Составить словосочетания в их разных значениях.
ВрЕменный-временнОй
Данный пробел врЕменный. – ВременнОй интервал составляет час.
ЗАнятый –занятОй
Сейчас он зАнятый новым проектом. -Сергей очень занятОй человек.
ХлебА-хлЕбы МехаА-мехИ
Какие же в России вкусные хлебА!- Хозяйка вынимала из русской печи горячие ароматные хлЕбы.
БронЯ-брОня
Я уверен, что на бортах у них обычная бронЯ. – Девочку зовут БрОня.
СоболЯ-сОболи
Иван покупает жене дорогие соболЯ. - Соболи-хищные животные.
Контрольная работа №2
По теме «Нормы произношения»
Вариант 2
1. Определить произношение сочетания согласных, написать транскрипцию.
Девичник [див и шник]
Яичница [jа и шница]
Нечто [н’ э чтъ]
Яичный [jа и чныj]
Пустячный [пуст’ а чныj]
Пряничница [пр’ а нишницъ]
Очечник [ъч’ э чник]
Полуночный [пълун о чныj]
Сообщник [са о бщ’ник]
сердечный друг [с’эрд’ э шныj]
2. Определить мягкий или твердый согласный произносится в позиции перед /e/ в словах
Диспанс е р тв
Басс е йн мгк
Пр е сса мгк
Д е национализация мгк
Д е мпинг тв
Т е ррор мгк
Шин е ль мгк
Компьют е р мгк
Кр е м мгк
3. Какой звук /о/ или /е/ произносится под ударением
кр е стный отец е
соверш е нное преступление о
ист е кший срок е
аф е ра е
за е м е
4. Вставить пропущенные гласные и отметьте особенность произношения
недопл а тит
перепл а ченный
отср о чивать
приур о чивать
Контрольная работа №3.
по теме «Нормы словоупотребления»
вариант 2
Исправьте ошибки лексической сочетаемости.
поздняя весна
золотая осень
отменить обязательства
повысить уровень
решительно сопротивляться
2) Определить вид ошибки и исправить ее. (лексические ошибки)
возобновить повторно
упал ничком
ценные веши
мял ногами
странный инцидент
сидеть без дела
наступательное движение вперед
Подобрать синонимы к словам
а) толерантый-терпимый
экслюзивный-особенный
индифеферентный-равнодушный
базировать-основывать
дилетант-любитель
Б) подобрать антонимы к словам
стартовая цена-конечная цена
соперники-союзники
позитивное отношение-негативное отношение
легальный-подпольный
демократия-авторитаризм
Составть словосочетания со следующими паронимами
демонстративный – демонстрационный
демонстративная переброска войск -демонстрационный вариант контрольной работы
абонемент – абонент
абонемент в бассейн- абонент не доступен
террористическая – террористская
террористическая угроза –террористская группировка
желанный – желательный
желанный ребенок -желательный результат
доверительный – доверчивый
доверительный платеж – доверчивый человек
Исправить ошибки в предложении.
1. Сегодня у нас в гостях архитектор, приехавший из Белоруссии.
2. Работали молча.
3. Эта видеотехника настоящий бестселлер этого года.
4. Все понимают, что деньги необходимы.
5. Ходите мимо контролеров с самым безразличным видом.
6. В конце соревнования строгому жюри предстоит назвать победителей.
Контрольная работа №4.
По теме «Нормы употребления числительных»
Вариант 2
1. Следующие числительные и словосочетания поставить в форме Р.п., Т. п., П.п.:
75 случай -семьдесят пятого случая, семьдесят пятому случаю -о семьдесят пятом случае
Полтора-полутора- полуторами – о полуторах
2541-двух тысяч пятьсот сорок одного-двумя тысячами пятистам сорок одними -о двух тысячах пятистах сорок одних
2. Со следующими словами составить предметно-количественные словосочетания («числит.+сущ.»), отметить с какими нельзя составить словосочетания:
Смелость
Зелень
Люди-три тысячи двести сорок пять человек
Командующий- двадцать пять командуюших
Сани- восемь саней
Лисенок- пятеро лисят
Молоко
Профессор- одиннадцать профессоров
3. Замените цифры соответствующими числительными:
1. За время экспедиции полярники прошли свыше одной тысячи девитисот пятидесяти восьми километров.
2. Юстиниан с трехсот спартанцев прикрывал отступление греческого войска.
3. В тысяча девятьсот семьдесят третьем году и произошло это печальное событие.
4. Найти ошибку и исправьте ее:
1. На площади собралось около четырехсот людей.
2. Победителя наградили полтора тысячами рублей.
3. После проверки выяснилось, что на складе не хватало трех тысяч пятьсот сорок двух коробок конфет.
4. Держите их обеими руками.
5. Было решено закончить экспедицию через двадцать три суток.
Контрольная работа № 5.
По теме «Нормы морфологии»
Вариант 2
Определить род и согласовать с именем прилагательным.
Плацкарта- выгодная плацкарта ж.р.
Картофель- чищеный картофель м.р.
Монисто- красивое монисто ср.р.
Бандероль – тяжелая бандероль ж.р.
Тюль- яркий тюль м.р.
Канапе- вкусное канапе ср.р.
Кашне- шерстяное кашне ср.р.
Импресарио-богатый импресарио м.р.
Вольер- цирковой вольер м.р.
- Образовать от данных слов форму родительного падежа мн. числа.
Вольты
килограммы-килограммов
баржи-баржей
простыня-простыней
свечи-свечей
будни-будней
снадобья-снадобей
сумерки-сумерек
побережье-побережий
лимоны-лимонов
носки-носков
мандарины-мандаринов
комментарии-коментарий
башкиры-башкир
турки-турок
макароны-макарон
джинсы-джинс
гольфы-гольф
- Употребить нужную падежную форму.
1. Режиссер получил согласие от Николь Кидман.
2. Это можно прочесть у Марселя Пруст.
3. Михаилу Сергеевичу Сорока (Д.п.)
4. Согласовать глаголы в прошедшем времени.
1. «Восемь с половиной недель» стали визитной карточкой Ф. Фелин.
2. «Студенческий меридиан» напечатал новую статью.
5. Определить род и согласовать с прилагательным.
МГИМО- известный МГИМО м.р.
ГРОВД- главный ГРОВД м.р.
Сочи- незабываемый Сочи м.р.
Конго- жаркое Конго ср.р.
СНГ- регулироемое СНГ ср.р.
ТАСС- независимый ТАСС м.р.