Если у ребёнка наблюдаются данные проблемы, вероятнее всего у него возможны нарушения речевого развития.
Для того чтобы узнать причину их появления и установить точный диагноз, необходимо проконсультироваться у таких специалистов:
Æотоларинголог (проверит слух ребенка);
Æ невропатолог (определить, есть ли у малыша органическое поражение ЦНС, в т.ч. речевых центров коры головного мозга);
Æдетский психолог, дефектолог или психиатр (для определения состояния невербального интеллекта);
Æ учитель-логопед (для окончательного диагностирования речевых нарушений).
Литература: Ляксо Е.В., Фролова О.А. Книга для родителей по развитию речи малышей первых трёх лет жизни. – СПб.: Речь; М.; Сфера, 2010.
БУ ВО «Великоустюгский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Признаки
Нарушений
Речевого
Развития
Детей раннего возраста
Информационный буклет
Для родителей
162390 Вологодская область
г. Великий Устюг, ул. Пушкариха, д. 7
тел/факс (81738) 2-79-74
e-mail: dece_@mail.ru
Уважаемые родители!
Раннее детство — это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие — основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.
Эти процессы тесно связаны с развитием речи.
Ø 1,5 года – 10 слов;
Ø 1 год 8 месяцев – 50 слов;
Ø 2 года – более 200 слов;
Ø 3 года – 900-1000 слов.
Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка — не простое количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым.
В этот возрастной период он учится строить первые предложения, первые обобщения, у него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, раннее детство имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка, и поэтому неправильное воспитание на данном возрастном этапе может привести к задержке речевого развития (ЗРР), что осложнит его дальнейшее развитие в целом.
Причины нарушения речевого развития
þ Недостаточность речевого общения с ребёнком.
Известно, что дети, воспитывающие в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектом речи и др.) отстают в речевом развитии. Сама по себе эта причина не является определяющей для развития нарушения речи, но этот факт очень важен.
þ Неблагоприятные внешние условия в семье:
Ø отсутствие эмоционально-положительного окружения, нервно-психическое нездоровье семьи;
Ø индивидуальные особенности матери (мнительность, тревожность, эмоциональная холодность); неприятие малыша со стороны матери или отца;
Ø неполная семья;
Ø воспитание ребёнка в двух домах, когда ребёнок живёт с разведенными родителями в их семьях;
Ø резкая смена стратегий воспитания (у одного родителя – отсутствие запретов и наказаний, а у другого – наказание несоизмеримое с совершённым поступком);
Ø сверхшумное окружение;
Ø психические травмы: испуг, переживания в связи с разлукой с родителями; долгая психотравмирующая обстановка в семье, связанная с постоянными конфликтами между родителями.
Невротический ребёнок всегда происходит из невротической семьи. Огромное количество речевых расстройств можно предотвратить, если взрослые будут контролировать своё поведение и стараться создать спокойную и доброжелательную обстановку дома!
Около 80% заикания имеет невротическое происхождение