По каждой семинарской теме студентам рекомендовано ознакомиться с понятийным аппаратом (составить глоссарий). Данный вид самостоятельной работы студента выражается в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Оформляется письменно в конспекте в отдельно отведённом для этого месте или в отдельной тетради. Включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Предлагается следующий порядок работы по составлению глоссария:
1. Прочитать материал информационного источника, выбрать главные термины, непонятные слова.
2. Выписать их, а затем подобрать основные определения, пользуясь справочной литературой или информационными ресурсами Интернета.
3. Критически осмыслить подобранные определения в контексте изучаемой темы.
4. Быть готовым к написанию словарного диктанта на предмет знания понятийного аппарата по изучаемой теме.
Критерии оценивания глоссария:
■ соответствие терминов теме: максимально 1 балл;
■ полнота выполнения домашнего задания: максимально 1 балл;
■ знание отработанного понятийного аппарата: максимально 2 балл;
■ умение применять категории при объяснении содержания изучаемой темы: максимально 1 балл.
Методические рекомендации по созданию презентации
Создание материалов-презентаций - это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы Power Point. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.
В рабочей программе и учебно-методических рекомендациях по изучению дисциплины указаны темы, по которым студенты обязаны в часы самостоятельной работы составить презентации.
При составлении презентации рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
1. Изучить материалы темы, выделяя главное.
2. Установить логическую связь между элементами темы.
3. Отразить главные содержательные элементы графически или текстуально в краткой форме.
4. Выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы.
5. Оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценивания презентации:
■ соответствие содержания теме: максимально 1 балл;
■ правильная структурированность информации: максимально 1 балл;
■ наличие логической связи в изложенной информации: максимально 1 балл;
■ эстетичность оформления, его соответствие требованиям: максимально 1 балл;
■ умение представить презентацию аудитории: максимально 1 балл.
Методические рекомендации по работе с Интернет ресурсами
Используя Интернет в качестве источника информации, следует учитывать ряд особенностей работы с ним. Прежде всего, следует помнить о том, что информация, взятая из Интернета, может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске, отборе материала по заданной теме для оценки его качества следует руководствоваться следующими критериями:
- является ли данная информация фактом или является мнением?
- если информация является мнением, то что возможно узнать о репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?
- имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?
- когда возник ее источник?
- подтверждают ли данную информацию другие источники?
В первую очередь нужно обращать внимание на научные труды, статьи в периодических изданиях, отдельные тематические сайты, которые рекомендованы преподавателем. Используйте апробированные уже специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки (znanium.com., Университетская библиотека и др.).
Если Вы используете информационный ресурс при подготовке доклада то, как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы. Оформляется Интернет-источник согласно принятым стандартам (см.: оформление списка литературы к докладу).
Следует помнить, что сайты, где выложены коллекции готовых студенческих работ, не являются Интернет-источником. Это вторичная информация и доверие к подобного рода работам под большим сомнением[5].