Исторический период существования общества | Технологии | Ценности и нормы | Характер взаимодействия | Численность населения и формы поселений |
Вероятно, с появления человека современного вида около 50 тыс. лет назад; в настоящее время характерно для немногочисленных изолированных племен в Африке, Амазонии и Океании. | Общество охотников и собирателей: хозяйственная деятельность людей ограничена технологиями, основанными на непосредственном использовании даров природы (охота, рыболовство, сбор плодов); люди используют простые орудия труда; источником энергии служит мускульная сила человека; все люди участвуют в добывании пищи и других предметов, необходимых для выживания; существует специализация деятельности только по возрасту и полу. | Первобытное общество: основывается не на ценностях как разделяемых всеми представлениях о должном, а на заменяющем их опыте выживания (иногда мифологизированном), накопленном старшими членами рода; нормы существуют как жесткие правила поведения; формирование и поддержание норм обеспечивает семья, ориентирующая людей на воспроизводство заданных образцов взаимодействий как естественных, единственно возможных. | Родовое общество: ограничивает взаимодействия, сводя их к общению между членами рода; имущественное и правовое неравенство практически отсутствует, сегрегация минимальна (частично обособленные сообщества сверстников); интеграция общества поддерживается на основе кровно-родственных связей. | Кочевое общество: может объединять десятки и сотни людей, кочующих по территории, на которой они способны выживать, иногда создавая относительно долговременные поселения. |
Развивается приблизительно с VI тысячелетия до н.э.; сейчас характерно для небольшого числа стран Азии и большинства стран Африки. | Аграрное (доиндустриалъное) общество: способствует развитию технологий, основанных] на использовании естественных (природных) процессов (разведение растений и животных, обработка дерева, камня и других природных материалов); люди используют ручные орудия труда и простые механизмы; источниками энергии служат мускульная сила человека и тягловых животных, сила ветра и течения воды; большинство экономически активного населения (70-90%) занято в сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых, небольшая часть – в ремесле и торговле. | Традиционное общество: основывается на ценностях — сакральных заповедях, т.е. неизменных верованиях; нормы существуют как предписания должного поведения, однозначно определяемые ценностями; главную роль в формировании и поддержании норм играют семья и религия, ориентирующие людей на воспроизводство привычных образцов взаимодействий, на подчинение авторитету старших поколений и носителей высоких статусов, нетерпимость к культурным различиям. | Общинно-сословное общество: поддерживает взаимодействия в основном внутри общин (семьи, племена) или общностей (касты, сословия, конфессии), для которых характерны закрытость (членство по про исхождению) и специфичные образцы взаимодействий; неравенство слабо выражено, а сегрегация очень сильна (межобщинные и межсословные контакты ограничены); интеграция общества обеспечивается на основе религии и политической власти. | Кочевое и сельское общество: может объединять сотни и тысячи людей, подавляющее большинство которых обитает в небольших поселениях (во временных стойбищах или постоянных деревнях), а часть живет в небольших городах |
Развивается с середины XVIII в.; сейчас характерно для большинства стран Америки, Европы и Азии, включая Россию | Индустриальное общество: способствует развитию технологий, основанных на использовании искусственно создаваемых и поддерживаемых процессов (создание и применение машин, синтез новых химических веществ, производство электроэнергии); труд людей механизирован; используются различные источники энергии: паровые машины, двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели, электрогенераторы, атомные реакторы; большинство экономически активного населения (50— 70%) занято в промышленности, а также в торговле и на транспорте, в сельском хозяйстве занято относительно немного людей, поскольку их труд частично механизирован. | Модернистское общество: основывается на цен ностях'— рациональных идеалах, т.е. устойчивых убеждениях в том к чему следует стремиться; нормы существуют как ожидания должного поведения, определяемые ценностями лишь в общих чертах; главную роль в формировании и под держании норм играют экономика (работа и потребление) и политика (государство и общественные органи зации), ориентирующие людей на создание более прогрессивных форм взаимодействий, на конкуренцию и инновации | Массовое общество: поддерживает взаимодействия в рамках крупных организаций (предприятий, партий и движений, учебных заведений и т.п.) и акций (митингов, забастовок, массовых зрелищ и т.п.); неравенство сильно выражено, а сегрегация ослабевает (широкие возможности изменения статуса и принадлежности к разным общностям); интеграция общества обеспечивается на основе экономики, политики, культуры | Урбанистическое общество: может объединять сотни тысяч и миллионы людей, большинство которых живет в городах, в том числе в очень крупных |
Формируется с конца XX в.; сейчас характерно для небольшого числа наиболее развитых стран, включая США, Японию, Западную Европу | Постиндустриальное общество: способствует развитию технологий,основанных на использовании информации (компьютеры, телекоммуникации, генная инженерия, научные исследования, управление, обучение); развивается автоматизация производства и гуманизация труда (важны индивидуальные знания и навыки общения); происходит экологизация и миниатюризация источников энергии и двигателей; большинство экономически активного населения (60-70%) занято в сфере услуг, включающей торговлю, рекламу, туризм, финансы, науку и образование медицину, спорт, СМИ и индустрию развлечений; в сельском хозяйстве и промышленности занято относительно немного людей, поскольку их труд механизирован и производство отчасти автоматизировано. | Постмодернистское общество: основывается на ценностном релятивизме, т.е. отношении к ценностям как к изменчивым эстетическим оценкам и ориентирующим идеям; нормы существуют как ожидания должного поведения, определяемые в зависимости от культурного (ценностного) контекста; главную роль в формировании и поддержании норм играет культура (образование и СМИ), ориентирующая людей на умение воспроизводить разные образцы взаимодействий, принятие плюрализма стилей жизни | Сетевое общество: поддерживает избирательные взаимодействия, на основе которых близкими по интересам и стилю жизни индивидами формируются специфические и относительно обособленные сообщества — сети коммуникаций; неравенство по-прежнему сильно выражено, а сегрегация вновь усиливается в результате дифференциации стилей жизни и возникновения новых форм закрытых сообществ (клубы, группы взаимопомощи и т.п.); интеграция общества обеспечивается на основе культуры (СМИ, образование) и новых коммуникационных технологий (Интернет, мобильная связь и т.д.) | Постурбанистическое общество: объединяет миллионы людей, большинство из которых сосредоточено в городах, но значительная часть их населения является мигрирующей: приезжает в крупные города — мегаполисы для работы, учебы или по иным делам, а затем возвращается в экологически и социально более комфортные пригородные зоны и небольшие города — «спутники» мегаполисов |