«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СПОРТСМЕНОВ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫКОНТРОЛЯ ЗА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ СПОРТСМЕНОВ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫМЕТОДОВ И СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ»
Подготовьтесь к семинарскому занятию, выполнив следующие задания:
1. Дайте определение понятию «функциональная подготовка»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие компоненты составляют первый «базовый уровень» функциональной подготовленности?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие компоненты составляют второй «специально-базовый уровень функциональной подготовленности»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что характеризует интегральный уровень функциональной подготовленности спортсменов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. В чем основное значение этапного контроля?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что характеризует комплексный уровень функциональной подготовленности спортсменов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Приготовиться к собеседованию по вопросам:
1. Понятие о функциональной подготовленности и функциональной подготовке спортсменов.
2. Структура функциональной подготовленности спортсменов. Основные компоненты – двигательный, энергетический, нейродинамический, психический, их взаимосодействие.
3. Структура функциональной подготовленности спортсменов в различных видах спорта.
4. Уровни показателей функциональной подготовленности спортсменов: интегральный, комплексный, дифференциальный, единичный.
5. Методологическая основа комплексного контроля.
6. Организационно-методические принципы комплексного контроля.
7. Необходимость использования дополнительных средств тренировки.
8. Виды и формы искусственной гипоксической тренировки.
9. Основные виды произвольного управления дыханием, использующиеся в тренировке спортсменов.
10. Характеристика тренировки с биологической обратной связью.
11. Использование натуральных биологически активных веществ для оптимизации процессов адаптации.
12. Средства ускорения и оптимизации восстановительных процессов в спорте.
13. Основные подходы к использованию средств оптимизации восстановления в соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов
Рекомендуемая литература:
1. Кучкин, С. Н. Физиологические принципы классификации упражнений и их характеристика: учебно-методическое пособие / С. Н. Кучкин; С. А. Бакулин. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 30 с.
2. Кучкин, С.Н. Физиология физических упражнений: Учебное пособие / С.Н. Кучкин, С.А. Бакулин, В.М. Ченегин, В.И. Сафонова. - Волгоград: ВГАФК, 1998.- 105 с.
3. Основы физиологии человека: в 2-х т. - под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб. 1994. – 570 с.
4. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. 2-е изд. - М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с., ил.
5. Солопов, И. Н. Диагностика и управление функциональным состоянием: учебное пособие для самостоятельной работы студентов / И. Н. Солопов; Н. Н. Сентябрёв, Е. П. Горбанёва. - Волгоград: ВГАФК, 2006. - 110 с. - Библиогр.: с. 108-110.
6. Солопов, И.Н. Спортивная физиология (с мультимедийным сопровождением): учебное пособие. Допущено федеральным агентством по физической культуре и спорту / Солопов, И.Н., Сентябрев, Н.Н., Горбанева, Е.П., Камчатников, А.Г. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2008. – 146 с.
7. Физиология человека: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических вузов / Под ред. В.И. Тхоревского. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001.- 492 с.
8. Шамардин, А. И. Дифференцированный контроль физической работоспособности спортсменов на разных этапах подготовки: учебное пособие / А. И. Шамардин; И. Н. Солопов, Е. Э. Червякова. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 84 с.
9. Шамардин, А. И. Функциональная подготовка футболистов: учебное пособие / А. И. Шамардин; И. Н. Солопов, А. И. Исмаилов. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 152 с.
Темы рефератов и самостоятельных работ:
1. «Методологические основы комплексного контроля функциональной подготовленности спортсменов».
2. Использование методов направленной релаксации для оптимизации психофункционального состояния спортсменов.
3. Реферат «Формы и виды гипоксической тренировки спортсменов».
4. Реферат «Использование методики тренировки с биологической обратной связью в тренировке спортсменов в избранном виде спорта».
Внимание!
