Жанры научного стиля
РЕФЕРАТ
Реферат (от лат. reffere — докладывать, сообщать) — адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отвечает на вопросы: какая информация содержится в первоисточнике? что излагается в нем?
Сущность и назначение реферата заключаются в сжатом изложении основного содержания источника, в передаче новой проблемной информации, содержащейся в первичном документе.
Реферирование — это компрессия (свертывание, сжатие) текста источника (или нескольких источников) до требуемого размера (по принципу «минимум знаков — максимум информации»). Смысловая компрессия — основной метод реферирования. Предполагается, что автор реферата выделит в исходных текстах все смысловые опорные пункты и сжато изложит их в работе.
Объем реферата — 15–30 % объема реферируемой работы, опускаются доказательства, аргументы, примеры.
Виды рефератов
(1) По цели (назначению) можно выделить три вида рефератов:
· библиографические — краткое изложение содержания научной статьи, книги или ее части, включающее основные положения, аргументацию, сведения о методе исследования и выводах; составляются профессионалами-референтами и публикуются в реферативных журналах (см., например, реферативные журналы ВИНИТИ РАН — Всероссийского института научной и технической информации);
· учебные;
· рефераты для научно-популярных журналов.
Учебный реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Учебные рефераты пишутся для того, чтобы показать, насколько глубоко вы изучили материал, как поняли его.
Учебный реферат — это самостоятельная научно-исследовательская работа, где вы раскрываете суть исследуемой проблемы; приводите различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Реферат должен быть:
· информативным,
· отличаться полнотой изложения,
· объективно передавать содержание первичного текста,
· корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике.
(2) По полноте изложения содержания рефераты подразделяются на информативные (рефераты-конспекты), содержащие в обобщенном виде все основные положения первичного документа, иллюстрирующий их материал, важнейшую аргументацию, сведения о методике исследования, использованном оборудовании, сфере применения, и индикативные (указательные, или рефераты-резюме), содержащие не все, а лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа, все второстепенное для данной темы в индикативном реферате опускается.
(3) По количеству реферируемых первичных документов рефераты подразделяются на монографические, составленные по одному документу, и обзорные (или обзоры), составленные по нескольким документам на одну тему.
(4) По читательскому назначению рефераты подразделяются на общие, излагающие содержание документа в целом и рассчитанные на широкий круг читателей, и специализированные, в которых изложение содержания ориентировано на специалистов определенной области знаний.
(5) По составителям рефераты подразделяются на рефераты, составленные авторами (авторефераты), рефераты, составленные специалистами в той отрасли, к которой относится первичный документ, и рефераты, составленные профессионалами референтами (в том числе переводчиками-референтами).
При всем разнообразии видов рефераты обладают одной общей чертой: они не должны отражать субъективные взгляды референта на излагаемый вопрос.
Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.
К репродуктивным относятся реферат-конспект и реферат-резюме.
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.
Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом.
Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.
Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.
Основные требования к составлению реферата:
1) объективность (точное изложение существа реферируемой работы и взглядов ее автора, фиксирование только тех сведений, которые содержатся в первоисточнике);
2) полнота (изложение всех существенных положений, содержащихся в первичном документе);
3) единство стиля (реферат должен быть написан научным стилем и сохранять терминологию и сокращения первоисточника);
4) язык реферата должен быть литературным, точным, кратким, ясным и простым, без сложных грамматических конструкций и сложных стилистических оборотов;
5) композиция реферата должна быть внутренне логична; она может отличаться от композиции первичного документа.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ОБЗОРНОГО РЕФЕРАТА
I. Вступление:
· тема (ее актуальность, степень разработанности, история вопроса и др.);
· перечисление основных работ, посвященных данной теме;
· сведения об авторах.
II. Основная часть:
· параллельное изложение общих проблем, поднятых в разных работах, с сопоставлением позиций авторов;
· изложение проблем, не являющихся общими для всех работ;
· указание на сходство (различие) в материале, подходах, методах рассмотрения проблемы.
III. Заключение:
· обобщение основных идей, содержащихся в реферируемых работах.
КОНСПЕКТ. Способы конспектирования
Конспект — это краткая запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.
Конспект должен отражать логику первоисточника, между отдельными частями должна быть смысловая связь (то есть конспект — это логически связная запись).
В него включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры (без их подробного описания).
Конспект находит, систематизирует и резюмируют наиболее ценную информацию. По нему можно затем развернуть (восстановить) исходный материал.
Конспектирование может осуществляться тремя способами:
· цитирование (полное или частичное) основных положений текста;
· передача основных мыслей текста «своими словами»;
· смешанный вариант.
Все варианты предполагают использование сокращений.
При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность (этапы работы):
1) осмыслить структуру исходного текста (то есть понять, из каких смысловых и структурных частей он состоит), проанализировать содержание каждого фрагмента текста;
2) выделить в каждой части основную информацию, убрав избыточную;
3) записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.
Виды конспектов
1. По степени сжатия информации: краткие, подробные и смешанные. В кратком конспекте отражаются лишь важные положения. Эти важные положения могут быть отображены не только в виде текста, но и в виде плана, схемы. Подробный конспект фиксирует пояснения, иллюстративный материал. Смешанный совмещает оба способа предъявления информации.
2. По количеству источников: монографические (по одному источнику) и сводные (несколько источников на одну тему).
Основные подвиды конспектов:
· текстуальный конспект;
· конспект-план (план-конспект),
· конспект-схема (опорный конспект),
· тематический;
· свободный.
Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.
Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. (Недостаток: слабо активизирует внимание и память.)
План-конспект — это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Удобен при быстрой подготовке доклада, выступления.
(Недостаток: по прошествии времени трудно восстановить в памяти содержание источника.)
Конспект-схема — это схематическая запись прочитанного.
Составление конспектов-схем способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять главное, самое существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Свободный конспект — индивидуальное изложение текста. Представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта, требующий, однако, детальной проработки материала.
Тематический конспект — изложение информации по одной теме из нескольких источников.
Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя разные точки зрения на один и тот же вопрос.