ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЛЕКЦИЯМ




 

Искусство преподавания требует много: и знания самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии, физиологии, и понимания закономерностей методики организации учебно-воспитательного процесса, и умение творчески использовать все эти значения в практике преподавания. Но самое главное - любить свое дело. Повышение педагогического мастерства неразрывно связано с любовью педагога к своей деятельности.

В данном курсе лекций представлен материал по методике преподава­ния изобразительного искусства в начальных классах, который дополнен данными новых научных исследований в области детской педагогической психологии. Это необходимо для того, чтобы будущий учитель мог правиль­но строить методику учебно-воспитательной работы с первого класса, ему необходимо хорошо знать психолого-педагогические закономерности разви­тия ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, иметь представ­ление о возможностях восприятия и усвоения детьми знаний, умений и навы­ков в изобразительном искусстве. В сборнике собран разнообразный матери­ал об опыте работы отечественной школы в области преподавания изобрази­тельного искусства.

Главная цель курса лекций - раскрыть специфику и закономерности методики преподавания изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы, помочь выпускникам педагогического колледжа овладеть сложным искусством преподавания.

Под словом методика мы имеем в виду, прежде всего совокупность рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания. Это специаль­ный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учеб­но-воспитательного процесса. Здесь большое значение имеют способы обучения, расположение учебного материала, учебный план, программа, принципы обучения и, наконец, цели и задачи учебно-воспитательной работы в целом. Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками.

Под методом обучения понимается способ работы педагога с ученика­ми, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.

В педагогической литературе встречается также термин «прием». Приемы обучения - это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения.

Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.

Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога выраба­тывается своя методика работы, однако она не может быть произвольной, случайной. Индивидуальная система каждого педагога должна быть по­строена в соответствии с общими задачами школы, целями и направлением современного развития изобразительного искусства. Кроме того, индивиду­альная педагогическая система и методика работы должны быть на уровне современной педагогики.

Методика преподавания изобразительного искусства как наука теоре­тически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обу­чения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты. Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искус­ствоведения. Она формулирует правила и законы обучения изобразительно­му искусству, указывает современные методы воспитания подрастающего поколения. Методика занимается выработкой наиболее целесообразных методов обучения и воспитания, устанавливает правила и законы построения учебного процесса и с помощью психолого-педагогических методов экспе­риментальных исследований предлагает новые методы преподавания.

Методическое руководство при обучении рисованию помогает ребен­ку быстрее усвоить правила построения реалистического рисунка, разобрать­ся в закономерностях строения натуры. В результате правильно проводимого обучения школьники быстрее привыкают к самостоятельности, у них повы­шается интерес к знанию, к науке, рождается стремление к дальнейшему со­вершенствованию в рисовании. А все это говорит о том, что педагогу, поми­мо умения хорошо рисовать, необходимо еще хорошо изучить те формы и методы обучения, которые дают наилучшие результаты.

Методика как искусство преподавания состоит в том, что учитель должен уметь правильно подойти к ученику, сразу увидеть, в чем он нужда­ется, и вовремя оказать ему помощь. Изложение учебного материала должно быть простым и ясным. Более того, задача учителя состоит в том, чтобы сложные понятия раскрыть перед учениками в наиболее простой и доступной форме. Мало объяснить и показать тот или иной прием работы - надо добить­ся того, чтобы этот прием был хорошо усвоен. А это требует от учителя большого мастерства. Чтобы ученик тебя хорошо понял, недостаточно одно­го объяснения и показа, - нужно еще суметь увидеть, почувствовать, как уче­ник воспринимает учебный материал, как он реагирует на твои слова и дей­ствия. Должен возникнуть психологический контакт между учеником и учи­телем, они должны хорошо понимать друг друга. По выражению лица, глаз, по движениям ребенка учитель видит, доходит до него то, о чем идет речь, или нет.

Изучение вопросов методики дает возможность учителю рисования правильно строить педагогический процесс, основываясь на дидактических принципах, формах и методах преподавания, которые указаны общей педагогикой. Давать в данном случае, какие бы то не было рекомендации и рецеп­ты нельзя. Все это учитель сам испытывает, приобретая мастерство и опыт. Можно только с уверенностью сказать, что успешное обучение невозможно без контакта педагога с учеником.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: