Экзистенциальная (далее Э.), философия считается явлением 20 века, Хотя истоки можно найти в антике, буддизме, даосизме, христианстве …
Э. терапия и психология переплетается с философией более всех терапий. Основной метод – феноменологический – описание субъективного опыта жизни человека. Экзистенциальное направление трудно определить, так как мнения философов расходятся, но есть любимые темы: смерть, смысл жизни, свобода, ответственность, выбор, страдание …
После первой мировой воины Экзистенциализм стал движением, и особое развитие приобрел во Франции. К этому направлению можно отнести Ж. П. Сартра, Г. Марселя, А. Камю, хотя он сам отказывался называть себя Экзистенциалистом. Движение это было очень пестрое, как и спектр решаемых проблем. Далее - Мартин Лютер, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Бердяев, Шестов, Пауль Тиллих, …
Основной вопрос Э.,вопрос о природе человека, от ответа на него зависит вся практика. Кроме того практик должен знать связи между негативом и позитивом в жизни человека (Любимая тема Э. соотношение абсурда и смысла в жизни каждого) без уклона в любую сторону.
Уже после появления в 1927 году труда М. Хайдеггера «Бытие и время» появились попытки перенести его взгляды в психиатрию. В 1930 году появилась статья Бинсвангера «Сновидение и экзистенция », в которой была попытка посмотреть на сновидение через призму идей Хайдеггера.
Людвиг Бинсвангер родился в горном местечке в Швейцарии, где и прожил всю свою жизнь. После окончания Цюрихского университета, он был одним из первых последователей Фрейда, они переписывались. Затем когда появились работы Юнга Фрейд порвал с Бинсвангером, как и со многими другими, кто хоть на йоту отходил от его священного учения. Бинсвангер работал директором и врачом горного санатория. Он первым начал применять идеи Э. в психиатрии. Он назвал свой подход «Феноменологический анализ человеческой экзистенции». Целью его анализа была реконструкция внутреннего мира человека. Он высказывался против разделения субъекта и объекта. Человека нельзя рассматривать как вещь, как объект, человек свободное существо. И свобода не лежит в плоскости вещей. Как говорил Эдгар По: «Свобода не то, что человек имеет, а то, чем человек является ».
Основное понятие, на котором строился подход Хайдеггера, а затем и Бинсвангера – бытие в мире, это и есть человеческая экзистенция.
Человек не имеет своей экзистенции вне мира.
Бытие в мире можно рассматривать на трех уровнях:
- Биологическая плоскость - мир природы.
- Плоскость человеческих отношений – социальный уровень.
- Плоскость самости человека – духовный уровень.
Человеческая экзистенция понимается как бытие в мире, изменение мира, выход за рамки мира. Под выходом за рамки мира подразумевается не уход на небеса. Возможность выхода за рамки мира заложена в способности превзойти, трансцендентировать мир в котором человек пребывает временно, перестать быть обусловленным реалиями мира, перестать быть рабом мира и его условий. Это возможность превзойти физические и психологические ограничения и стать творцом в этом мире. Мы знаем, что умрем и пытаемся обойти эту тему, но смерть есть ключ, который открывает субъективное бытие как целостность, благодаря смерти мы можем объять свою жизнь и понять, что мы ответственны за свои выборы и не выборы…
Человек, живя в мире, старается реализовать максимально свои возможности и это становится доступным для него, если он живет подлинной, аутентичной жизнью. Человек перестает жить подлинно, если он ограничивает свои возможности и позволяет доминировать над собой другим или окружению. В этом контексте я хочу привести короткую и предельно содержательную цитату из Библии: «Я человек и мне все позволено, но не все полезно. Я человек и мне все позволено, но не все назидает. Я человек и мне все позволено, но ничто не должно властвовать мной». Одна из основных идей Э. состоит в том, что человек свободен выбрать любую форму жизни, и за любой выбор или его отсутствие человеку придется платить.
Когда мы говорим о том, чем человек является и чем может стать, обязательно заходит речь об еще одной экзистенциальной данности – ограничениях. Существует большой ряд ограничений – Культурные и географические рамки семьи и страны, где человек родился, необходимость судьбы, пол, место и время рождения.… Наши возможности, как и время жизни не безграничны, какие то ограничения мы способны преодолеть, и в этом наша свобода, а какие то ограничения преодолеть не в наших силах, но внутри этих ограничений мы своими решениями создаем подлинность или аутентичность своего существования.
Можно отметить три принципа создания подлинности существования: