МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Реферат
Методика развития координационных
Способностей у спортсменов-гребцов на байдарке
Лука Валерий,
студент 4 курса
факультета физического воспитания
Гродно, 2017
ВВЕДЕНИЕ
Гребля на байдарках и каноэ пользуется большой популярностью среди
молодежи и достойно представлена в международной спортивной программе. В большей степени успехи в этом виде спорта связаны с достижениями спортивной науки. Уже создана система научных положений и методов, на которой строится педагогический процесс юных и взрослых квалифицированных гребцов. Однако многие вопросы теории и практики гребли еще изучены недостаточно, а некоторые до настоящего времени совсем почти не изучались. К числу таких малоизученных разделов относится развитие координации у гребцов.
Если рассматривать многолетнюю подготовку гребцов на байдарке как
целостный педагогический процесс, то прослеживается зависимость
успешности выступления на соревнованиях на этапе
наивысших спортивных результатов от качества знаний и «фундаментальных
навыков», полученных гребцами в процессе начальной подготовки.
Одной из основных задач на этапе начального обучения в гребле на
байдарках и каноэ является выявление основных компонентов
координационных способностей, необходимых гребцам на байдарках и каноэ
в их спортивной деятельности.
ГЛАВА 1. Развитие координации как одна из составляющих в подготовке гребцов
Одной из наиболее важных особенностей в обучении гребле на
байдарках и каноэ является развитие координационных способностей.
Как известно, координация - это способность человека рационально
согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных
двигательных задач.
В физиологии спорта, а также в теории физического воспитания и
спортивной тренировки основными физическими (двигательными)
качествами показывают: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость.
Однако в последние годы существующего основного термина ловкость,
оказавшегося очень многозначным, нечетким и "житейским", ввели в теорию
и практику термин координационные способности, стали говорить о системе
таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию.
В настоящее время специалисты насчитывают от 2-3 общих до 5-7 (по
другим данным до 11-20 и более) специальных и специфически проявляемых
координационных способностей, таких как координация деятельности больших мышечных групп всего тела; общее равновесие; равновесие со зрительным контролем и без него; равновесие на предмете; уравновешивание предметов; быстрота перестройки двигательной деятельности и т.д. Среди координационных называют также способность к пространственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность произвольно расслабить мышцы.
Координационные способности, пишет В.И. Лях, – это возможности
индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и
регулировке двигательного действия.
К наиболее важным из специфических, или частных, координационных
способностей относятся: способность к ориентированию в пространстве,
равновесие, ритм, способности к восприятию, дифференцированию,
временных и силовых параметров движений, способности к реагированию, быстроте перестроения двигательном деятельности, способности к согласованию движений, произвольное мышечное напряжение и статокинетическую устойчивость.
Под способностью к ориентированию понимают возможности индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и
осуществлять движения в нужном направлении.
Способность к дифференцированию параметров движений
обуславливает высокую точность и экономичность пространственных, силовых и временных параметров движения.
Способность к реагированию позволяет быстро и точно выполнить
целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее
сигнал всем телом или его частью (рукой, ногой).
Способность к перестраиванию двигательных действий – это быстрота
преобразования выработанных форм движений или переключения от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.
Способность к согласованию – это соединение (соподчинение)
отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.
Способность к равновесию – это сохранение устойчивости позы в тех
либо иных статических положениях тела (в стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, во время выполнения упражнений, в борьбе с партнером).
Способность к ритму – это способность точно воспроизводить
заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в
связи с изменившимися условиями.
Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость – это способность
точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях
вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов).
Произвольное расслабление мышц – это способность к оптимальному
согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.
Результатом развития специальных и специфических координационных
способностей, своего рода их обобщением, стало понятие «общие
координационные способности». Это понятие сформировано в итоге многочисленных научных исследований и практических наблюдений.