Лекция 1
Процесс сбора информации представляет собой деятельность субъекта, целью которого является получение сведений об интересующем его объекте.
Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем - аппаратно. Например, пользователь может получить информацию о движении поездов или самолетов сам, изучив расписание, или же от другого человека непосредственно, либо через какие-то документы, составленные этим человеком, или с помощью технических средств (автоматической справки, телефона и т. д.).
Из изложенного выше следует вывод, что система сбора информации может представлять собой сложный программно-аппаратный комплекс. Как правило, современные системы сбора информации не только обеспечивают кодирование информации и ее ввод в ЭВМ, но и выполняют предварительную (первичную) обработку этой информации.
Сбор информации - это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, стандартному для прикладной информационной системы. Обмен информацией между воспринимающей информацию системой и окружающей средой осуществляется посредством сигналов.
Сбор и регистрация информации происходят по-разному в различных экономических объектах. Наиболее сложна эта процедура в автоматизированных управленческих процессах промышленных предприятий, фирм и т.п., где производятся сбор и регистрация первичной учетной информации, отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта.
Особое значение при этом придается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии сбор и регистрация информации происходят при выполнении различных хозяйственных операций (прием готовой продукции, получение и отпуск материалов и т.п.). Сначала информацию собирают, затем ее фиксируют. Учетные данные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных деталей, прошедших сборку узлов, изделий, выявление брака и т.д.
Для сбора фактической информации производятся измерение, подсчет, взвешивание материальных объектов, получение временных и количественных характеристик работы отдельных исполнителей. Сбор информации, как правило, сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носителе (документе или машинном носителе). Запись в первичные документы в основном осуществляется вручную, поэтому процедуры сбора и регистрации остаются пока наиболее трудоемкими.
В условиях автоматизации управления предприятием особое внимание придается использованию технических средств сбора и регистрации информации, совмещающих операции количественного измерения, регистрации, накоплению и передаче информации по каналам связи в ЭВМ с целью формирования первичного документа.
Каналы получения информации:
Неформальные каналы устанавливаются между отправителем и потребителем информации непосредственно (личные встречи, беседы, телефонные разговоры, переписка и т.п.)
Формальные каналы устанавливаются через специально созданные обществом организации и учреждения (систему печатных изданий, библиотеки информационные службы).
Формальный канал: курьером, по почте, по факсу, телеграфу.
Неформальный канал: телефонная связь, радио-телефонная связь.
Процесс сбора информации связан с переходом от реального представления предметной области к его описанию в формальном виде и в виде данных, которые отражают это представление.
Источниками данных в любой предметной области являются объекты и их свойства, процессы и функции, выполняемые этими объектами или для них. Любая предметная область рассматривается в виде трех представлений:
· реальное представление предметной области;
· формальное представление предметной области;
· информационное представление предметной области.
При сборе (извлечении) информации важное место занимают различные формы и методы исследования данных:
· поиск ассоциаций, связанных с привязкой к какому-либо событию;
· обнаружение последовательностей событий во времени;
· выявление скрытых закономерностей по наборам данных путем определения причинно-следственных связей между значениями определенных косвенных параметров исследуемого объекта (ситуации, процесса);
· оценка важности (влияния) параметров на развитие ситуации;
· классифицирование (распознавание), осуществляемое путем поиска критериев, по которым можно было бы относить объект (события, ситуации, процессы) к той или иной категории;
· кластеризация, основанная на группировании объектов по каким-либо признакам;
· прогнозирование событий и ситуаций.
Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач, в частности, задачи обмена информацией (передачи).
Среди методов сбора информации выделяют:
· приобретение документов (оптом, в розницу, по подписке, в дар, через систему обязательного экземпляра);
· выявление документов с исходной информацией;
· мониторинг процессов или явлений;
· методы формирования выборки;
· анкетирование;
· интервьюирование;
· статистическое наблюдение документального или информационного потоков;
· прямые и косвенные методы изучения информационных потребностей;
· метод эксперимента;
· метод панелей;
· ранжирование;
· анализ задач;
· анализ производственных, управленческих и информационных процессов;
· методы прогнозирования и др.
Наименование метода | Характеристика метода | Разновидности | Область применения |
Опрос | Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Позволяет выявить определенные типичные фактические данные, а также понятия и суждения по разным вопросам. | Письменные опросы (анкетирование); Устные опросы (интервьюирование); Очные опросы; Заочные опросы (телефонные, почтовые, опросы с помощью Интернета, через прессу); Интерактивные опросы по телевидению или по радио; Выборочные опросы; Сплошные опросы | Сбор первичной информации (например, об используемых обеспечивающих средствах, о пользователях и их информационных потребностях, о рынке информационных продуктов и услуг, посредниках, об ассортименте и качестве информационных продуктов и услуг). |
Интервьюирование | Метод сбора данных, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотрены программой исследования. Является одним из основных видов опроса. | Индивидуальные интервью; Парные интервью; Групповые интервью; Массовые интервью; Глубинное интервью; Свободное интервью; Фокусированное интервью; Стандартизованное интервью; Направленное интервью; Ненаправленное интервью; Опосредованное интервью. | Сбор данных (например, об используемых обеспечивающих средствах, о пользователях и их информационных потребностях, о рынке информационных продуктов и услуг, посредниках, об ассортименте и качестве информационных продуктов и услуг. |
Наблюдение | Метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Осуществляется в соответствии с целью и задачами конкретного исследования. | Систематическое наблюдение; Случайное наблюдение; Непосредственное наблюдение; Опосредованное наблюдение; Лабораторное (экспериментальное) наблюдение; Полевое наблюдение; Кратковременное наблюдение; Длительное наблюдение | Сбор первичной информации (например, о реализации технологических процессов и операций, этапах создания и внедрения информационных систем). |
Метод экспертных оценок | Метод получения информации путем опроса экспертов, являющихся специалистами в заданной предметной области. Сущность метода заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественным суждением и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов есть решение проблемы. | Метод комиссии; Метод мозгового штурма (или метод коллективной генеральной идеи); Метод Дельфи; Метод эвристического прогнозирования; Метод обобщения независимых характеристик; Метод простой ранжировки; Метод задания весовых коэффициентов; Метод парных сравнений; Метод последовательных сравнений | Используется при определении проблем, целей, объектов, процедур, критериев исследования. Например, при выявлении и обосновании состава задач, подлежащих автоматизации; оценке проектных решений; оценке качества информационных продуктов и услуг. |
Анализ документов | Один из основных методов сбора данных, который направлен на получение надежной информации, зафиксированной в документах. | Традиционный анализ документов (внешний и внутренний); Формализованный анализ документов (контент-анализ) | Используется в качестве основного метода при изучении различных видов документов; может также использоваться как дополнительный метод при уточнении, обогащении или сравнении результатов наблюдения, опроса, их проверки. |