ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена с учетом современных требований, опирается на классические и новейшие психологические исследования. В ней сохранены наиболее устоявшиеся и общепринятые темы и разделы курса, значение которых на протяжении ряда лет было подтверждено практикой преподавания психологии в педагогических вузах.
Внимание студентов привлекается к основным научным психологическим школам и отдельным исследованиям. Большая роль отводится усвоению основного понятийного аппарата.
Программа настоящего курса построена с учетом органической связи проблем общей, возрастной и педагогической психологии и ориентирована на создание у студентов целостного представления о предмете психологии и истории ее становления, ее основных категориях — личности, деятельности, познании и особенностях их развития.
В процессе изучения курса студенты должны усвоить основные психологические категории, понять сущность их развития, научиться применять психологические знания для научного подхода к своей педагогической деятельности, приобрести навыки самостоятельной работы с научной психологической литературой, а также познакомиться с некоторыми диагностическими методами исследования.
В процессе преподавания общей психологии следует обеспечить тесную взаимосвязь теоретического и практического курсов обучения.
Ограниченное количество времени, отводимое в учебном плане на изучение различных разделов психологии требует от преподавателя большой гибкости и продуманности при отборе информации, выносимой на лекции и отводимой на самостоятельное изучение.
Цель курса: создание условий для освоения бакалаврами общепсихологических знаний на научном, процессуально-описательном, процессуально-действенном уровнях.
В рамках данного курса рассматриваются следующие задачи:
1. Формирование системы основных психологических категорий, законов и закономерностей психического развития человека;
2. Понимания сущности становления и развития психологического знания, многообразия взглядов и подходов;
3. Умения применять психологические знания для научного подхода к своей педагогической деятельности;
4. Формирование навыков самостоятельной работы с научной психологической литературой;
5. Развитие самосознания студентов, углубление интереса к себе, своим особенностям и потенциальным возможностям, дальнейшему развитию саморефлексии;
6. Формирование потребности совершенствовать свою профессиональную педагогическую деятельность и ее результаты.
В процессе преподавания общей психологии устанавливается тесная взаимосвязь теоретического и практического курсов обучения. С этой целью на практических занятиях предусмотрено знакомство бакалавров с методами и методиками психологического исследования, изучение познавательной сферы личности и деятельности.
Формами организации обучения в рамках учебной дисциплины служат лекции, семинары, лабораторные работы, самостоятельная работа. Экзамен является формой контроля над результатами освоения дисциплины.
Содержание курса разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010), и спланировано с учетом предусмотренного учебным планом бюджета времени.
Тема 1. Психология как наука, её структура, задачи, методы
Условия и закономерности развития психологических знаний. Современная психология, ее задачи и место в системе наук. Методологические принципы психологии. Психология и философия. Психология и естественные науки. Психология и педагогика. Значение психологии для педагогической практики.
Основные отрасли психологии. Принципы классификации отраслей психологии и структура современной психологической науки. Возникновение "стыковых" отраслей психологии.
Общая психология и ее место в системе знаний о человеке. Методы психологии. Основные требования, предъявляемые к методам.
1. Эмпирические методы добывания научных знаний: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы (сравнительные, лонгитюдные, комплексные), наблюдение, собственно эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью). Анализ продуктов деятельности, биографические методы. Проективные методы. Моделирование в психологии. Генетический (близнецовый) метод.
2. Организация и проведение психологического исследования. Постановка проблемы. Гипотеза. Общие требования к организации психологического исследования и анализу экспериментальных данных.
3. Методы обработки полученных данных: количественный (статистический) и качественный анализы. Использование методов психологии в практической работе учителя.
4. Интерпретация фактов, полученных в результате исследования (генетический и структурный подход).
Тема 2. Предмет психологической науки, основные направления развития психологического знания
Основные этапы становления психологии как науки. Естественно-научные, генетические и философские предпосылки возникновения научной психологии.
Возникновение и развитие психологических воззрений в античной философии. Психологические воззрения в эпоху средневековья. Идеалистические и материалистические ориентации в психологии.
Развитие психологии как науки о сознании (В.Вундт, В.Джемс). Становление психологии как самостоятельной науки. Возникновение экспериментальной психологии. Основные научные психологические школы в конце XIX и начале XX в.
