Начало формы
Начало освоению различных проявлений бытия и их фундаментальных характеристик в теоретическом мышлении положено изучением природы.
В широком смысле природа – это все разнообразие форм бытия, объективная реальность, материя, отличительной чертой которой является существование вне сознания и независимо от него. Различные аспекты и фрагменты этой реальности выступают объектом естественнонаучного познания.
Специфика философского исследования природы обусловлена тем, что главной проблемой философии является человек. Поэтому, в узком смысле природа, как объект философского познания, – это совокупность естественных условий существования человека и общества. Очевидно, что с точки зрения естествознания такое определение природы не совсем правильное, так как естественные условия существования человека – это не вся природа, а только часть ее: земная кора, нижняя часть атмосферы, почва, гидросфера, растительный и животный мир, то есть все то, что обычно называется географической средой. Но именно здесь осуществляется взаимодействие человека с внешним миром и именно этот аспект природы и является объектом философского рассмотрения.
Обычно выделяют три формы отношения человека к природе:
1) Практическое отношение – природа выступает в качестве естественных условий существования, средства деятельности человека, материала для производства. Здесь преобладает прагматически-утилитарный интерес, а природа рассматривается как источник потребления.
2) Познавательное отношение – природа выступает как объект научного исследования. В этом отношении реализуются познавательные интересы, но диктуются они, как правило, практическими потребностями людей и определяются ими. Средством реализации познавательного отношения к природе являются конкретные естественные науки.
3) Ценностное отношение – природаоценивается с позиций добра и красоты. При этом природа может рассматриваться и как сфера совершенства, идеал гармонии и образец для подражания, и как сфера низменного, неразумного, несовершенного.
Этапы взаимодействия природы и общества:
1) Архаический этап (с возникновения человека до эпохи неолита):
практическое отношение | познавательное отношение | ценностное отношение |
Основные виды хозяйственной деятельности людей – охота, собирательство и рыболовство. Люди ничего практически не производят, а только присваивают продукты природы в готовом виде при помощи примитивных орудий труда. Степень воздействия общества на природу минимальна. | Люди не отделяют себя от природы. Природные явления объясняются на основании мифологии и магии. | Природа воспринимается как человеческий дом. Она одухотворяется и рассматривается по аналогии с человеком. |
2) Аграрный этап (с эпохи неолита до 18-19 вв.):
практическое отношение | познавательное отношение | ценностное отношение |
Формируется производящее хозяйство. Его основные формы – земледелие и животноводство. Складываются ремесла, торговля, появляются города. Характерны сравнительно медленное развитие основных видов и форм деятельности, использование в качестве источников энергии мускульной силы животных и человека, воды и ветра. Способы деятельности и ее результаты не оказывали в целом значительного влияния на природный баланс. | В процессе многолетней сельскохозяйственной практики люди усваивают периодически повторяющиеся в природе явления и циклы, придают им сакральный характер, что отражено в народном календаре. | Природа, в особенности земля, рассматривается как подательница всех благ для людей; характерно ее почитание, бережное отношение к природе. |
3) Индустриальный этап (19 – первая половина 20 вв.):
практическое отношение | познавательное отношение | ценностное отношение |
Ведущей сферой общественного производства становится промышленность. Воздействие человека на природу приобретает здесь технический характер и размеры, разрушительные для окружающей среды. В ходе хозяйственной деятельности людей существенно изменяется природный баланс и возникает экологический кризис. | Природа выступает прежде всего как объект естественнонаучного познания. Научное познание природы необходимо для ее практического использования. | Природа рассматривается как среда обитания и деятельности человека, необходимая для удовлетворения разнообразных человеческих потребностей. |
4) Постиндустриальный этап (вторая половина 20 – начало 21 вв.):
практическое отношение | познавательное отношение | ценностное отношение |
Превращение научно-технической деятельности в ведущую сферу общественного производства. Прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных ресурсов, но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах. Характерная особенность – возрастание степени сложности проблем, которые возникают при взаимодействии природы и человека. Несмотря на меры по охране и оздоровлению природы (главным образом в развитых странах), общее состояние окружающей среды продолжает ухудшаться. | Природа продолжает выступать в качестве объекта естественнонаучного познания. Наряду с тенденцией к познанию природы для ее практического использования прослеживается тенденция к изобретению возможности воссоздания природных ресурсов. | Не имеет однозначного характера. Сосуществуют технократическое и коэволюционное понимание природы. |
Современная ситуация, связанная со взаимодействием человека и природы характеризуется как экологический кризис. Под ним обычно понимаютситуацию, близкую к нарушению динамического равновесия между живыми системами и, прежде всего, общества, и их внешними условиями обитания. Проявления кризиса:
- исчерпание природных ресурсов;
- нехватка продовольствия;
- загрязнение атмосферы;
- загрязнение околоземного космического пространства;
- загрязнение Мирового океана.
Для смягчения последствий экологического кризиса необходимо формирование и развитие экологической культуры общества, что представляет собой мышление и деятельность в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды. Реализация экологической культуры общества может быть осуществлена через решение ряда задач. Основными из них являются следующие:
1) Обеспечение мира на Земле, что позволит сократить военные расходы, военную промышленность, связанную с экологически вредным производством, прекратить боевые действия, непосредственно разрушающие естественную и созданную человеком природную среду.
2) Борьба с потеплением климата планеты, прекращение вырубки тропических лесов, предотвращение утраты генофонда флоры и фауны и т.д.
3) Создание высоких экономических барьеров, регулирующих доступ ко многим естественным ресурсам и стимулирующих переход к ресурсосберегающим и безотходным технологиям, усиление экологического контроля над хозяйственной деятельностью человека.
4) Формирование в масштабе человечества новой технологической культуры, которая по своей сути должна стать экологической. Преобладающими здесь должны быть безотходные технологии, рациональное потребление природных ресурсов за счет значительного снижения материалоёмкости и энергоёмкости производства.
Конец формы