Алгоритм проведения внешних мониторинговых исследований в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам общего образования
Этапы внешнего мониторинга качества образования
I. Целеполагание и планирование исследования (определение и формулировка целей и задач мониторинга в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, образовательных программ):
- формулировка проблемы, которая изучается;
- постановка цели и задач мониторингового исследования;
- определение объекта и предметамониторингового исследования;
- определение вида и формы проведения исследования;
- определение периодичности и сроков исследования (должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений обучающихся, не приводить к их переутомлению и не нарушать ход образовательного процесса);
- составление графика мониторинговых исследований;
- выбор методов сбора данных, обеспечивающих сочетание количественных и качественных уровней анализа информации (сбалансированность методов);
- определение ответственных исполнителей исследования;
- обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению мониторинговых исследований.
II. Разработка (подбор) инструментария мониторинговых исследований (важно определить наиболее эффективные, менее затратные по времени и объективные по содержанию формы мониторинга, в зависимости от вида мониторинга, цели, задач, объекта, категории участников исследования):
- разработка (подбор) инструментария для сбора данных (тестов, анкет и т.д.) в соответствии с выбранными видом и формой проведения мониторинга;
- формирование репрезентативных выборочных совокупностей обучающихся для участия в мониторинговых исследованиях;
- проведение пилотных исследований качества инструментария (его надежности и валидности), коррекция инструментария, его стандартизация;
- разработка программного обеспечения для обработки данныхмониторинга;
- разработка программно-инструментального обеспечения для ввода данных;
- разработка структуры баз данных мониторинга и средств для их ведения.
III.Проведение мониторинговых исследований в соответствии с этическими нормами и правилами диагностической работы:
- психологическая подготовка участников мониторингового исследования;
- проведение инструктажа, знакомство с технологией проведения исследования;
- работа с документами;
- организация процедур наблюдений за сбором информации для обеспечения ее достоверности;
- организация процедур соблюдения конфиденциальности информации.
IV. Сбор и обработка результатов:
- иерархическое упорядочивание, систематизация, фильтрация, обработка данных мониторинга, предварительный анализ;
- оценивание надежности и валидности данных;
- коррекция и выравнивание данных для обеспечения сопоставимости по группам сравнения;
- определение способа хранения полученной информации.
V. Анализ и интерпретация результатов:
- количественный и качественный анализ данных мониторинга;
- оценка и интерпретация результатов анализа;
- сравнение реальных результатов с ожидаемыми и с результатами предыдущих диагностик;
- графическая визуализация полученных данных;
- подготовка заключительного отчета по использованию результатов мониторинга в соответствии с целями его проведения;
- представление информации о результатах мониторинговых исследований в удобной для пользователей форме;
- подготовка методических рекомендаций по устранению (коррекции) выявленных проблем (по подержанию сбалансированности результатов).
VІ. Коррекция и прогнозирование возможных изменений:
- рефлексия;
- проведение коррекционной работы;
- повторная диагностика с целью выявления динамики результативности образовательного процесса и оценки эффективности педагогической деятельности.
Инструментарий для педагогических работников к проведению мониторинга в форме проверочной работы
1. Зайти на блог центра анализа и методического сопровождения среднего общего образованияГОУ ДПО «ДонРИДПО»https://omkoridp.blogspot.com/
в указанную дату в 8-00.
2. Скачать текст проверочной работы.
3. Ознакомиться с заданием и материалами в методическом комментарии после задания (критерии оценивания, таблица перевода баллов в отметку, форма для внесения данных и т.д.).
4. Провести проверочную работу.
5. Проверить работы.
6. Перейти на блоге https://omkoridp.blogspot.com/ по указанной ссылке на форму поэлементного анализа и заполнить электронную таблицу.
7. После ответа на все предложенные вопросы нажать на кнопку «Отправить».
8. Сохранение данных производится автоматически с учетом всех
последних внесенных изменений. (При запросе «Отправить еще один ответ» повторное заполнение не требуется).