Логика развития смены
Период | Цели и задачи | Позиция вожатого | Формы работы |
Организационный (1-3(4) дня) | Знакомство детей с вожатыми и друг с другом, знакомство с лагерем, сотрудниками, традициями, с планом работы лагеря и отряда, правилами поведения. Диагностика детей, тренинги. Установление отношений. | Быть организатором, инициатором, начальником, заводилой всех дел. | Игры на знакомство; тесты; огоньки знакомств; тренинги на сплочение; оформление визиток с именами детей; оформление комнат, визиток на комнату; организация отрядного места. |
Основной | Выполнение плана смены. Формирование микроклимата. | По мере развития отношений в отряде позиция вожатого от организатора переходит к позиции старшего друга, а также вожатый является администратором, советчиком, психологом, наставником и другом (но не подружкой). | КТД, ролевые игры, психологические тренинги, игры и диагностики, спортивные игры, беседы, свечки, походы, костры, тематические дни, лагерное самоуправление. |
Заключительный (3-4 дня) | Подведение итогов смены. Мотивацияна будущее. | Позиция друга, советчика, психолога. | Прощальный костер, разучивание прощальных песен, прощальный огонек, сбор пожеланий. |
Любую смену можно разделить на несколько этапов, каждый из которых подчиняется определенным целям и задачам. В соответствии с этапом лагерной смены будет меняться и методика работы вожатого со своими подопечными, что обеспечит более эффективную работу в отряде, позволит за более короткий срок сплотить отряд, формировать микроклимат в отряде.
Оргпериод
Это время привыкания детей к новым условиям, новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания.
Задачи оргпериода:
- адаптация ребенка к условиям коллективного проживания;
- Познакомить детей с традициями лагеря, содержанием смены, правилами и законами отряда;
- предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
- первичная диагностика ребят
Основной период
Задачи основного периода:
- сформировать дружный временный коллектив;
- создать благоприятный психологический климат в отряде;
- реализовать запланированную на смену программу;
- способствовать развитию творческих способностей, любознательности, коммуникативных и морально-нравственных качеств.
Заключительный период
Дети чувствуют отъезд за 4-5 дней до конца смены. В этот момент меняется поведение детей. Они становятся более возбужденными, чуть более болтливыми, чуть более раскованными и много более неуправляемыми. А причиной является неопределенность между желанием уехать домой и остаться еще в лагере.
Именно в последние дни осуществляются все «коварные планы». Поэтому надо помнить следующее:
- Работать по намеченному плану.
- Стараться не нарушать режим дня.
- Ограничить свободное время ребят.
- Стараться организовать коллективные дела с привлечением каждого, не давать возможности скучать.
- Не выпускать из поля зрения ни одного ребенка.
- Продумать программу прощального вечера.
За день организуйте сдачу инвентаря. Сразу после этого можно приступить к «чемоданной процедуре». Остается только необходимая одежда. Если обнаружатся бесхозные вещи, можно организовать «Салон потерянных вещей».
За день или за два следует провести генеральную уборку корпуса.
В последний день или предпоследний стоит подвести итоги смене. Здесь уместно использовать анкеты, сочинения, разговор о прожитой смене и друг о друге на последней отрядной свечке.
Этапы формирования детского временного коллектива (по А.Н. Лутошкину)
" Песчаная россыпь ". Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то "сцепляло". Соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, а может, просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел.
" Мягкая глина ". В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины.
В группе, находящейся на этой ступени развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, не чувствуется поддержки.
" Мерцающий маяк ". Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе. Но дружба требует постоянного горения, а не одиночных, правда, частых вспышек. Группа индивидуальна. Однако ей бывает трудно до конца собрать своего, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Редка инициатива.
" Алый парус " - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности. Здесь действуют по принципу "один за всех и все за одного". Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью.
Хотя группа и сплочена, и инициативна, но бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать. Не всегда сразу готовы признавать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.
" Горящий факел " - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Здесь проявляются все качества коллектива, которые были позваны на ступени "Алого паруса".
В эмоциональном развитии временного коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний, чередование коллективных настроений разной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых, либо неприятных, тревожных, подавленных. Это явление получило название «маятниковый эффект».
Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива. Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ним следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных ситуаций приводит к самопроизвольному включению механизма «маятника». Происходит привыкание к ярким впечатлениям, ослабляется восприимчивость, эффективность воздействия. В свою очередь, задержка эмоциональных состояний в положении «спад» вызывает симптомы «эмоционального голода». Радостные переживания, приятные коллективные эмоциональные состояния возникают быстро, тогда как спад настроения происходит постепенно.