При явке на экзамен (а также на 3 тур Олимпиады) студент предъявляет экзаменатору (или преподавателю, проводящему 3 тур Олимпиады) контрольный лист с отметками о выполнении всех видов заданий преподавателем, проводившим в группе практические и семинарские занятия.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ
№ | Показатель | Количество | |
В покое | При тяжёлой мышечной работе | ||
Количество крови в организме:
· % от общей массы тела
на 1 кг массы тела, мл/кг:
| около 6,5-7,5 | Несколько уменьшается за счёт гемоконцентрации (выход плазмы в ткани) | |
Процент циркулирующей крови от общего количества | 50-60 | Увеличивается | |
Процентное содержание форменных элементов | 42-47 | увеличивается за счёт гемоконцентрации и выхода форменных элементов из депо | |
Эритроциты
| 4,5-5,0 млн/мм3 или 4,5-5,0 * 1012 л 4,2-4,5 млн/мм3 или 4,2-4,5 * 1012 л | Увеличивается | |
Гемоглобин
| 14-15 г % 13,5-14,5 г % или 135-150 г/л | Повышается на 5-10 % | |
Лейкоциты | 5-8 тыс/мм3 или 5-8 * 109 л | Увеличивается (миогенный лейкоцитоз)
Фазы:
| |
Тромбоциты | 200-400 тыс/мм3 или 20-40 * 1010 л | Увеличивается (миогенный тромбоцитоз) | |
Кислородсвязывающая способность 1 г гемоглобина | 1,34-1,36 мл О2 | Не меняется | |
Кислородная ёмкость артериальной крови (КЕК) | 18-22 об% (18-22 мл/100 г крови или 180-220 мл/л | Увеличивается на 5-10 % | |
Артерио-венозная разность по кислороду (АВР О2) | 6-8 об% или 60-80 мл/л | Увеличивается до 12-15 об% | |
Сахар | 80-120 мг % или 4,4-6,7 мМ/л | При работе максимальной интенсивности увеличивается При работе умеренной мощности уменьшается | |
Молочная кислота | 8-18 мг % или 0,9-2,0 мМ/л | Увеличивается до 100-200 мг % 10-20 мМ/л | |
Онкотическое давление | 20-30 мм.рт.ст. | Увеличивается | |
Осмотическое давление | 7,0-8,1 атм. | Увеличивается при длительной работе | |
PH:
| 7,40 7,36 | Снижается до 7,2-6,9 при анаэробной и анаэробно-аэробной работе | |
Вязкость | 3-5 усл.ед. (по сравнению с водой) | Увеличивается при длительной работе | |
Коэффициент использования кислорода или коэффициент тканевой утилизации О2 (КИО2) | 25 % | Увеличивается до 75-80 % |
КРОВООБРАЩЕНИЕ
№ | Показатель | Количество | |||
В покое | При тяжёлой мышечной работе | ||||
неспортсмен | спортсмен | неспортсмен | спортсмен | ||
Частота сердечных сокращений (ЧСС) или пульс, уд/мин.
| 60-80 70-90 | < 60 < 69 | 200-220 200-220 | 200-220 200-220 | |
Систолический или ударный объём (СО), или сердечный выброс (СВ), мл | 60-80 | 80-100 | 100-150 | 150-250 | |
Минутный объём кровообращения (крови, кровотока), л/мин | 4-6 | 4-6 | до 20 | до 40 | |
Время кругооборота крови, с | 20-25 | 20-25 | 10-12 | 8-10 | |
Артериальное давление, мм.рт.ст.
| 100-130 60-80 40-50 | 100-130 60-80 40-50 | до 200 до 100 до 100 | до 230 до 110 до 120 | |
Длительность сердечного цикла (ДСЦ), с | 1,0-0,8 | 1,0-1,5 | 0,3 | 0,3 | |
Линейная скорость кровотока (СК)
| 0,5-0,6 0,15-0,20 0,5 14-60 0,18-0,20 | 0,5-0,6 0,15-0,20 0,5 14-60 0,18-0,20 | 1,0-1,2 0,3-0,4 до 1,0 до 80 до 0,3 | 1,0-1,4 0,3-0,5 до 1,0 до 100 до 0,35 |
ДЫХАНИЕ
№ | Показатель | Количество | |||
В покое | При тяжёлой мышечной работе | ||||
неспортсмен | спортсмен | неспортсмен | спортсмен | ||
Частота дыхания (ЧД), циклов/мин | 12-18 | 8-12 | 50-60 | 60-90 | |
Дыхательный объём (ДО) или глубина дыхания, л | 0,4-0,5 | 0,6-0,8 | 1,5-2,0 | 2,0-4,0 | |
Минутный объём дыхания (МОД) или лёгочная вентиляция (ЛВ), л/мин | 6-8 | 5-7 | 75-120 | 120-200 | |
Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) или фактическая ЖЕЛ (ФЖЕЛ), л · мужчины · женщины | 3,5-5,0 2,5-4,0 | 4,0-8,0 3,0-5,0 | Уменьшается на 5-10 % то же | ||
Относительная ЖЕЛ (жизненный показатель) (ЖЕЛ/вес), мл/кг ДО/ЖЕЛ, % | 50-60 12-15 | 70-90 12-15 | 30-40 | 40-60 | |
Мёртвое пространство (МП), мл | 120-150 | 120-150 | Увеличивается до 300-500 | ||
Максимальная вентиляция лёгких (МВЛ), л/мин · мужчины · женщины | 100-150 70-100 | 150-250 100-140 | |||
Потребление О2 (ПО2), л/мин | 0,25-0,30 | 0,25-0,30 | 2,0-3,0 | 4,0-6,0 |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
а) основная литература.
