Пояснительная записка.
Коррекционно-развивающая программа составлена для обучающихся 4 классов с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами КГБОУ «Красноярская школа № 5», проживающих в КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Солнышко», на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами, содержанием специальной индивидуальной программы развития (по рекомендации ПМПК), а также разработана на основе следующих документов:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
-Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – от 19 декабря 2014 г.;
-Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – от 19 декабря 2014г.
Цель программы: Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Основные задачи:
1. Расширить рамки коммуникации с окружающим миром
2. Развивать невербальные компоненты коммуникации
3. Расширить представления об окружающем мире, увеличивая пассивный словарный запас
Обучение детей коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, которое предполагает не только передачу информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других людей на себя. Также педагогическая работа должна быть направлена на развитие сохранных речевых механизмов, обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Для обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью и сложными дефектами характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие, а также тяжелое множественное нарушение развития, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Коммуникация, или общение, – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Но коммуникация – это не только слова и речь. Коммуникация – многоканальный процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью – знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами.
Основные принципы использования системы дополнительной коммуникации:
Принцип «от более реального к более абстрактному» - ребёнку сначала предъявляется изображение реального объекта, затем символ.
Принцип избыточности символов – одновременное использование различных систем коммуникации – картинок, жестов, символов, написанного слова.
Принцип постоянной поддержки мотивации – система работы долгая и кропотливая, не всегда воспринимается быстро и легко. Требуется обучение всего окружения ребёнка, постоянной поддержки мотивации.
Принцип функционального использования в коммуникации – использование приобретённых навыков в повседневной деятельности за пределами школьного занятия.
Программа включает в себя:
- развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой);
- ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;
- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай и т.д.);
- жестовое приветствие и прощание;
- выполнение имитирующих движений;
- понимание и использование символов, картинок и рисунков.
- узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные, люди);
- показ картинок с изображением предметов, относящихся определённым категориям, различающимся по признакам;
- побуждение обучающегося к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;
- развитие речевого подражания.
Оборудование
· графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради);
· специально подобранные предметы (соответствующие теме);
· аудио и видеоматериалы.
Форма обучения: индивидуальная
Программа "Речь и альтернативная коммуникация" рассчитана на обучающихся 4 классов. Курс рассчитан на индивидуальное обучение в течение 3 недель. Этот курс является элементом коррекционно-развивающей области и проводится в форме специально организованных индивидуальных занятий.
Тематическое планирование составлено с учетом регулярности занятий 2 часа в неделю. Час целесообразно делить на 2 занятия длительностью 20 минут, что составляет 12 занятий за курс.
Условия и порядок применения программы:
1 этап - проведение диагностического обследования. Предполагает выявление актуального уровня сформированности коммуникативной сферы детей, а также выбор доступного ребенку средства коммуникации (примерные сроки - начало учебного года).
2 этап - проведение коррекционно-развивающих занятий, с целью овладения выбранного доступного средства коммуникации и использования его по назначению. На этом этапе возможна коррекция неверно сложившихся коммуникативных навыков, а также формирование новых навыков коммуникации и успешной деятельности (примерные сроки: сентябрь-май).
3 этап – проведение диагностического обследования с целью выявления динамики ( примерные сроки: май)
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Ведущие методы и приемы работы:
1. Словесный метод
2. Деятельность по подражанию
3. Деятельность по образцу
4. Совместные действия с педагогом
5. Иллюстрирование, показ
6. Работа по инструкции
7. Развивающие игры
8. Рассматривание и работа с картинками, фотографиями
9. Адаптированная речь
Перечисленные методы применяются на занятиях в различных сочетаниях, которые применяются в различных видах деятельности.
Примерная структура занятия:
Каждое коррекционно-развивающее занятие включает в себя следующие этапы:
• Приветствие: 3 мин. Цель: установление контакта между учащимися и психологом, создание атмосферы доверия, принятия друг друга.
• Содержательный этап: 15 мин. Цель: решение основных задач по теме занятия.
• Подведение итогов: 2 мин. Цель: позитивное завершение занятия, которое предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретенных знаний, умений и навыков.
Система оценки достижений планируемых результатов
Эффективность работы отслеживается:
1. по данным психологической диагностики, проводимой вначале и в конце учебного года;
2. по результатам наблюдений психолога за ребёнком на каждом занятии.
Цель: исследование эмоционально-волевой и коммуникативной сфер ребенка, выявление динамики.
Эффективность работы определяется через сравнение результатов первичного и повторного обследования.
Содержание занятий коррекционного курса может содержать следующие приемы работы:
1. Выражение мимикой согласия, удовольствия, приветствие (прощание);
2. Обращение за помощью;
3. Ответы на вопросы с использованием мимики жеста, звучащего предмета, предъявлением предметного символа, графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма), карточек с напечатанными словами, таблицы букв, а также с использованием планшетного компьютера.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Реализация коррекционной программы для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью дает основу и возможность для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям ребенок будет иметь возможность первым выходит на контакт и уметь коммуницировать в различных жизненных ситуациях.
