Первый вопрос
Ø Политические, экономические, социальные преобразования и культурная революция в России в эпоху Петра Великого. Взгляды первого российского императора на будущее культурное движение страны.
Ø Дальнейшее развитие культурных процессов предшествующего периода: обмирщения, развития личностного начала, преодоление национальной замкнутости. Укрепление внешнеполитических связей России и насаждение европейского на отечественную почву. «Раздвоение» российской культуры по сословному признаку.
Ø Влияние дворянства и иностранцев на культурное развитие страны. Упрочнение новых явлений в культурной жизни и дальнейшая ее европеизация во 2-й четверти XVIII в.
Второй вопрос
Ø Основные направления и черты развития общественно-политической мысли при Петре I. Распространение антиправительственных настроений в Петровской России. Появление первых печатных периодических изданий и распространение официальных общественно-политических взглядов.
Ø Обоснование абсолютистской идеологии в творчестве Феофана Прокоповича, И. Т. Посошкова, членов «Ученой дружины Петра». Представления императора и его сподвижников о всемогущем и разумно устроенном государстве.
Ø Распространение мысли о «всеобщем благе» и «всенародной пользе» в Петровскую эпоху. Развитие идей просвещения в творчестве Ф. С. Салтыкова, И. Т. Посошкова и других публицистов.
Ø Утверждение сословной идеологии во 2-й четверти XVIII в. Развитие представлений о привилегированном положении дворянского сословия в русском обществе в творчестве В. Н. Татищева и других видных публицистов эпохи дворцовых переворотов.
Третий вопрос
Ø Окончательное высвобождение отечественной литературы из под религиозной опеки. Утверждение идеалов и принципов литературы нового времени.
Ø Расцвет «гистории» (бытовой повести) в 1-й четверти XVIII в. Трансформация старого жанра в Петровскую эпоху: изменение сюжетных линий и идейного содержания в «гисториях» начала XVIII в. по сравнению с повестями предшествующего столетия (на примере «Гистории о российском матросе Василии Кариотском», «Гистории о храбром российском кавалере Александре», «Гистории о некоем шляхетском сыне» и др.).
Ø Эпоха классицизма в отечественной литературе. Общее и особенное в русском и европейском классицизме. Развитие сатирического направления в творчестве А. Д. Кантемира. Совершенствование русского литературного языка и правил стихосложения В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым. Поэтические произведения В. К. Тредиаковского. Наивысший расцвет русского классицизма 1-й половины столетия в литературном творчестве М. В. Ломоносова.
Четвертый вопрос
Ø Внедрение в отечественное зодчество новых форм и принципов. Появление архитектурного ордера, плановой застройки, новых видов зданий и типовых проектов.
Ø Барочное направление в развитии отечественной архитектуры. Основные черты русского барокко 1-й половины XVIII в.: простота и деловитость, четкие сдержанные объемы, особенности оформления фасадов, применение декоративной скульптуры. Теоретические изыскания и находки П. М. Еропкина, М. Г. Земцова, И. К. Коробова.
Ø Воплощение архитектурных новшеств в наиболее ярких произведениях эпохи. Характеристика творений Д. Трезини, Дж.- М. Фонтана, Г. Шеделя, М. Земцова, И. Устинова и др. известных зодчих эпохи.
Ø Приобщение отечественной живописи к опыту мировой культуры: утверждение новых жанров, изображение человека с учетом анатомии, смена обратной перспективы прямой, распространение светских сюжетов. Развитие русской гравюры. Новые виды монументальной живописи (панно, плафоны).
Ø Развитие русской портретной живописи в 1-й половине XVIII в. Видовое многообразие отечественного портрета (камерный, парадный, ростовой, погрудный, парный и т.д.). Стремление портретистов проникнуть во внутренний мир человека, отображение в картине его индивидуальных черт (личностное начало в живописи). Социальная функция парадного портрета — утверждение абсолютизма и сословного самосознания дворянства. Особенности творчества выдающихся мастеров эпохи: И. Н. Никитина, А. М. Матвеева.
Ø Возрождение отечественной скульптуры и ее основные жанры (портрет, монументальная статуя, барельеф и др.). Материалы и техника выполнения скульптурных изображений. Барочные традиции в отечественной скульптуре 1-й половины XVIII в. Характерные черты творчества В. К. Растрелли-отца и других мастеров.
Темы докладов
v Петр I — реформатор русской культуры начала XVIII в.
v Иностранцы в русской культуре 1-й половины XVIII в.
v Отечественная публицистика в эпоху Петра I.
v Оформление дворянской идеологии в России в 1-й половине XVIII в.
v Русская бытовая повесть в 1-й четверти XVIII в.
v Эпоха классицизма в отечественной литературе.
v М. В. Ломоносов — теоретик и практик русской литературы середины XVIII в.
v Русская архитектура на переломе эпох. Основные черты зодчества в 1-й половине XVIII в.
v Архитектура русского барокко.
v Основные направления развития отечественной живописи в 1-й половине XVIII в.
v Русский портрет 1-й половины XVIII в.
v Возрождение отечественной скульптуры в 1-й половине XVIII в.
Тема 5. Век просвещения и формирование русской национальной культуры во 2-й половине XVIII в.
1. Русская культура в эпоху просвещенного абсолютизма.
2. Общественно-политическая мысль в Екатерининский век.
3. Русская литература в поисках новых направлений и методов.
4. Эволюция русского зодчества: от барокко к строгому классицизму.
5. Живопись и скульптура 2-й половины XVIII в.