1. Горбанёва, Е. П. Основы общей и спортивной физиологии. Компенсация нарушенных функций: учебное пособие / Е. П. Горбанёва; И. В. Суслина. - Волгоград: ФГОУВПО "ВГАФК", 2009. - 159 с. - Библиогр.: с. 157-159.
2. Солопов, И. Н. Диагностика и управление функциональным состоянием: учебное пособие для самостоятельной работы студентов / И. Н. Солопов; Н. Н. Сентябрёв, Е. П. Горбанёва. - Волгоград: ВГАФК, 2006. - 110 с. - Библиогр.: с. 108-110.
3. Солопов, И.Н. Спортивная физиология (с мультимедийным сопровождением): учебное пособие. Допущено федеральным агентством по физической культуре и спорту / Солопов, И.Н., Сентябрев, Н.Н., Горбанева, Е.П., Камчатников, А.Г. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2008. – 146 с.
б) дополнительная литература;
1. Агаджанян, Н. А. Резервы нашего организма / Н. А. Агаджанян; А. Ю. Катков. - 3-изд., перераб. и доп. - М.: Знание, 1990. - 239 с.: ил. - Библиогр.: с. 233. - ISBN 5-07-000077-2.
2. Аулик, И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1990. - 191 с.: ил.
3. Бакулин, В. С. Медицинские средства восстановления: учебное пособие / В. С. Бакулин; И. Б. Грецкая, М. М. Богомолова. - Волгоград: ФГОУ ВПО "ВГАФК", 2008. - 78 с. - Библиогр.: с. 77-78.
4. Булич, Э. Г. Здоровье человека-биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции / Э. Г. Булич; сост. И. В. Муравов. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.
5. Волков, В. М. Тренировка и восстановительные процессы: учебное пособие / В. М. Волков. - Смоленск: СГИФК, 1990. - 149 с.
6. Габрысь, Т. (д-р п. н.). Анаэробная работоспособность спортсменов, лимитирующие факторы, тесты и критерии, средства и методы тренировки: автореф. дис.... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Т. Габрысь. - М.: РГАФК, 2000. - 57 с.
7. Галочкин, Ю. Г. Физиологические основы организации двигательных действий человека: учебное пособие / Ю. Г. Галочкин. - Волгоград: ВГИФК, 1991. - 60 с.
8. Городниченко, Э. А.. Особенности кровообращения при статической мышечной деятельности: лекция / Э. А. Городниченко. - Смоленск, 1994. - 28 с.
9. Данько, Ю. И. Очерки по физиологии физических упражнений / Ю. И. Данько. - М.: Медицина, 1974. - 255 с.
10. Дмитрук, А. И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации в спорте: учебно-методическое пособие / А. И. Дмитрук. - СПб.: СПбГУФК, 2007. - 58 с. - Библиогр.: с. 56-58.
11. Зотов, В. П. Восстановление работоспособности в спорте / В. П. Зотов. - Киев: Здоровья, 1990. - 196 с.
12. Исмаилов, А. И. Психофункциональная подготовка спортсменов: учебное пособие / А. И. Исмаилов; И. Н. Солопов, А. И. Шамардин. - Волгоград: ВГАФК, 2001. - 116 с.
13. Камчатников, А. Г. Оптимизация функциональной подготовленности спортсменов посредством биологических активных добавок: монография / А. Г. Камчатников; Н. В. Серединцева, Н. Н. Сентябрёв. - Волгоград: ФГОУВПО "ВГАФК", 2009. - 93 с. - Библиогр.: с. 89-92.
14. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. - 2-е изд., доп., перераб. - М.: ФиС, 1989. - 222 с.
15. Кучкин, С. Н. Биоуправление в медицине и физической культуре: монография / С. Н. Кучкин. - Волгоград: ВГАФК, 1998. - 155 с.
