
II. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА
ДЕНЕЖНЫХ НАЧЕТОВ
6. Денежные начеты на должностных лиц, виновных в причинении материального ущерба
государству, колхозам, кооперативным и иным общественным организациям, производятся
комитетами народного контроля в случаях:
1) невыполнения плановых заданий и обязательств по поставкам продукции производственно-
технического назначения и товаров народного потребления в количестве, в сроки и по номенклатуре
(в ассортименте) в соответствии с заключенными договорами (принятыми к исполнению нарядами),
а также отгрузки продукции, распределяемой в плановом порядке, покупателю (получателю),
которому указанная продукция не выделена, либо использования объединением, предприятием,
организацией продукции для собственных нужд сверх выделенных фондов;
2) выпуска или поставки продукции, материалов, товаров народного потребления, не
соответствующих стандартам, техническим условиям или образцам (эталонам), иной
недоброкачественной либо некомплектной продукции;
3) потерь из-за некачественного выполнения строительно-монтажных, ремонтных, проектных,
сельскохозяйственных и других работ;
4) порчи, утраты, незаконного списания сырья, промышленной и сельскохозяйственной
продукции, машин, оборудования, транспортных средств и других товарно-материальных ценностей,
реализации продукции по заниженным ценам;
5) сверхнормативных расходов и потерь сырья, материалов, полуфабрикатов, промышленной и
сельскохозяйственной продукции при их хранении, переработке или транспортировке, перерасхода
топлива, электрической и тепловой энергии сверх норм, излишеств в расходовании государственных
и общественных средств;
6) систематической задержки железнодорожных вагонов, контейнеров, речных и морских судов,
автомобилей и самолетов под погрузкой и разгрузкой сверх установленных сроков, невыполнения
планов подачи подвижного состава под погрузку, неполного использования его грузоподъемности, а
также несвоевременной вывозки грузов со станций, пристаней и из портов;
7) незаконной выплаты денежных средств вследствие неправильного применения ставок и
окладов, надбавок и районных коэффициентов к заработной плате, расценок, приписок фактически
невыполненных работ в нарядах и других документах, искажения отчетных данных, обмана
государства в иных формах, нарушения установленного порядка оплаты работ по совместительству,
переплаты по счетам и расчетам;
8) незаконной выплаты вознаграждений, премий, пособий, пенсий, компенсаций, незаконного
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
расходования средств на проведение празднеств, юбилеев, банкетов, туристских поездок;
9) расходования средств на содержание аппарата управления сверх установленных предельных
ассигнований, содержания излишней численности управленческих работников за счет
производственного персонала, а также превышения выделенных лимитов расходов на служебные
командировки и содержание служебных легковых автомобилей;
10) незаконного командирования работников на предприятия, базы и в сбытовые конторы для
решения вопросов, связанных с отгрузкой сырья, материалов, оборудования и других товарно-
материальных ценностей;
11) загрязнения сельскохозяйственных и других земель и вод производственными и иными
отходами, бесхозяйственного использования земель и воды, уничтожения или повреждения лесов,
невыполнения правил разработки недр, требований по охране атмосферного воздуха, животного
мира и других нарушений правил охраны природы и рационального использования природных
ресурсов;
12) непринятия мер к своевременному взысканию подотчетных сумм, к возмещению ущерба,
причиненного порчей, недостачей или хищением, в результате чего образовалась безнадежная
задолженность, а также непринятия мер к взысканию сумм неустойки (штрафа, пени) с лиц, по вине
которых объединения, предприятия, колхозы, учреждения или организации произвели выплату
неустойки (штрафа, пени).
7. Денежные начеты производятся в размере причиненного ущерба, но не свыше трех месячных
окладов должностного лица, на которое производится начет.
8. Постановления комитетов народного контроля о производстве денежных начетов
принимаются на основании материалов проверок, произведенных комитетами, группами и постами
народного контроля, а также материалов ревизий финансовых органов.
При рассмотрении на заседании комитета народного контроля вопроса о производстве
денежного начета заслушивается объяснение должностного лица, причинившего материальный
ущерб.
9. Постановление комитета народного контроля о производстве денежного начета может быть в
десятидневный срок со дня его вынесения обжаловано должностным лицом в вышестоящий комитет
народного контроля или в другой орган, который руководит комитетом народного контроля,
вынесшим постановление.
Если в результате рассмотрения жалобы будет установлено, что постановление комитета
народного контроля о производстве денежного начета принято с нарушением законодательства, оно
подлежит отмене, и удержанная сумма начета в установленном порядке возвращается должностному
лицу.
10. В случае причинения материального ущерба действиями должностных лиц, содержащими
признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке, и передачи в связи с этим комитетами
народного контроля материалов в органы прокуратуры денежные начеты на них не производятся, а
вопрос о взыскании причиненного действиями этих лиц ущерба в установленном порядке
разрешается судом. Если по материалам органов народного контроля прокурором будет вынесено
постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела за
отсутствием состава преступления и не будет предъявлен в суд иск о взыскании причиненного
ущерба, комитет народного контроля вправе произвести на должностное лицо денежный начет при
наличии оснований, указанных в статье 6 настоящего Положения.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Денежный начет не производится, когда действующим законодательством установлена полная
материальная ответственность должностных лиц за причиненный ущерб и размер ущерба превышает
три месячных оклада должностного лица. В этих случаях комитетами народного контроля дается
указание администрации объединения, предприятия, учреждения, организации либо вышестоящему в
порядке подчиненности органу, правлению колхоза о взыскании причиненного ущерба в
установленном законом порядке.
11. Денежный начет не может быть произведен позднее одного года со дня обнаружения
причиненного должностным лицом материального ущерба.