Поиски новых объяснительных принципов и объективных методов исследования психики. Зарождение новых психологических школ. Общая характеристика методологических основ бихевиоризма (Д.Уотсон, Б.Скиннер), психоанализа (З.Фрейд), гештальтпсихологии, гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу).
Формирование отечественной психологии, подходы к перестройке психологической науки на основе марксизма. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
Тема 3. Психика человека как предмет системного исследования
Психика и эволюция нервной системы. Сигнальный характер психики. Отражательная и регуляторная функция психики. Развитие психики в филогенезе.
Этапы развития психики — стадия элементарной, сенсорной психики; стадия перцептивной психики, стадия элементарного интеллекта.
Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого сознания. Трудовая деятельность и сознание человека. Общественная природа сознания. Сознание и язык. Структура сознания. Сознание и бессознательное, как особая форма отражения внешнего мира.
Мозг и психика. Вклад А.Р. Лурия в изучение материального субстрата психики. Динамическая системность и целостность в работе мозга. Принцип динамической локализации. Основные функциональные блоки мозга, их роль в управлении поведением. Функциональная асимметрия коры больших полушарий мозга. Функции левого и правого полушарий в осуществлении психики.
Тема 4. Психология личности.
Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность.
Основные подходы к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии. Системно-структурное представление о личности. Психоаналитическая теория личности З. Фрейда. Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона.
Понятие самосознания, его структура. Образ «Я». Уровень притязаний и уровень ожиданий личности. Оценка и самооценка, ее роль для становления самосознания личности. Условия формирования самооценки. Адекватная, завышенная, заниженная самооценка, влияние ее на поведение личности.
Направленность личности: Мотивы и мотивация поведения. Виды мотивов. Осознанные мотивы – интересы, стремления, убеждения, их становление в связи с мировоззрением личности. Понимание личности в работах С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович.
Неосознаваемые мотивы поведения — установки и стереотипные формы поведения личности: Внушение. Конформизм.
Тема 5. Индивидуально-типологические особенности личности:
Темперамент
Понятие о темпераменте как биологическом фундаменте, на котором формируется личность как социальное существо. Устойчивость и постоянство темпераментов в процессе развития личности. Типы темпераментов, их характеристика. Физиологические основы темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности.
Характер
Понятие о характере. Характер и направленность личности. Обусловленность характера условиями жизни и общественными отношениями. Черты характера. Условия формирования характера. Акцентуации характера.
Способности.
Понятие о способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Мыслительный и художественный тип как один из видов индивидуально-психологических различий, от которых зависит своеобразие способностей. Наследственность и способности. Роль задатков в развитии способностей. Общие и специальные способности. Уровни развития способностей. Зависимость развития способностей от обучения. Общие умственные способности.
Проблема диагностики способностей. Тесты способностей и их оценка.
Тема 6. Эмоционально-волевая сфера.
Эмоции и чувства. Историческая обусловленность чувств человека, их значение в жизни личности. Основные функции чувств — сигнальная, регулятивная, экспрессивная. Эмоциональные состояния, их внешнее выражение.
Основные эмоциональные состояния — настроения, страсти, аффект, фрустрация, стресс. Классификация и виды эмоций.
Моральные, интеллектуальные, эстетические, практические чувства. Динамика развития чувств — продолжительность, интенсивность, глубина, осознанность.
Воля.
Понятие о воле. Волевые действия, их отличие от импульсивных и привычных действий. Значение воли для регуляции деятельности.
Волевой акт и его структура. Принятие решения и его характеристика. Волевое усилие. Побудительная и тормозная функция воли.
Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.
Тема 7. Деятельность. Общение.
Понятие о деятельности и ее целях. Специфика деятельности человека. Активность личности и мотивация деятельности. Принцип единства сознания и деятельности личности. Предметный характер человеческой деятельности. Структура деятельности. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.
Мотивационно-потребностная сфера деятельности: потребности как источник активности человека. Виды потребностей, классификация потребностей. Мотивы деятельности. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы.
Внутренняя психическая и внешняя практическая деятельность. Понятия интериоризации и экстериоризации.
Понятие общения. Роль и функции общения в процессе развития человека. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения. Коммуникативная компетентность. Стратегии общения: открытое – закрытое; монологическое - диалогическое; ролевое – личностное. Передача информации в процессе общения. Виды общения: непосредственное, опосредованное; деловое, личное; вербальное и невербальное. Средства общения. Общение и совместная деятельность. Барьеры общения.
Тема 8. Познавательная сфера