16. Кучкин, С. Н. Дыхательные упражнения в спорте: учебное пособие / С. Н. Кучкин. - Волгоград: ВГИФК, 1991. - 48 с.
17. Кучкин, С. Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности / С. Н. Кучкин. - Волгоград, 1994. - 103 с.
18. Кучкин, С. Н. Основы спортивного отбора: учебная лекция / С. Н. Кучкин; В. М. Ченегин. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 25 с.
19. Кучкин, С. Н. Оценка уровня здоровья и функционального состояния - диагностика и защита от стресса: сборник методических материалов / С. Н. Кучкин; Н. Н. Сентябрёв, А. А. Шамардин. - Волгоград: ВГАФК, 1998. - 91 с.
20. Кучкин, С. Н. Физиологическая характеристика двигательных качеств: учебное пособие / С. Н. Кучкин. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 48 с.
21. Кучкин, С. Н. Физиологические принципы классификации упражнений и их характеристика: учебно-методическое пособие / С. Н. Кучкин; С. А. Бакулин. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 30 с.
22. Кучкин, С.Н. Физиология физических упражнений: Учебное пособие / С.Н. Кучкин, С.А. Бакулин, В.М. Ченегин, В.И. Сафонова. - Волгоград: ВГАФК, 1998.- 105 с.
23. Лиходеева, В. А. Особенности адаптации и обмена веществ при мышечной деятельности: учебное пособие / В. А. Лиходеева. - Волгоград: ВГАФК, 2004. - 41 с.
24. Мирзоев, О. М. Применение восстановительных средств в спорте / О. М. Мирзоев. - М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 204 с.
25. Основы физиологии человека: в 2-х т. - под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб. 1994. – 570 с.
26. Попов, В. А. Основы адаптации двигательной системы человека к изменяющимся условиям внешней среды / В. А. Попов. - Великие Луки: ВГИФК, 2000. - 220 с.
27. Сентябрёв, Н. Н. Направленная релаксация организма при напряженной мышечной деятельности человека: монография / Н. Н. Сентябрёв. - Волгоград: ВГАФК, 2004. - 142 с.
28. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта: учебник / В. М. Смирнов. - М.: Владос-Пресс, 2002. - 608 с.: ил.
29. Смоленцева, В. Н. Механизмы адаптации организма человека к различным климато-географическим условиям: учебное пособие / В. Н. Смоленцева. - Омск: СибГАФК, 1999. - 27 с.
30. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. 2-е изд. - М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с., ил.
31. Солопов, И. Н. Адаптация к физическим нагрузкам и физическая работоспособность спортсменов: учебное пособие / И. Н. Солопов. - Волгоград: ВГАФК, 2001. - 80 с.
32. Солопов, И. Н. Комплексная оптимизация функциональной подготовленности пловцов: учебно-методическое пособие / И. Н. Солопов. - Волгоград: ВГАФК, 2002. - 44 с.
33. Тристан, В. Г. Физиология спорта: учебное пособие / В. Г. Тристан; О. В. Погадаева. - Омск: СибГУФК, 2003. - 92 с. - Библиогр.: с. 91.
34. Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта: учебник / Уилмор, Дж. Х.; Д. Л. Костилл. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 504 с.
35. Физиология человека: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических вузов / Под ред. В.И. Тхоревского. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001.- 492 с.
36. Фомин, В.С. Структура функциональной подготовленности спортсмена // Функциональные резервы спортсменов различной квалификации и специализации. - Л.: Изд. ГДОИФК, 1986.- С.15- 19.
37. Харитонова, Л. Г. Адаптация к физическим нагрузкам спортсменов игровых видов спорта на этапе спортивного совершенствования (на примере футбола, хоккея, бадминтона) / Л. Г. Харитонова; Ю. В. Шкляев, А. В. Шемердяк. - Омск: СибГУФК, 2005. - 125 с.: ил. - Библиогр.: с. 107-117. - ISBN 5-7065-0265-Х.
38. Шамардин, А. И. Дифференцированный контроль физической работоспособности спортсменов на разных этапах подготовки: учебное пособие / А. И. Шамардин; И. Н. Солопов, Е. Э. Червякова. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 84 с.
39. Шамардин, А. И. Функциональная подготовка футболистов: учебное пособие / А. И. Шамардин; И. Н. Солопов, А. И. Исмаилов. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 152 с.
40. Шамардин, А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов: Монография / А.И. Шамардин. - Волгоград: ВГАФК, 2000.- 276 с.