По результатам занятий у обучающихся будут сформированы:
- Потребность в общении, понимать обращенную речь, смысл рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков
- Возможность использовать предметы для выражения потребностей путём указания на них жестом
- Возможность использовать доступные жесты взгляд, мимику для передачи сообщений
- Умение действовать согласно заданному алгоритму
- Умение выполнять действия по образцу.
- Умение понимать слова, обозначающие предметы, объекты и явления природы.
- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
- Умение правильно здороваться и прощаться
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства.
С писок литературы
1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.
2. Все дети могут общаться. Сборник авторских работ специалистов Мурманской области по использованию блисс – метода (с приложением)/ Под редакцией Н.Д. Белявской, Г.В. Обнорской. – Оленегорск «Полиграфист», 2008
3. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006. – 147с.
4. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007. – 112с.
5. Лёб – система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающим язык детьми/ Перевод Клочко К., Шипицына Г. – Минск.: ОО «БелАПДИ», 1996.
6. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель НИИ дефектологии АПН СССР. Москва – 1983г.
7. Царев А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в Псковском Центре лечебной педагогики. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» - 2011 - №4 –С. 12-22
8. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. М.: Теревининф, 2011
9. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб, 2004.
Календарно тематическое планирование коррекционно-развивающего курса
«Речь и альтернативная коммуникация»
№ | Тема | Содержание | Результаты | Дата | Часы | |
Предметные | Личностные | |||||
1. | Мое имя | Формирование умения реагировать на свое имя | 1.Научить ребенка реагировать на собственное имя 2.Дать возможность научиться реагировать на собственное имя | -осознание себя | 0.5 | |
2. | «Здравствуйте/До свидания» | Формирование умения понимать и использовать жесты «Здравствуйте/До свидания» | 1.Научить понимать и использовать жесты «Здравствуйте/До свидания» 2.Дать возможность научиться понимать и использовать жесты в нужный момент | -адекватная эмоциональная реакция на присутствие учителя -адекватная реакция на прикосновение -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию | 0.5 | |
3. | Подражательная деятельность «Как Я» | Формирование подражательной деятельности | 1.Научить подражать действиям педагога 2.Дать возможность научиться повторять действия педагога | -адекватная эмоциональная реакция на присутствие учителя -адекватная реакция на прикосновение -умение слышать педагога | 0.5 | |
4. | Простая инструкция | Формирование умения слышать и выполнять простую инструкцию | 1.Научить слушать и выполнять простую инструкцию «Дай», «На», «Положи» и т.д. 2.Дать возможность научиться слышать и выполнять простую инструкцию | -адекватная эмоциональная реакция на присутствие учителя -адекватная реакция на прикосновение -умение слышать педагога | 0.5 | |
5. | Указательный жест | Формирование умения понимать и использовать указательный жест | 1.Научить понимать и использовать указательный жест 2.Дать возможность научиться понимать и использовать указательный жест | -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию | 0.5 | |
6. | «Да/Нет» | Формирование умения понимать и использовать жесты, карточки «Да/Нет» | 1.Научить понимать и использовать карточки и жесты «Да/Нет» 2.Дать возможность научиться понимать и использовать карточки и жесты «Да/Нет» | -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию -принятие учебных моментов | 0.5 | |
7. | «Дай» | Формирование умения понимать и использовать жесты | 1.Научить понимать и использовать жест «Дай» 2.Дать возможность научиться понимать и использовать жест «Дай» | -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию -принятие учебных моментов -контакт с учителем | 0.5 | |
8. | Усложненная простая инструкция | Формирование умения слышать и выполнять простую инструкцию (собери, найди, переверни) | 1.Научить слушать простую инструкцию «собери» «найди» «переверни» и т.д. 2.Дать возможность научиться слышать и выполнять простую инструкцию | -развитие самостоятельности -активное участие в процессе обучения | 0.5 | |
9. | Карточки предметов и действий | Формирование умения понимать изображение карточек знакомых предметов, простых действий | 1.Научить понимать изображение карточек окружающих бытовых предметов 2.Дать возможность научиться понимать значение карточек окружающих бытовых предметов и простых действий | -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию -принятие учебных моментов -контакт с учителем | 0.5 | |
10. | Соотнесение | Формирование умения соотносить карточки с реальным объектом | 1.Научить находить и соотносить изображения с реальным объектом 2.Дать возможность научиться находить и соотносить изображения с реальным объектом | -умение слышать педагога -своевременная реакция на устную инструкцию -принятие учебных моментов -контакт с учителем -понимание реального и визуального | 0.5 | |
11. | «Что тебе дать?» | Формирование умения отвечать на вопрос «Что тебе дать?» | 1.Научить отвечать на вопрос «Что тебе дать?» выбором карточки 2. Дать возможность научиться отвечать на вопрос «Что тебе дать?» выбором карточки | -умение слышать педагога -умение отвечать педагогу -своевременная ответ на вопрос -принятие учебных моментов -положительное общение с учителем | 0.5 | |
12. | Обобщение | Формирование умения использовать все доступные средства коммуникации | 1.Научить использовать все средства коммуникации вместе 2.Дать возможность научиться использовать все доступные средства коммуникации | -умение слышать педагога -умение отвечать педагогу -принятие учебных моментов -положительное общение с учителем | 0.5 | |
Итого: 6 часов |